Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:37, дипломная работа
Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий
1.2. Характеристика налога на имущество
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество
2.3. Льготы по налогу
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество
3.2. Схемы минимизации налога
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества
Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях с прибыли.
В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.
А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона «О налоге на имущество предприятий»3 в качестве регионального налога.
В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.
Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»4, разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.
Уже в конце
ХХ века в Российской Федерации стали
происходить кардинальные изменения
в системе налогообложения
Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.
В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.
Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.
То есть,
как верно отмечает Н.В.Миляков, данный
налог, несмотря на то, что он принадлежит
к категории прямых и потому зависит
от результатов хозяйственной
Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок – около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом6.
В рамках бюджетных
правоотношений налог на имущество
организаций относится к
Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»8.
Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.
В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:
- налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Юридическая форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п.п.«д» п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», региональный налог имеет только одну форму юридического установления – форму закона субъекта РФ об этом налоге.
Отметим отдельные аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:
1) ст.372 НК
РФ и другими нормами НК
РФ определена сфера участия
субъектов РФ в установлении
и введении в действие налога
на имущество организаций.
2) ст.373 НК
РФ уточнены категории
3) ст.374 НК
РФ изменен объект
4) ст.ст.377 и
378 НК РФ закреплены специальные
правила формирования
5) п.1 ст.380 НК
РФ установлена предельная
6) ст.381 НК
РФ сокращен перечень общих
льгот по сравнению с
7) ст.ст.382-385
НК РФ уточнены порядок
Таким образом,
НК РФ не только установил единообразный
подход к вопросам расчета и уплаты
налога на имущество предприятий, но
и существенно изменил
1.3.
Налогоплательщики и
Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:
- российские организации;
- иностранные
организации, осуществляющие
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В силу абз.2
п.2 ст.11 НК РФ, российскими организациями
признаются юридические лица, созданные
по законодательству России. Для целей
обложения налогом на имущество
не имеет значения деление юридических
лиц по признаку основной цели деятельности
на коммерческие или некоммерческие
организации, осуществляемое в соответствии
с гражданским
Правоспособность российской организации возникает в момент ее создания (п.3 ст.49, п.2 ст.51 ГК РФ), который определяется днем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»9.
Согласно
абз.2 п.2 ст.11 НК РФ, иностранными организациями
для целей налогообложения
Как следует из письма МНС РФ от 11 мая 2001 года № 04-4-05/113-М905 «О налоге на имущество предприятий», налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации, а не по месту нахождения имущества организации10.
Форма собственности при исчислении и уплате налога на имущество значения не имеет. Так, согласно письму Минфина РФ от 6 ноября 2001 г. № 04-05-06/8511, в случае постановки на баланс организации государственного или муниципального имущества, осуществляемой согласно ГК РФ путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям, указанное имущество подлежит налогообложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
Таким образом,
как и прежде, платить налог
на имущество должны все российские
организации. По-прежнему должны платить
налог на имущество иностранные
фирмы в том случае, если они
осуществляют деятельность на российской
территории через постоянные представительства
и имеют в собственности
Под постоянным представительством в целях налогообложения имущества, так же как и в целях налогообложения прибыли, понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
- с пользованием
недрами и (или)
- с проведением
предусмотренных контрактами
- продажей
товаров с расположенных на
территории Российской
- с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.
Иностранные фирмы, не образующие в России постоянных представительств, также должны платить налог на имущество. Обязанность уплаты налога у таких фирм возникает лишь в отношении объектов недвижимого имущества, находящегося на территории России.
Понятие налогооблагаемого имущества содержится в ст.374 НК РФ – «Объект налогообложения».
Так, объектом налога на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Для иностранных же организаций налогооблагаемым имуществом является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Объектом
налогообложения для
Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Для целей гражданского законодательства «имущество» - объект гражданских прав.
В соответствии со ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Таким образом,
для целей налогообложения к
имуществу относятся любые
В качестве объекта налогообложения для российской организации законодатель определил только имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета12.