Федеральное Государственное
Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального
образования
Государственный
Университет
Министерства финансов
Российской Федерации
Кафедра “ Государственные
доходы”
Налог на игорный
бизнес
Курсовая работа
Научный
руководитель:
Москва
2012
Содержание
Введение……………………………………………………………3-4
Глава 1. Общие положения о порядке уплаты
налога
на игорный бизнес
- Сущность игорного бизнеса и особенности
его налогообложения………………………………………………5-6
1.2 Эволюция налогообложения игорного
бизнеса………………….7-10
1.3 Зарубежный опыт налогообложения
игорного бизнеса………...10-13
Глава 2. Механизм
налогообложения игорного бизнеса
- Плательщики и объекты налогообложения…………………...14-16
- Налоговый период, налоговая
база и ставки………………….16-19
- Сроки и способы предоставления
декларации………………..19-21
- Порядок расчета налога на игорный ………………………….21-22
Глава 3. Игорный
бизнес в современной России
3.1 Игорные зоны на территории
РФ………………………………..23-26
3.2. Сравнительная характеристика
налогообложения
игорного бизнеса по регионам
Российской Федерации…..………...27-29
Заключение…………………………………………………………....30
Список используемой литературы
………………………….………31
Введение
Развитие отношений рыночного
типа легализовало некоторые виды
деятельности, среди которых игорный бизнес
занимает немалое место. В настоящее время
игорный бизнес – одна из самых бурно
развивающихся отраслей в сфере отдыха
и развлечений, а история азартных игр
уходит своими корнями далеко в прошлое.
В современной России игорный бизнес стремительно
набирает обороты, формируя новый вид
деятельности. Вместе с этим появляется
и круг проблем, требующих решения. Поэтому
вопросы, касающиеся налогообложения
игорных заведений особо актуальны.
В последнее время вклад игорного бизнеса
в общую налоговую копилку неуклонно растет.
Отсутствие
опыта регулирования этой отрасли, а также
неоднозначное отношение как населения
так и законодателей к появлению индустрии
азартных игр определяют необходимость
четко выстроенной политики в его отношении.
Выбор
и формирование соответствующей модели
налогообложения игорного бизнеса напрямую
связан с уровнем развития налоговой системы
конкретного государства. В Российской
Федерации в последние годы попытки решения
проблемы государственного регулирования
исключительно административно-запретительными
методами показала свою несостоятельность.
Хоть значение налоговых механизмов управления
экономикой постепенно повышается, в настоящее
время понимание возможностей использования
тех или иных стимулирующих методов, а
главное - их применение в законодательстве
о налогах и сборах оставляет желать лучшего.
Перечисленные
выше проблемы в определенной части обусловлены
и отсутствием целостного взгляда на многие
проблемы функционирование системы налогообложения
в виде налога на игорный бизнес и на его
правовую основу. Эти обстоятельства указывают
на необходимость развития учения о налогообложении
игорного бизнеса, что определяет актуальность
темы данного исследования.
Предметом
курсовой работы являются нормы налогового
права, через которые осуществляется нормативно-правовое
регулирование системы налогообложения
в виде налога на игорный бизнес в Российской
Федерации.
В
качестве цели курсовой работы было поставлено
изучение основ налогообложения доходов
игорного бизнеса, а значит, изучение общих
положений Федерального Закона «О государственном
регулировании деятельности по организации
и проведению азартных игр и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации»;
Для достижения данной цели
необходимо изучить следующие задачи:
- рассмотреть основные аспекты
налогообложения игорного бизнеса;
- раскрыть понятие игорного
бизнеса и описать особенности
его осуществления;
- охарактеризовать меры государственного
регулирования налогообложения
и размещения игорных зон;
- исследовать проблемы и перспективы
развития и налогообложения игорного
бизнеса в Российской Федерации;
- провести анализ состояния
налогообложения на игорный бизнес
по регионам Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения о
порядке уплаты налога на игорный бизнес
1.1 Сущность игорного
бизнеса и особенности его
налогообложения
Игорный бизнес – это особый вид предпринимательской
деятельности, связанной с извлечением
организациями доходов в виде выигрыша
или платы за проведение азартных игр
или пари. Игорный бизнес не является реализацией
товаров (имущественных прав), работ или
услуг.
Азартная игра — основанное на риске
и заключенное между двумя или несколькими
лицами по правилам, установленным игорным
заведением, соглашение о выигрыше, исход
которого зависит от обстоятельства, на
наступление которого стороны имеют возможность
оказывать воздействие.
Пари - основанное на риске соглашение
о выигрыше, заключенное двумя или несколькими
участниками между собой либо с организатором
игорного заведения, по которому одна
из сторон обещает что-нибудь уплатить
другой, если наступит известное обстоятельство;
в случае ненаступления такого обстоятельства
другая сторона должна уплатить что-либо
первой.
Необходимость принятия самостоятельного
закона о введении налога на игорный бизнес
обусловлена тем, что в указанной сфере
деятельности сложно контролировать правильность
ведения бухгалтерского учета и формирования
налоговой базы в форме валового дохода.
Поэтому, несмотря на масштабные денежные
обороты и достаточно высокий уровень
доходности предприятий, осуществляющих
игорный бизнес, поступления налогов в
этой сфере были очень низкими. В связи
с этим встал вопрос о необходимости коренного
пересмотра подхода к налогообложению
в этой отрасли.
Налог на игорный бизнес построен
на принципиально иной, нежели другие
налоги, основе. Суть нового подхода состоит
в том, что этот налог базируется на принципе
вмененного дохода, когда государство,
учитывая невозможность полного учета
всех доходов, отказывается от него и устанавливает
налог исходя из расчета возможного дохода
различных видов игровых учреждений, принуждая
налогоплательщика платить налог исходя
из условно определенного дохода. Естественно,
что доход в этом случае не может являться
налоговой базой, и объектом обложения
этим налогом являются принципиально
иные показатели, не связанные напрямую
с финансово-хозяйственной деятельностью.
Специфика осуществляемого
игорным заведением игорного бизнеса
заключается еще и в том, что исчисление
и уплату налога при получении выигрышей
производят сами физические лица, т.к игорному
заведению невозможно учесть доход физического
лица при получении выигрышей. Так, при
приобретении физическим лицом фишек,
дающих право делать ставки и, соответственно,
получить выигрыш, казино как игорное
заведение не может в точной мере определить
величину полученного физическим лицом
дохода, т.к, реализуя фишки, игорное заведение
не ведет персонального учета данных о
тех лицах, кому и какие фишки были
реализованы. Как следствие этого, сумма
выигрыша физического лица, получаемая
игорным заведением, не может являться
чистым доходом физического лица в результате
того, что обложение налогом такого дохода
без учета реально понесенных расходов
физического лица, связанных с его получением,
представляется несоответствующим понятию
объекта налогообложения налогом на доходы
физических лиц как экономической выгоды,
полученной в денежной или иной форме. 1
В этом случае именно физическое
лицо может наиболее правильно определить
размер дохода, подлежащего налогообложению,
представив в налоговый орган декларацию,
обосновывающую отраженный в ней доход,
уменьшенный на величину расходов, связанных
с его получением (в частности, на приобретение
фишек), подтвержденного имеющегося у
физического лица документами, выданными
игорным заведением при приобретении
фишек.
1.2 Эволюция налогообложения
игорного бизнеса
Статистика современного игорного
бизнеса берёт начало с советских времён.
А именно - с 1988 года. Тогда и начался новый — легальный
— период. Однако узаконивание азартного
бизнеса не явилось залогом безоблачного
существования отрасли. Причинами являлось
неимение должного представления о специфике
данной индустрии и опыта законотворчества
в этой сфере.
Поначалу налогообложение игорного бизнеса
не отличалось от других видов предпринимательской
деятельности. Ставка налога на прибыль
в то время была одинакова практически
для всех — 35%. В 1991 г. впервые за многолетнюю
историю существования государства
Российского были определены
ставки налогообложения игорного
бизнеса. Однако перечень видов игорного
бизнеса был достаточно скуден: казино,
игровые автоматы и выигрыши по ставкам
на ипподромах. В конце 1991 года игорный
бизнес уже серьёзно развивается. Казино
открываются не только в Москве, но и в
Санкт-Петербурге и в некоторых регионах.
В течение двух лет в Москве открываются
всё новые и новые казино и залы игровых
автоматов. Игорный бизнес постепенно
появляется в регионах, в основном стараниями
работавшей к тому моменту Ассоциации
деятелей игорного бизнеса.
Закон «О налоге на прибыль
предприятий и организаций» № 2116-1, принятый
в 1991 г. однозначно выделял деятельность
в сфере игорного бизнеса как отличную
от других видов предпринимательской
деятельности. В целях налогообложения
прибыль определялась как разница между
доходами казино, игорных домов и другого
игорного бизнеса, получаемую от реализации
этих услуг, и расходами (включая расходы
на оплату труда) на эти услуги. Также в
Законе было определено, что данный вид
дохода облагается по повышенной ставке
— 70%.
В 1992 г. Инструкцией № 4 «О
порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций»
было определено, что «доходы от казино,
иных игорных домов и другого игорного
бизнеса облагаются по ставке 90 процентов».2 Притом исчисление налога производится
ежемесячно нарастающим итогом с начала
года).
По статистическим данным налоговых
органов на начало 1994 года в 87 субъектах
Российской Федерации (из 89) было зарегистрировано
496 компаний, занимающихся игорной деятельностью.
Игорный бизнес развивается в Москве -
86 предприятий, Санкт-Петербурге - 57, Ростове-на-Дону
- 12, Владивостоке - 7, в Краснодарском крае
- 51, в Ставропольском крае - 14, в Ленинградской
области - 20, Московской области - 15, Волгоградской
- 10 и Мурманской области - 9.
В 1995-1996 годах игорный бизнес набирает
обороты. Однако отсутствие необходимого
правового регулирования и сверхвысокое
налогообложение по-прежнему не позволяют
в должной определить место игорного бизнеса
в экономической и социальной жизни России.
За этот период в общем по Российской
Федерации наблюдается постоянный рост
как общего количества игорных заведений,
так и каждого вида объектов обложения
налогом на игорный бизнес, зарегистрированных
в налоговых органах.
В 1997 г. в Министерстве РФ по
налогам и сборам началось обсуждение
нововведений, касающихся налогообложения
игорного бизнеса, поскольку 90%-ный
налог на прибыль не устраивал ни предпринимателей,
ни государство, а налоговые поступления
не соответствовали ожидаемому результату.
В конечном итоге появился проект федерального
закона «О налогообложении казино, игорных
домов (мест), игровых автоматов с вещевым
и денежным выигрышем», который не был
принят и совсем скоро уступил свое место
новому законопроекту.
Однако прошло совсем немного
времени, и 31 июля 1998 г. был принят Закон
№ 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который
в корне изменил подход к налогообложению
игорного бизнеса, впервые определив специфику
этого вида деятельности и соответствующие
этому принципы налогообложения. На основании
Закона вводился налог на игорный бизнес,
где ставка налога устанавливалась в размере,
кратном минимальному размеру оплаты
труда на каждый объект налогообложения.
В мае 1999 г. в Государственную
Думу поступил законопроект «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "О налоге на игорный бизнес"».
Законом в очередной раз предусматривалось
увеличение ставок налога на игорный бизнес.
По истечению налоговые ставки на объекты
игорного бизнеса снова было предложено
поднять, однако 15 октября 2002 г. законопроект
был снят с рассмотрения Государственной
Думой.
Налоговое регулирование игорного
бизнеса вплоть до 2004 года осуществлялось
Федеральным Закон № 142-ФЗ «О налоге на
игорный бизнес». Ставка налога в месяц
на каждый объект налогообложения сверх
указанного количества уменьшалась на
20% при наличии более 30 игровых столов
и более 40 игровых автоматов.
Значительные изменения в организации
и налогообложении игорного бизнеса были
введены Федеральным законом "О государственном
регулировании деятельности по организации
и проведению азартных игр и о внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации" от 26.12.2006
№ 244-ФЗ.
С 2004 г. и по сей день регулирование налогообложения
игорного бизнеса производится в соответствии
со статьями Налогового Кодекса Российской
Федерации от 05.08.2000 г.
1.3 Зарубежный
опыт налогообложения игорного
бизнеса
Европа была первым из континентов,
легализовавшим игорный бизнес. Это произошло
еще во времена Римской Империи. Сегодняшние
формы европейского игорного бизнеса,
его управление и законодательное регулирование
самые полные и многогранные. Игорная
деятельность разрешена практически во
всех странах за исключением Сан-Марино,
Лихтенштейна и греческой части Кипра.
Практически все виды азартных
игр находятся в управлении частного
бизнеса. Существенные ограничения, в
том числе и государственная монополия
на отдельные виды азартных игр применяются
в Швеции, Финляндии, Австрии, Нидерландах,
Монако и т.д. Эксплуатация игровых автоматов
вне казино запрещена в Греции, Франции,
Португалии, Монако и Люксембурге.
В одних странах государство
напрямую участвует в бизнесе , например,
в Монако, а в других частично, т.е. занимается
отдельными видами игорного бизнеса, например,
в Австрии, Финляндии, Швеции, Германии
и Нидерландах. Есть страны, где государство
полностью отказывается от участия в игорном
бизнесе, удовлетворяясь сбором налоговых,
лицензионных, таможенных и сертификационных
поступлений и осуществляя лишь законодательный
контроль. К таким странам относятся
Болгария, Румыния, Польша, Чехия, Словакия,
Македония, Хорватия, Черногория.
В Азии первые игорные заведения
появились в Японии и Китае. Сегодня игорный
бизнес доступен в Индии, турецкой части
Кипра, Вьетнаме, Армении, Грузии, Казахстане,
Кыргызстане, Туркменистане, Камбодже,
Непале, Мьянме, Северной и Южной Корее,
Лаосе, Ливане, Макао, Гонконге, Филиппинах,
Монголии, Сингапуре, Шри-Ланке и Японии.
А в Афганистане, Пакистане, Катаре, Кувейте,
Йемене, Бахрейне, Саудовской Аравии, Омане,
Сирии, Бангладеш, Китае, Таиланде, Бутане,
Мальдивских островах, Иордании, Восточном
Тиморе, Иране, Узбекистане, Азербайджане
и Турции практически полностью запрещена
игорная деятельность. Во многих из этих
стран легализованы лотереи, пари и тотализаторы.