Налог на прибыль организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию. Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

Для этого вводится понятие  «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения  между которыми могут оказывать  влияние на условия или экономические  результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует  в другой организации, и суммарная  доля такого участия составляет  более 20 процентов;

2) одно физическое лицо  подчиняется другому физическому  лицу по должностному положению;

3) лица состоят в брачных,  родственных отношениях, отношениях  свойства, усыновителя и усыновленного,  а также попечителя и опекаемого.

В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность  использования института представительства  в налоговых правоотношениях (ст. 26 ПК). Верстова М.Е. Концептуальные основы обеспечения налоговыми и правоохранительными  органами исполнения налогоплательщиками  своих обязанностей// Адвокат. - 2008. - № 3. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его  интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных  внебюджетных фондов, иными участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах. Не могут  быть уполномоченными представителями  налогоплательщика должностные  лица налоговых и таможенных органов, органов государственного внебюджетного  фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика  организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика  физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально  удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс вводит новое  понятие «сборщик налогов и (или  сборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных  Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств  в уплату налогов и (или) сборов и  перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными  органами и должностными лицами. В  соответствии с Кодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные или муниципальные  органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы и должностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (по таможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налога на землю).

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов  и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации  актов гражданского состояния и  т.п. Суды, например, не принимают к  рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального  оформления соответствующих сделок. К лицам, обязанным информировать  налоговые органы о фактах, имеющих  важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны  информировать о совершенных  сделках по оформлению перехода права  собственности на имущество в  порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней . НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность  соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые  для исчисления налога, а также  для организации налогового контроля. К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие  недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения. Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или  закрытии счета организации или  предпринимателю в пятидневный  срок. В процессе проведения контрольных  мероприятий налоговые органы могут  привлекать лиц, обладающих специальной  квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым  органам в проведении мероприятий  налогового контроля. Помимо названных  лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность  свидетеля за отказ или уклонение  от показаний либо за заведомо ложные показания. К этой же категории лиц  могут быть отнесены и понятые, которые  привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ). Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

1) соблюдение порядка  открытия счета налогоплательщику;

2) соблюдение срока исполнения  поручения о перечислении налога  или сбора;

3) обязанность исполнять  решение налогового органа о  приостановлении операций по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента;

4) обязанность исполнять  решение о взыскании налога, сбора,  а также пени;

5) обязанность по представлению  налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков клиентов банка.  В налоговом правоотношении помимо  плательщиков налогов и (или)  сборов участвуют и налоговые  органы.

2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

Законодательством предусматривается  обязательное участие государства  в налоговых правоотношениях  в лице налоговых органов, к которым  относятся Федеральная налоговая  служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов  обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Осуществляя  свои функции, налоговые, таможенные органы и финансовые органы взаимодействуют  в пределах, установленных законодательством  о налогах и сборах. Налоговые  органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством. В указанную систему входят федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

2.2 Федеральная налоговая служба

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области  ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих  субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной  собственности, превращение налогов  в основной источник государственных  доходов и т. д. обусловили необходимость  появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом  РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. было утверждено Положение о Государственной  налоговой службе Российской Федерации, которым было предусмотрено, что  органы Государственной налоговой  службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  налогового законодательства. В соответствии с Положением о Государственной  налоговой службе Российской Федерации  единая централизованная система органов  Государственной налоговой службы РФ состояла из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая  служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» Министерство было преобразовано  в Федеральную налоговую службу, которая находится в ведении  Министерства финансов РФ. Верстова М.Е. Концептуальные основы обеспечения  налоговыми и правоохранительными  органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей// Адвокат. - 2008. - № 3. Главной задачей Федеральной налоговой службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

- проводит непосредственно  и организует работу государственных  налоговых инспекций по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства  о налогах и других платежах  в бюджет;

- производит в министерствах  и ведомствах, на предприятиях, в  учреждениях и организациях, основанных  на любых формах собственности,  и у граждан проверки денежных  документов, регистров бухгалтерского  учета планов, смет, деклараций и  иных документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов  и других платежей в бюджет;

- организует работу государственных  налоговых инспекций по учету,  оценке и реализации конфискованного,  бесхозяйного имущества, имущества,  перешедшего по праву наследования  к государству, и кладов;

- осуществляет возврат  излишне взысканных и уплаченных  налогов и других обязательных  платежей в бюджет через кредитные  организации;

- анализирует отчетные, статистические  данные и результаты проверок  на местах, подготавливает на  их основе предложения о разработке  инструктивных методических указаний  и других документов по применению  законодательных актов о налогах  и иных платежах в бюджет  и другие функции.

Среди важнейших функций  можно назвать следующие:

- осуществление контроля  за соблюдением законодательства  о налогах и других платежах  в бюджет и во внебюджетные  государственные фонды;

- обеспечение своевременного  и полного учета плательщиков  налогов и других платежей  в бюджет, правильности начисления  платежей гражданами РФ, иностранными  гражданами и лицами без гражданства,  а также поступления этих платежей  в соответствующий бюджет;

- контроль за своевременностью  представления плательщиками бухгалтерских  отчетов и балансов, налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и  других документов, связанных с  исчислением и уплатой платежей  в бюджет, а также проверка  достоверности этих документов  в части правильности определения  прибыли, дохода, иных объектов  обложения и исчисления налога  и других платежей в бюджет;

- передача правоохранительным  органам материалов по фактам  нарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность;

- предъявление в суд  и в арбитражный суд соответствующих  исков, в частности, исков о  признании сделок недействительными  и взыскании в доход государства  всего полученного по таким  сделкам (речь идет о сделках,  совершенных с целью, противоречащей  основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ);

- приостановление операций  предприятий, учреждений, организаций  и граждан по расчетным и  другим счетам в кредитных  организациях в случаях непредставления  (или отказа представить) бухгалтерских  отчетов, балансов, расчетов, деклараций  и других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет.

Правоохранительные органы, в том числе органы Министерства внутренних дел РФ, обязаны оказывать  практическую помощь работникам государственных  налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая  принятие предусмотренных законом  мер по привлечению к ответственности  лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых  инспекций своих должностных  функций. Налоговая инспекция имеет  право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам  определенные законодательством финансовые санкции. Проверки предприятий, учреждений и организаций оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах  и других платежах в бюджет, факты  невыполнения требований должностных  лиц государственных налоговых  инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений  и о внесении причитающихся сумм в бюджет. В случае несогласия с  фактами, указанными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры обязаны  подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

2.3 Финансовые органы

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, при решении, в частности, вопросов об отсрочке и о рассрочке  уплаты налогов и сборов являются финансовые органы.

Понятие «финансовые органы»  включает в себя Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы. Полномочия финансовых органов  в области налогов и сборов заключаются в следующем.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых  деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области  финансов, дают письменные разъяснения  по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов  органов местного самоуправления о  местных налогах и сборах. Содержание налогового правоотношения, как и  любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности  субъектов правоотношений. Права  и обязанности субъектов налоговых  правоотношений предусмотрены законодательством  о налогах и сборах.

Информация о работе Налог на прибыль организации