Игорный бизнес Северной, Южной
и Центральной Америки отличается от европейской
модели. Игорный бизнес в той или иной
форме разрешен в США, Канаде, Панаме, Арубе,
Багамских островах, Белизе, Гватемале,
Гондурасе, Доминике, Доминиканской Республике,
Никарагуа, Колумбии, Гаити, Сальвадоре,
Тринидад и Тобаго, Ямайке, Венесуэле,
Суринаме, Перу, Эквадоре, Боливии, Чили,
Аргентине, Уругвае, Парагвае.
Однако, существует невозможность
открытия казино в Мексике и Бразилии.
А на Кубе игорный бизнес находится полностью
под запретом. В некоторых странах разрешен
только игорный бизнес онлайн. Например
в Ангильи, на Нидерландских островах,
Барбадосе, Британских островах, Гренаде,
Каймановых островах, Сент-Китс и некоторых
других.
В Африке игорный бизнес берет
начало в 1956 году с появлением первого
крупного казино в Марокко. Главной особенностью
игорного бизнеса в Африке является месторасположение
игорных заведений: почти все игорные
заведения находятся в отелях и управляются
иностранными компаниями.. Законодательно
запрещен игорный бизнес в Ливии, Алжире,
Судане, Эфиопии, Эритрее, Бурунди, Сомали,
Руанде, Западной Сахаре и Нигере.
Австралия и Океания – последний
континент, легализовавший на своей территории
игорный бизнес. Первые законодательные
акты Австралии и Новой Зеландии основывались
на британской модели правового регулирования
игорного бизнеса. Сегодня на этом континенте
игорный бизнес разрешен в Австралии,
Новой Зеландии, Гуаме, Палау, Новой Вануату,
Каледонии, Соломоновых и Северных Марианских
островах. А запрещен – в Фиджи и Восточном
Самоа.
За рубежом с каждым годом все
популярнее становятся многофункциональные
комплексы, совмещающие в себе жилой, торговой
и развлекательный элементы. Городские
казино постепенно уступают место более
доходным и популярным казино-курортам.
Из небольших по размеру они превращаются
в мега-, из узкопрофильных – в многопрофильные,
из уединенных, изолированных строений –
в оригинальные, выдающиеся дания. Также
изменяется и социальная направленность
казино: из элитных клубов они превращаются
в центры досуга для всей семьи, кроме
того, в наши дни казино гораздо больше
ориентируются на туристов.
Крупнейшие в мире казино-курорты –
Лас-Вегас (США) и Макао. Лас-Вегас, известный
в первую очередь как центр игорного бизнеса,
в 1990-е гг. претерпел значительные изменения,
превратившись в крупный курортно-развлекательный
комплекс, в котором индустрия игорного
бизнеса является всего лишь частью, хотя
и немалой. К обязательной характеристике
для новых мегакурортов относится наличие
торгового центра, ресторана, конференц-центра,
крытого и открытого бассейна, бильярдного
зала, детской площадки, поля для гольфа,
шоу-театра, центра красоты и SPA, банка,
медицинского центра и т. д. Все эти составляющие
формируют ядро многофункционального
комплекса, совмещающего в себе жилищную,
развлекательную, торговую и ресторанную
части.
Концепцию развития азиатского
центра игорного бизнеса в Макао разработали
создатели Лас-Вегаса, вдохновленные экономическим
бумом и ростом турпотоков в Макао из остальной
части Китая. В Макао представлены такие
всемирно известные бренды, как Venetian, Sands,
MGM и Wynn. Крупнейшее в Макао казино -Sands
Macaо недавно завершило расширение игрового
зала. Увеличение площади казино на 6000 кв.
м позволило дополнительно разместить
273 игорных стола и 365 игровых автомата.
Общая площадь казино теперь составляет
21 274 кв. м, а количество игровых столов –
740 ,что дает право назвать казино Sands Macao
крупнейшим в мире. Примечательно, что
это первое в Азии казино, управление которым
осуществляет западная компания – Las Vegas
Sands.
До Sands Macao звание самого большого
в мире казино принадлежало казино Foxwood
Resorts Casino в Ледьярде (Коннектикут, США),
открывшемуся в 1986 г. Его площадь составляет
17 900 кв. м, в казино более 7000 игровых автоматов
и свыше 400 игорных столов.
Глава 2. Механизм
налогообложения игорного бизнеса
- . Плательщики и объекты
налогообложения
Плательщиками налога на игорный
бизнес признаются организации и физические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в области игорного бизнеса.
Организации и предприниматели,
занимающиеся игорным бизнесом, не вправе
применять упрощенную систему налогообложения3. Если же помимо игорного бизнеса
они осуществляют иные виды деятельности,
то по этим видам применяется обычная
система налогообложения (в соответствующих
случаях – система налогообложения единым
налогом на вмененный доход).
В порядке, предусмотренном
налоговым законодательством Российской
Федерации, обособленные подразделения
организации, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в области игорного бизнеса,
выполняют обязанности организации по
уплате налога на той территории, на которой
указанные подразделения осуществляют
функции организации.
Объектом налогообложения игорного
бизнеса являются:
- Игровой стол — специально
оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор
- Игровой автомат — специальное
оборудование (механическое, электрическое,
электронное или иное техническое оборудование),
установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
- Процессинговый центр тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора;
- Процессинговый центр букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы;
- Пункт приема ставок букмекерской
конторы - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы;
- Пункт приема ставок тотализатора - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
Общее количество объектов
налогообложения каждого вида объектов
игорного бизнеса подлежит обязательной
регистрации в органах Государственной
налоговой службы Российской Федерации
по месту нахождения указанных объектов
не позднее, чем за два рабочих дня до момента
их установки с обязательной выдачей свидетельства
о регистрации. Датой регистрации считается
день, когда в налоговый орган представлено
соответствующее заявление.
Невозможность эксплуатации
установленного в игорном заведении оборудования,
вызванная, например, поломкой, некомплектностью
и т.п., не изменяет обязанности налогоплательщика
по уплате налога, если в налоговый орган
не будет представлено заявление об изменении
количества зарегистрированных объектов
налогообложения.
Копия свидетельства о регистрации
общего количества объектов налогообложения
каждого вида объектов игорного бизнеса
должна храниться в игорном заведении
по месту нахождения указанных объектов.
Изменение в игорном заведении
общего количества объектов налогообложения
каждого вида объектов игорного бизнеса
подлежит регистрации в течение 5 рабочих
дней со дня установки или выбытия каждого
вида объекта налогообложения. Органы
Государственной налоговой службы Российской
Федерации обязаны в течение 5 рабочих
дней с даты получения письменного заявления
от налогоплательщика об изменении общего
количества объектов налогообложения
выдать свидетельство о регистрации или
внести изменения в ранее выданное свидетельство.
Наличие на территории игорного
заведения незарегистрированных объектов
налогообложения или несоблюдение установленного
порядка уплаты налога более двух раз
в течение календарного года может являться
основанием для отзыва лицензии на осуществление
предпринимательской деятельности в сфере
игорного бизнеса.
2.2 Налоговый период.
Налоговая база и ставки
Под налоговым периодом понимается
период времени применительно к отдельным
налогам, по окончании которого определяется
налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате. Налоговым периодом
при исчислении налога на игорный бизнес
считается календарный месяц. Отчетных
периодов по налогу не предусмотрено
В связи с налоговым периодом обратим
внимание на ситуацию, связанную с установлением
налогового периода по налогу на игорный
бизнес Федеральным законом от 12.02.2001 N
8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О налоге на игорный
бизнес". В редакции Закона, действовавшей
до Федерального закона от 12.02.2001 N 8-ФЗ,
налоговый период четко определен не был.
При этом налоговые ставки устанавливались
в расчете на год.
Согласно Статье 5 Налогового
Кодекса Российской Федерации акт законодательства
о налогах и сборах вступает в силу не
ранее чем по истечении одного месяца
со дня его официального опубликования
и не ранее 1-го числа очередного налогового
периода по соответствующему налогу.4
Следует учитывать, что в случае,
когда изменение налогового периода
по налогу актом законодательства о налогах
и сборах приводит, например, к возникновению
обязанности представления деклараций
и т.д., а также сопровождается повышением
налоговых ставок, то применение новой
редакции Федерального Закона о налоге
должно производиться с начала очередного
налогового периода, который был установлен
первоначальным текстом Закона, а не его
новой редакцией.
По окончании налогового периода определяется
налоговая база и исчисляется сумма налога.
По каждому объекту налогообложения налоговая
база определяется отдельно как общее
количество соответствующих объектов
налогообложения5 .
Таким образом, чтобы рассчитать сумму
налога, необходимо умножить количество
объектов налогообложения одного вида
(например, игровых автоматов) на соответствующую
налоговую ставку. Если у налогоплательщика
несколько видов объектов налогообложения
(игровые столы, касса букмекерской конторы
и т.д.), то сначала рассчитывают налог
по каждому виду, а затем полученные результаты
суммируются.
Статьей 369 НК РФ установлены минимальные
и максимальные размеры ставок, в пределах
которых субъектами Российской Федерации
устанавливаются конкретные размеры ставок.
Если законом субъекта Российской Федерации
не будет установлен конкретный размер
налоговой ставки, то согласно пункту
2 статьи 369 Налогового Кодекса налог будет
взиматься по минимальным ставкам.
Налоговые ставки устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации в следующих
пределах:6
1) за один игровой стол - от 25000
до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от
1500 до 7500 рублей;
3) за один процессинговый центр
тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;
4) за один процессинговый центр
букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;
5) за один пункт приема ставок
тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;
6) за один пункт приема ставок
букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000
рублей.
Если ставки налогов не установлены законами
субъектов Российской Федерации, то ставки
налогов устанавливаются в следующих
размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500
рублей;
3) за один процессинговый центр
тотализатора - 25000 рублей;
4) за один процессинговый центр
букмекерской конторы - 25 000 рублей;
5) за один пункт приема ставок
тотализатора - 5 000 рублей;
6) за один пункт приема ставок
букмекерской конторы - 5 000 рублей.
Следует обратить
внимание на то, что раннее действовавшим
законом были определены только минимальные
ставки налога, в соответствии с которыми
суммы налога подлежали зачислению полностью
в федеральный бюджет. При этом органам
законодательной (представительной) власти
субъектов Российской Федерации было
предоставлено право устанавливать конкретные
ставки налога (то есть увеличивать их)
для игорных заведений, находящихся на
подведомственной им территории, с зачислением
суммы налога в части, соответствующей
превышению над минимальным размером
ставки налога, в бюджеты субъектов Российской
Федерации. В соответствии же с действующим
законодательством в бюджеты субъектов
Российской Федерации подлежат зачислению
налоговые доходы от налога на
игорный бизнес в 100 процентном размере; 7
2. 3. Сроки и способы
предоставление деклараций
Налог на игорный бизнес подлежит
уплате с момента получения игорным заведением
специальной лицензии, а не с момента регистрации
в налоговых органах объектов налогообложения.
Налог, подлежащий уплате по
итогам налогового периода, уплачивается
налогоплательщиком в бюджет по месту
регистрации в налоговом органе объектов
налогообложения, не позднее срока, установленного
для подачи налоговой декларации за соответствующий
налоговый период.8 Декларация должна быть предоставлена
налогоплательщиком не позднее 20 числа
месяца, следующего за истекшим налоговым
периодом.
В случаях, когда последний
день срока падает на нерабочий день, днем
окончания срока считается ближайший
следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого
установлен срок, может быть выполнено
до двадцати четырех часов последнего
дня срока. 9Это означает, что при сдаче
документов либо денежных суммы до двадцати
четырех часов последнего дня срока, то
срок не считается пропущенным.
Налоговая декларация, в соответствии
со статьей 80 НК РФ, представляется в налоговый
орган по месту учета налогоплательщика
по установленной форме на бумажном носителе
или по установленным форматам в электронной
форме вместе с документами, которые в
должны прилагаться к налоговой декларации.
Бланки налоговых деклараций должны предоставляться
налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может
быть представлена налогоплательщиком
в налоговый орган следующими способами:
- лично или через его представителя;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам
связи.