Налог на прибыль коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ налогообложения прибыли на примере коммерческого банка «СКБ».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
исследование роли коммерческих банков в системе налогообложения;
дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях на примере «СКБ»;
исследуются пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков в целом.

Файлы: 1 файл

налог на прибыль коммерческого банка.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской системы, ее интеграции в мировое банковское сообщество обусловлена переходом России к принципиально новым экономическим отношениям. Формирование рыночных отношений и развитие адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные стороны финансовой деятельности экономических агентов, а весь комплекс финансово-кредитных отношений в национальном хозяйстве. В этих условиях необходимо последовательно реформировать банковскую систему страны, обеспечивая эффективную работу ее отдельных элементов.

Теоретические основы данной темы российские экономисты стали разрабатывать только с 1990 года, так как до этого времени налоговая система нашей страны была развита очень слабо – практически все предприятия и организации принадлежали государству, а, следовательно, весь доход поступал в государственный бюджет. Налоги, правда, существовали в то время, главным из которых был налог по обороту, однако в формировании доходов государства они играли незначительную роль.1

Также, сама банковская система играла очень незначительную роль в кредитовании промышленности (что на сегодняшний день является главным источником доходов банка), а существовала главным образом для привлечения денежных средств от населения, которые тоже шли в доход государства, осуществления денежных расчетов между предприятиями, и для осуществления стабильности работы во внешнеэкономическом секторе.

Все это, говорит о том, что банковская система, созданная в начале 90-х годов, для России была практически новым сектором экономики. Поэтому законодательная база, в том числе по налогообложению кредитных учреждений, была очень неустойчива и неподготовлена к тем условиям, при которых существовали банки. В добавок к тем условиям, налоговое законодательство, прежде всего, строилось на основе производственного сектора, и с целью как можно быстрее наполнить бюджет деньгами; налоговому законодательству в сфере кредитных учреждений, было отдано очень мало места, поэтому нормальных налоговых платежей в бюджет от этого сектора экономики не поступало.

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.2

Целью работы является анализ налогообложения прибыли на примере коммерческого банка «СКБ».

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • исследование роли коммерческих банков в системе налогообложения;
  • дается характеристика налогов, уплачиваемых банками в современных условиях на примере «СКБ»;
  • исследуются пути совершенствования системы налогообложения коммерческих банков в целом.

Предметом анализа в первую очередь будут налоговые изменения произошедшие за период 2010 – 2012 года.

Информационную базу работы главным образом будут составлять нормативно-правовые акты, инструктивные материалы Министерства по налогу и сборам, Центрального банка Российской Федерации, отчетные материалы банка «СКБ» за 2010 – 2012 года. Также, весь анализ налоговых платежей будет проводится на основе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В РФ

1.1 Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений.

 

Коммерческие банки и кредитные союзы уплачивают налоги, сборы и обязательные платежи в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

С 01 января 2002 года для банков действует новая редакция закона о налоге на прибыль, которая, практически полностью соответствует духу времени.

Первое, и очевидно самое важное, что изменилось в этом налоге – это снижение ставки с 43% до 24%. Это является самым большим плюсом, который, произошел на протяжении реформ в налоговом законодательстве за последнее время, что позволило большинству кредитных, да и не только, учреждений улучшить свое положение.

Теперь, следует, подробнее остановится на налоговой базе налога на прибыль для банков. С введением в действие 25 главы НК РФ3, определение налоговой базы для кредитных учреждений практически не изменилось, статьи доходов и расходов, участвующих в расчете налога остались почти такими же, и поэтому их можно сгруппировать в один перечень.

Итак, к доходам банка относят:

  1. в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
  2. в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков - корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению.
  3. от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
  4. от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;
  5. по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
  6. от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
  7. в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;
  8. от депозитарного обслуживания клиентов;
  9. от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;
  10. в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);
  11. в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;
  12. в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;
  13. по операциям купли - продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
  14. в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки, от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу;
  15. в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;
  16. от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;
  17. от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк";
  18. в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;
  19. в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;
  20. в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам;
  21. в виде сумм восстановленных резервов под обесценение   ценных бумаг;
  22. другие доходы, связанные с банковской и не банковской деятельностью.

Говоря об изменениях произошедших в определении доходов банка, следует заметить, что была введена новая статья доходов, здесь она представлена как пункт 17, и была убрана статья доходов «в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над отрицательной переоценкой».

Статьи расходов также не претерпели существенного изменения, итак к расходам банка, учитываемых при расчете налога на прибыль, относят:

  1. проценты по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц, собственным долговым обязательствам, межбанковским кредитам, включая овердрафт, приобретенным кредитам рефинансирования, займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах,  иным обязательствам банков перед клиентами.
  2. суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 настоящего Кодекса;
  3. комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов,
  4. расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты;
  5. убытки по операциям купли - продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;
  6. расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете;
  7. расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;
  8. расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);
  9. суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;
  10. расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег;
  11. расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
  12. расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;
  13. расходы по аренде брокерских мест;
  14. расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
  15. расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
  16. расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;
  17. комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;
  18. положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;
  19. суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов;
  20. суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
  21. другие расходы, связанные с банковской и не банковской деятельностью.4

Следует заметить, что в 2010 году был отмен пункт расходов «Превышение отрицательной переоценки иностранной валюты и драгоценных металлов над положительной»

Следует заметить, что введение нового пункта доходов, отмены статей доходов и расходов существенно не скажутся на работе отдельно взятого банка.

Теперь перейдем к рассмотрению других изменений произведенных в этом налоге.

К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относится практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога (про нее говорилось выше), а также введение системы налогового учета.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В этих целях будут применяться регистры налогового учета, систематизирующие доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом, распоряжением руководителя.

Главой 25 НК РФ5 открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров, имущества, включая ценные бумаги, имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Предусмотрена отмена целого ряда ограничений по видам расходов, отнесение на себестоимость которых в настоящее время регулируется действующей системой лимитов, норм и нормативов, в частности, по расходам на добровольное страхование, по командировочным расходам, за исключением суточных.

Устанавливается новый механизм амортизации имущества, который предоставляет возможность организациям, в том числе и банкам, быстрее, чем в прошедшее время, списывать затраты по приобретению основных средств в уменьшение налоговой базы.

Для налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периоде, предусматривается возможность переноса убытков в течение 10 лет (вместо 5 по действующему порядку), а также право переноса на текущий налоговый период всей суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом сумма перенесенного убытка не может превышать 30% налоговой базы.

Существенные изменения предусматриваются в налогообложении операций с ценными бумагами. В соответствии со ст. 280 НК РФ ценные бумаги подразделяются теперь на ценные бумаги, обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.

Информация о работе Налог на прибыль коммерческого банка