Налог на имущество предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:37, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.
Для достижения целей ставились следующие задачи:
- определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
- установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
- проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;
- исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;
- рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества

Содержание работы

I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий
1.2. Характеристика налога на имущество
1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество
II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ
2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы
2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество
2.3. Льготы по налогу
2.4. Исчисление и уплата налога на имущество
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Проблемы практического применения налога на имущество
3.2. Схемы минимизации налога
3.3. Перспективы развития налогообложения имущества

Файлы: 1 файл

Налог на имущество.docx

— 160.79 Кб (Скачать файл)

Организация, расположенная в г.Москве, имеет  филиал, находящийся в Ярославской  области. Филиал выделен на отдельный  баланс и имеет свой расчетный счет. В состав организации входит также подразделение, не имеющее отдельного баланса и расчетного счета, расположенное на территории Московской области.

Среднегодовая стоимость имущества в целом  по организации за I квартал 2004 года составила 4 000 000 руб., в том числе  по местонахождению организации (месту  государственной регистрации) – 2 000 000 руб., по местонахождению филиала  – 1 200 000 руб., по местонахождению обособленного  подразделения – 800 000 руб. Налоговая  база для исчисления налога составит:

- 2 800 000 руб. (2 000 000 + 800 000) – по г.Москве;

- 1 200 000 руб.  – по Ярославской области. 

Кроме того, налоговую базу нужно будет определять также в отношении недвижимого  имущества, которое находится вне  местонахождения как самой организации, так и ее обособленных подразделений.

Среднегодовую стоимость имущества организации  будут определять так. Сначала нужно  будет сложить остаточную стоимость  имущества на 1-е число каждого  месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом. Полученную сумму затем надо разделить на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Отчетными периодами в соответствии со статьей 379 НК РФ признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев, а налоговым – календарный год.

Рассмотрим  дополнительный пример.

Предположим, что остаточная стоимость основных средств организации в первой половине 2004 года составит:

200 000 руб.  – на 1 января;

160 000 руб.  – на 1 февраля; 

240 000 руб.  – на 1 марта; 

220 000 руб.  – на 1 апреля;

260 000 руб.  – на 1 мая; 

280 000 руб.  – на 1 июня;

370 000 руб.  – на 1 июля.

Среднегодовая стоимость имущества будет равна:

за первый квартал – 210 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000) / 4);

за полугодие - 250 000 руб. ((200 000 + 160 000 + + 240 000 + 220 000 + 260 000 + 280 000 + + 390 000) / 7).

Правда, региональные власти на местах вправе не устанавливать  отчетные периоды. В этом случае организации не будут уплачивать авансовые платежи по налогу в течение года, а будут уплачивать налог один раз по окончании налогового периода.

Ст.377 НК РФ предусмотрены  особенности определения налоговой  базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) – договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без  образования юридического лица для  извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской  деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации17.

Такая налоговая  база определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого  объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в  процессе совместной деятельности, составляющего  общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела.

Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении  признаваемого объектом налогообложения  имущества, переданного им в совместную деятельность.

В отношении  имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее  учет общего имущества товарищей, обязано  для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику  – участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Таким образом, чтобы участники договора могли  рассчитать налог, им необходимо иметь  сведения:

- об остаточной  стоимости общего имущества на 1-е число каждого месяца;

- о доле  каждого участника в общем  имуществе. 

Такие сведения участникам договора должен сообщать участник, ведущий учет общего имущества. Кодексом определен крайний срок сообщения указанных сведений – 20-е число месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно ст.378 НК РФ, имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество  в доверительное управление, а  другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах  учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Как указано  в постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2002 года № 5861/02, договор доверительного управления – это реальный договор, то есть предполагающий возникновение гражданских  прав и обязанностей не ранее передачи имущества учредителем управления доверительному управляющему18.

В договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:

- состав  имущества, передаваемого в доверительное  управление;

- наименование  юридического лица или имя  гражданина, в интересах которых  осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

- размер  и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения  предусмотрена договором; 

- срок действия  договора.

Подлежит  налогообложению у учредителя доверительного управления как имущество, переданное в доверительное управление, так  и имущество, приобретенное доверительным  управляющим в рамках договора доверительного управления.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций  признается календарный год.

Отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные (по отношению к предусмотренным  в п.2 ст.379 НК РФ) законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.  

2.3. Льготы по налогу

 

Налоговые льготы – это полное или частичное  освобождение от налогообложения отдельных  категорий налогоплательщиков (юридических  лиц или физических лиц), предоставляемое  нормами действующего законодательства о налогах и сборах; элемент  налогообложения.

Налоговые льготы могут предоставляться по одному или нескольким налогам и сборам.

В Российской Федерации с принятием НК РФ используется термин «льготы по налогам и сборам».

Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии со ст.56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Так, освобождаются  от налогообложения:

- организации  и учреждения уголовно-исполнительной  системы – в отношении имущества,  используемого для осуществления  возложенных на них функций;

- религиозные  организации – в отношении  имущества, используемого ими  для осуществления религиозной  деятельности;

- общероссийские  общественные организации инвалидов  (в том числе созданные как  союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого  ими для осуществления их уставной  деятельности;

- организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  общероссийских общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества  которых являются указанные общероссийские  общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого  ими для достижения образовательных,  культурных, лечебно-оздоровительных,  физкультурно-спортивных, научных,  информационных и иных целей  социальной защиты и реабилитации  инвалидов, а также для оказания  правовой и иной помощи инвалидам,  детям-инвалидам и их родителям;

- организации,  основным видом деятельности  которых является производство  фармацевтической продукции, - в  отношении имущества, используемого  ими для производства ветеринарных  иммунобиологических препаратов, предназначенных  для борьбы с эпидемиями и  эпизоотиями;

- организации  – в отношении объектов, признаваемых  памятниками истории и культуры  федерального значения в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке;

- организации  – в отношении ядерных установок,  используемых для научных целей,  пунктов хранения ядерных материалов  и радиоактивных веществ, а  также хранилищ радиоактивных  отходов;

- организации  – в отношении ледоколов, судов  с ядерными энергетическими установками  и судов атомно-технологического  обслуживания;

- организации  – в отношении железнодорожных  путей общего пользования, федеральных  автомобильных дорог общего пользования,  магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

- организации  – в отношении космических  объектов;

- имущество  специализированных протезно-ортопедических  предприятий;

- имущество  коллегий адвокатов, адвокатских  бюро и юридических консультаций;

- имущество  государственных научных центров;

- организации  в отношении имущества, учитываемого  на балансе организации – резидента  особой экономической зоны, в  течение 5 лет с момента постановки  имущества на учет;

- организации  – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормами, отменены следующие льготы:

- бюджетных  организаций (за исключением тех,  которые имеют имущество, используемое  для нужд культуры и искусства,  образования, физической культуры  и спорта, здравоохранения и социального  обеспечения);

- предприятий  по производству, переработке и  хранению сельскохозяйственной  продукции, выращиванию, лову  и переработке рыбы и морепродуктов  при условии, что выручка от  указанных видов деятельности  составляет не менее 70 % от общей  суммы выручки от реализации  продукции (работ, услуг);

- предприятий  народных художественных промыслов; 

- жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных  кооперативов, садоводческих товариществ; 

- национально-культурных  обществ и др.

Устанавливая  налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую  ставку в пределах, установленных  гл.30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиками.

В то же время, как верно определяет А.В.Толкушин, предусматривая налоговые льготы, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ не вправе определять налогоплательщиков по налогу на имущество организаций, устанавливать или изменять объект налогообложения, вводить свои (региональные) правила определения налоговой  базы по налогу, так как эти элементы налогообложения установлены нормами  гл.30 НК. Если в региональном акте законодательства по налогу на имущество организаций  предусмотрено освобождение от налогообложения  каких-либо категорий лиц, то, соответствующая  норма может рассматриваться  как противоречащая ст.374 НК. Освобождение от налогообложения отдельных видов  имущества по региональному законодательному акту вступает в противоречие со ст.373 НК.19

Информация о работе Налог на имущество предприятий