Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:37, дипломная работа
Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества
I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий
1.2. Характеристика налога на имущество
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество
2.3. Льготы по налогу
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество
3.2. Схемы минимизации налога
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества
Организация, расположенная в г.Москве, имеет филиал, находящийся в Ярославской области. Филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета, расположенное на территории Московской области.
Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе по местонахождению организации (месту государственной регистрации) – 2 000 000 руб., по местонахождению филиала – 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного подразделения – 800 000 руб. Налоговая база для исчисления налога составит:
- 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) – по г.Москве;
- 1 200 000 руб. – по Ярославской области.
Кроме того,
налоговую базу нужно будет определять
также в отношении недвижимого
имущества, которое находится вне
местонахождения как самой
Среднегодовую
стоимость имущества
Рассмотрим дополнительный пример.
Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:
200 000 руб. – на 1 января;
160 000 руб. – на 1 февраля;
240 000 руб. – на 1 марта;
220 000 руб. – на 1 апреля;
260 000 руб. – на 1 мая;
280 000 руб. – на 1 июня;
370 000 руб. – на 1 июля.
Среднегодовая
стоимость имущества будет
за первый квартал – 210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) / 4);
за полугодие - 250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) / 7).
Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.
Ст.377 НК РФ предусмотрены
особенности определения
Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) – договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
Сторонами договора
простого товарищества, заключаемого
для осуществления
Такая налоговая
база определяется исходя из остаточной
стоимости признаваемого
Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность.
В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Лицо, ведущее
учет общего имущества товарищей, обязано
для целей налогообложения
Таким образом, чтобы участники договора могли рассчитать налог, им необходимо иметь сведения:
- об остаточной стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;
- о доле каждого участника в общем имуществе.
Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учет общего имущества. Кодексом определен крайний срок сообщения указанных сведений – 20-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно ст.378 НК РФ, имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Как указано
в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2002 года
№ 5861/02, договор доверительного управления
– это реальный договор, то есть
предполагающий возникновение гражданских
прав и обязанностей не ранее передачи
имущества учредителем
В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:
- состав
имущества, передаваемого в
- наименование
юридического лица или имя
гражданина, в интересах которых
осуществляется управление
- размер
и форма вознаграждения
- срок действия договора.
Подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления как имущество, переданное в доверительное управление, так и имущество, приобретенное доверительным управляющим в рамках договора доверительного управления.
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный
(представительный) орган субъекта
РФ при установлении налога вправе
не устанавливать отчетные периоды.
Но устанавливать иные отчетные (по
отношению к предусмотренным
в п.2 ст.379 НК РФ) законодательные (представительные)
органы субъектов РФ не вправе.
2.3. Льготы по налогу
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков (юридических лиц или физических лиц), предоставляемое нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент налогообложения.
Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.
В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».
Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.
Так, освобождаются от налогообложения:
- организации
и учреждения уголовно-
- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские
общественные организации
- организации,
уставный капитал которых
- учреждения,
единственными собственниками
- организации,
основным видом деятельности
которых является производство
фармацевтической продукции, - в
отношении имущества,
- организации
– в отношении объектов, признаваемых
памятниками истории и
- организации
– в отношении ядерных
- организации
– в отношении ледоколов,
- организации
– в отношении железнодорожных
путей общего пользования,
- организации – в отношении космических объектов;
- имущество
специализированных протезно-
- имущество
коллегий адвокатов,
- имущество
государственных научных
- организации
в отношении имущества,
- организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Таким образом,
по сравнению с ранее
- бюджетных
организаций (за исключением
- предприятий
по производству, переработке и
хранению сельскохозяйственной
продукции, выращиванию, лову
и переработке рыбы и
- предприятий
народных художественных
- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
- национально-культурных обществ и др.
Устанавливая
налог на имущество организаций,
законодательные (представительные) органы
субъектов РФ определяют налоговую
ставку в пределах, установленных
гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты
налога, форму отчетности по налогу,
а также могут устанавливать
налоговые льготы и основания
для их использования
В то же время,
как верно определяет А.В.Толкушин,
предусматривая налоговые льготы, законодательные
(представительные) органы субъектов
РФ не вправе определять налогоплательщиков
по налогу на имущество организаций,
устанавливать или изменять объект
налогообложения, вводить свои (региональные)
правила определения налоговой
базы по налогу, так как эти элементы
налогообложения установлены