Налог на прибыль организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию. Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

Введение

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в  процессе установления, введения и  взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления  налогового контроля, обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся  следующие:

1) эти отношения складываются  в процессе проведения финансовой  деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение  и использование государственных  и муниципальных фондов денежных  средств, т.е. они носят распределительный  характер;

2) их возникновение, изменение  и прекращение непосредственно  связаны с нормативными правовыми  актами, поскольку субъекты финансового  права сами не вправе устанавливать  либо прекращать названные отношения;

3) финансовые правоотношения  имеют денежный характер;

4) эти отношения имеют  властный характер;

5) государство само непосредственно  или в лице уполномоченных  им субъектов выступает обязательной  стороной названных отношений,  что в сочетании с признаком  властности свидетельствует об  их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств  в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие  налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной  необходимостью для любого государства  осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Непременным участником налоговых  правоотношений выступают государство  или муниципальные образования  в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов  того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию. Отношения  по установлению и введению налогов  и сборов возникают также между  Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это  закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Глава 1. Виды налоговых  правоотношений

Основными налоговыми отношениями  являются отношения по взиманию налогов  и сборов, в которых государство  в лице своих налоговых органов  тоже выступает в качестве их непременного участника. Налоговые органы обязательный участник отношений и по осуществлению  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и  правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный  характер. В то же время налоговые  правоотношения обладают и рядом  специфических особенностей, которые  отличают их от иных финансовых правоотношений.

Налоговые правоотношения отличаются, прежде всего, сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся  отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в  Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Особая сфера возникновения  и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности  их субъектно-объектного состава, например, участие налоговых органов, а  также содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных  прав и обязанностей сторон в названной  сфере. Налоговые правоотношения могут  существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в  данном случае является определяющей для возникновения, изменения или  прекращения общественного отношения. Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято  различать регулятивные и охранительные  налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов  и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению  к налоговой ответственности.

По характеру налоговых  норм они делятся на отношения  материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых  обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой  ответственности, порядком обжалования  актов налоговых органов и  т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу  налоговые правоотношения можно  подразделить на:

1) отношения, возникающие  между РФ и субъектами РФ; между  РФ и муниципальными образованиями;  между субъектами РФ и муниципальными  образованиями к ним относятся  отношения по поводу установления  и введения налогов и сборов;

2) отношения между государством (муниципальными образованиями)  в лице уполномоченных органов  и налогоплательщиками, а также  иными участниками налоговых  правоотношений по поводу взимания  налогов и сборов, проведения  налогового контроля, привлечения  к налоговой ответственности,  а также обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

По характеру межсубъектных  связей они делятся на отношения  абсолютные и относительные. Под  абсолютными правоотношениями в  теории права понимаются те, в которых  точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в  которых уполномоченный орган принимает  соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики  выступают в качестве обязанных  лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

По содержанию они делятся  на отношения, складывающиеся в процессе:

1) установления и введения  налогов и сборов;

2) взимания налогов и  сборов;

3) проведения налогового  контроля;

4) привлечения к ответственности  за налоговые правонарушения;

5) обжалования актов налоговых  органов, а также действия (бездействия)  их должностных лиц.

По цели они делятся  на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными  считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и  т.п. принято рассматривать как  вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных  налоговым законодательством. Более  глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также  проявляются как общие, так и  специфические черты налогового правоотношения как разновидности  финансовых правоотношений. Как и  любое другое правоотношение, налоговое  правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты  и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают  юридические связи, взаимоотношения  по поводу достижения соответствующих  целей. К ним относятся, с одной  стороны, государство, муниципальное  образование в лице налоговых  органов или их должностных лиц, а с другой стороны налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные  лица.

Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством  о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление  в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности  и обжалование актов налоговых  органов, действий или бездействия  их должностных лиц. Под содержанием  правоотношения понимаются права и  обязанности субъектов налогового правоотношения.

Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов, на  которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги  и (или) сборы;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая  служба и ее территориальные  подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная  служба и ее подразделения;

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы  и должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и  (или) сборов, а также контроль  за их уплатой налогоплательщиками  и плательщиками сборов (сборщики  налогов и сборов);

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик,  финансовые управления администраций  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, автономной области,  автономных округов, районов,  городов (финансовые органы), иные  уполномоченные органы при решении  вопросов об отсрочке и о  рассрочке уплаты налогов и  сборов и других вопросов, предусмотренных  Кодексом;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) органы внутренних дел.

Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями  субъектов, но основными группами субъектов  являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Следовательно, налогоплательщиками  могут быть физические лица и организации.

При характеристике налогоплательщиков физических лиц следует иметь  в виду, что возникновение налоговой  обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у  него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности  принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность  выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а  его родителями, усыновителями, представителями. К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридические  лица, так и их филиалы.

Помимо российских юридических  и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками  в соответствии с законодательством  могут быть и иностранные организации, иностранные граждане налоговые  нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании  российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения  в целях избежание двойного налогообложения.

В целом налогоплательщики  и плательщики сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по характеру субъекта  выделяются физические лица и  организации

2) по месту преимущественного  пребывания и источника получения  дохода на резидентов и нерезидентов;

3) по хозяйственной обособленности  на единые и консолидированные  (взаимозависимые лица);

4) по характеру деятельности  на общие и специальные, к  которым могут быть отнесены  сельхозпроизводители, лица, добывающие  полезные ископаемые и т.п.

Законодательство помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики  сборов с одной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговых органов с другой стороны, определяет и иных участников налоговых  правоотношений. В НК РФ дается понятие  налогового агента, который может, как  отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в  частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые  должны исчислить, удержать и перечислить  в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает  возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством о  налогах и сборах, но и иных лиц.

Информация о работе Налог на прибыль организации