Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие налога на доходы физических лиц в России.
В ходе контрольной работы определим законодательную базу по налогу на доходы физических лиц, рассмотрим элементы налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т.д. Рассмотрим принципы налогообложения доходов физических лиц в России и вклад налога в формирование доходов бюджетной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....……………3
1. Эволюция подоходного налогообложения в РФ…...……………………...4
2. Законодательная и нормативная основа исчисления и уплаты НДФЛ......7
3.Элементы налога……………………………….……………………….…….10
4.Налоговые льготы по НДФЛ и основания их применения………..………13
5.Налогообложение индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения………………………………………………17
6.Вклад налога в формирование доходов бюджетной системы РФ………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ……………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……

Файлы: 1 файл

налог.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....……………3

1. Эволюция подоходного налогообложения в РФ…...……………………...4

2. Законодательная и нормативная основа исчисления и уплаты НДФЛ......7

3.Элементы налога……………………………….……………………….…….10

4.Налоговые льготы по НДФЛ и основания их применения………..………13

5.Налогообложение индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения………………………………………………17

6.Вклад налога в формирование доходов бюджетной системы РФ………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ……………………………………………………………....21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Подоходный налог с  граждан – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего  исторического развития отечественной  и зарубежной экономики. В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших  налогов. От его собираемости зависит  не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. В налоговой системе РФ подоходный налог с граждан занимает одно из первых мест, его удельный вес в общей сумме налоговых поступлений РФ составлял в 2010 г. 19% и 18% в 2011 г.

Переход к рыночной экономике  создает предпосылки для роста  личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное  налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать  у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для  проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц.

Целью данной работы является раскрытие налога на доходы физических лиц в России.

В ходе контрольной работы определим законодательную базу по налогу на доходы физических лиц, рассмотрим элементы налога, таких как объект обложения, налоговая база, налогоплательщики, ставка, льготы и т.д. Рассмотрим принципы налогообложения доходов физических лиц в России и вклад налога в формирование доходов бюджетной системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Эволюция подоходного налогообложения в РФ

В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. В 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с  доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога.

Подоходный налог был  представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916г. Это был  единственный из всех налогов, который  предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы  личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать  единственным по-настоящему универсальным  налогом, взимаемым со всех живущих  в России и официально возложить  фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи)

Подоходный налог был  необычен еще и тем, что в его  основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика  раскрыть информацию о собственных  доходах. Эта мера предполагала, что  каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.

Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его  потолок был 12,5%, впоследствии Временное  правительство довело его до 30,5% [3, с.94].

В СССР подоходный налог  с населения был введен на основании  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный  источник дохода, независимо от места  проживания, а также иностранные  лица и лица без гражданства, имевшие  на территории СССР источники дохода. Техника взимания налога сохранялась  практически неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Взимание подоходного налога производилось у источника. Доходы плательщиков при обложении дифференцировались в зависимости от источников происхождения и размеров. Они подразделялись на: заработную плату; авторские вознаграждения и другие доходы литераторов и работников искусства; доходы лиц, занимающихся кустарно - ремесленным промыслом; доходы лиц, занимающихся частной практикой; другие доходы.

Существование подоходного  налогообложения при социализме, как и в странах с рыночной экономикой, официально объяснялось  необходимостью выравнивания доходов  граждан для обеспечения большей  социальной

 

справедливости. Это достигалось  с помощью установления необлагаемого  минимума и слабо прогрессивной  шкалы. Однако трудно говорить о действительной необходимости подобных мер в  условиях, когда практически все  доходы граждан прямо контролировались государством.

В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного  налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда  рабочих и служащих были установлены  размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось 7 ставок - от 13 до 60% [3, c.96].

После распада Советского Союза и перехода России на рыночные экономические отношения  к 1992 г. была создана  новая налоговая  система, которая состояла более  чем из 60 видов налогов и сборов. Верховным Советом РСФСР был  принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными  принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам  и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской  деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом.

7 июня 1999 Дума приступила  к принятию во втором чтении  части II Налогового кодекса и приняла главу 24 - подоходный налог. Наша страна вырвалась в авангард мирового либерализма, установив единую ставку налога 13%.

С приходом к власти В.В.Путина Правительство (фактически с 10 января 2000 возглавляемое М.М.Касьяновым) решилось на радикальную налоговую реформу, выразившуюся, в частности, во введении "плоской шкалы" (единой ставки) подоходного налога. Дума установила новый крайний срок приема поправок ко II части НК - апрель 2000. Поправки Правительства официально были внесены фракцией "Единство" и приняты Бюджетным комитетом Думы в качестве проекта к пленарному заседанию.

С 1 января 2001г. действует  глава 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, которая заменила Закон  РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" [9].

Налог на доходы физических лиц - форма изъятия в бюджет части  доходов физических лиц. НДФЛ относится  к федеральным налогам, которые  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории России. Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, так как конечным его  плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

Так с 2001 года по настоящее время НДФЛ регулируется гл.23 НК, но ежегодно вносятся изменения, меняются сроки уплаты, ставки налога, предельная сумма, добавляются категория льготников. С 2002 года НДФЛ был переведен в распоряжение региональных и местных бюджетов, а до 2005 года доходы в виде дивидендов облагались по ставке 6%, (с 2005 года 9%).

В 2009 году были внесены существенные поправки в НК ПФ, касаемо  налоговых  вычетов на ребенка.

Сейчас налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Законодательная и нормативная основа исчисления и уплаты НДФЛ

Основным нормативным  актом, регулирующим взимание подоходного  налога с физических лиц является Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". В соответствии с этим законом плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения  у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном  году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного  местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается  совокупный доход, полученный как в  денежной (национальной или иностранной  валюте), так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной  форме, учитываются в составе  совокупного годового дохода по государственным  регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

Доходы, полученные за пределами  Российской Федерации физическими  лицами, имеющими постоянное местожительство  в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению  в Российской Федерации.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

- вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;

- представлять в предусмотренных настоящим Законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по форме, устанавливаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации, другие необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных;

- предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;

- своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательными актами.

 Ставки подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической ситуации в стране. Своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию. За другие нарушения настоящего Закона юридические и физические лица несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При определении налоговой  базы (статья 210 НК РФ) учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной формах, или право  на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год.

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся  на:

- стандартные налоговые вычеты (статья 218 НК РФ)

- социальные налоговые вычеты (статья 219 НК РФ)

- имущественные налоговые вычеты (статья 220 НК РФ)

- профессиональные налоговые вычеты (статья 221 НК РФ)

В общем случае ставка НДФЛ в 2012 году составляет 13 процентов для  граждан России и 30% для нерезидентов, на выигрыши и призы - 35%, на дивиденды  от долевого участия в предприятиях - 9 процентов.

 

Порядок исчисления налога  рассматривается статьей 225 НК РФ. Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке, процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Порядок и сроки уплаты налога контролируется налоговыми агентами (статья 226 НК РФ). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Датой фактического получения доходов в виде оплаты отпуска является день их выплаты. Это значит, что датой получения работником отпускных является дата перечисления средств на его банковский счет, причем вне зависимости от того, за какой месяц начислены отпускные (письмо Минфина России от 6 июня 2012 г. № 03-04-08/ 8-139).

Информация о работе Налог на доходы физических лиц