Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:44, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налога на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
определить место налога на прибыль организации в налоговой системе Российской Федерации;
изучить историю налога на прибыль организации;
указать элементы налогообложения по налогу на прибыль организации;
Введение
Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов.
При этом из общей суммы налоговых платежей, поступивших в федеральный бюджет России, на долю только двух налогов - налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость приходится около 67% . В связи с этим можно говорить, что в современных условиях налог на прибыль, наряду с налогом на добавленную стоимость, является стержнем налоговой системы. Налог на прибыль организаций (13,3%) занимает 3 место после НДС (43,3%), НДПИ (28,2%). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает 2 место в их доходных источниках, уступая лишь НДФЛ.[9,с.4]
Порядок исчисления и уплаты, круг налогоплательщиков, объект обложения, ставка налога, налоговые льготы определяются в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Правовая база очень динамична, постоянно вносятся изменения и дополнения. Контрольные функции по уплате налога на прибыль организации переданы налоговым органам.
Налог на прибыль или доход юридических лиц установлен налоговым законодательством всех развитых стран мира. Однако в большинстве из них фискальное значение этого налога, в отличие от России, невелико. Он используется главным образом в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компаний. Например, в ФРГ, США, Франции и Швеции доля поступлений от его взимания в валовом национальном продукте не превышает 2%, в Великобритании - 4%, в Японии - 6%.[9,с.6]
Основную тяжесть налогообложения в иностранных государствах несут физические лица как конечные потребители создаваемых обществом благ. В нашей стране перенос тяжести налогового бремени на физических лиц только предполагается.
Целью работы является рассмотрение налога на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
определить место налога на прибыль организации в налоговой системе Российской Федерации;
изучить историю налога на прибыль организации;
указать элементы налогообложения по налогу на прибыль организации;
-описать практику исчисления и уплаты налога на прибыль организации;
- определить порядок
- выявить основные проблемы
налогообложения по налогу на
прибыль организации и
Предметом данной работы является налог на прибыль организации, объектом - исчисление и уплата налога на прибыль организации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. В первой главе рассмотрены
теоретические аспекты налога н
2. Вторая часть работы посвящена практическим основам налога на прибыль организации, проблематике налогообложения по налогу на прибыль организации, пути решения этих проблем.
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, периодическая литература, монографические работы, учебные издания, средства Интернета.
Глава 1. Теоретические основы налога на прибыль организаций
1.1 Место налога на
прибыль организации в
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как “взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти... “.[4,с.171] В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.[5,с.5]
Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся: объект налога, субъект налога, источник налога, ставка налога, налоговая льгота, налоговый период.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятия налога и сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[1,ст.8]
В российской практике выделяют три функции налогов: фискальную, экономическую и контрольную. Фискальная функция предопределяет появление других функций и заключается в сборе денежных средств в бюджет, отражает предназначение налогов, причину их появления. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства, необходимые для его функционирования. Экономическая функция в свою очередь делится на регулирующую, распределительную и стимулирующую. Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность коммерческого отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Она позволяет оценить эффективность налогового механизма, обеспечить контроль за движением финансовых ресурсов, выявить необходимость внесения изменения в налоговую систему.[5,с.7]
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность.
Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от источника взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, косвенные же налоги включены в стоимость продукции, работ услуг.
В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.[6,с.120] Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения.
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.[1,ст.12] Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным налогам относятся земельный налог. [1,ст.13]
Налог на прибыль в системе российского налогообложения относится к категории прямых налогов и занимает в общем объёме доходов бюджета различных уровней второе место - после налога на добавленную стоимость.
По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности налог на прибыль является основным предпринимательским налогом.
Это федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Российской Федерации. Прямым он является потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В тоже время налог на прибыль является пропорциональным налогом, ставки налога от суммы прибыли не зависят. [11,ст.8]
Действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регламентируется гл.25 ч.II Налогового кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по применению гл.25 «Налог на прибыль организации» ч.II Налогового кодекса Российской Федерации, утверждёнными МНС России Приказом №26 от 26 февраля 2002 г. № БГ - 3 - 02/98 и изменяемыми внесёнными в них Федеральными законами (последний из них: ФЗ от 06.06.05 №58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.
1.2 Элементы налогообложения
по налогу на прибыль организац
Согласно главе 25 Налогового Кодекса РФ плательщиками налога на прибыль являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность и имеющие объект налогообложения -- прибыль. Плательщиками признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие, но получающие доходы от источников в РФ. Не являются плательщиками организации, деятельность которых подпадает под специальные режимы налогообложения, в т.ч. уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, а также участвующие в соглашениях о разделе продукции и др.
Объектом обложения налога на прибыль является полученная прибыль. Для ее определения из полученных ими доходов необходимо вычесть расходы, связанные с получением этих доходов. К вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществлённые налогоплательщиком в указанных выше целях. Перечень, доходов достаточно широк и полностью приведен в главе 25 НК РФ. Одновременно с этим налоговое законодательство установило достаточно широкий перечень доходов налогоплательщиков, не учитываемых при определении налоговой базы (имущество, имущественные права, работы и услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров, имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, средства и другое имущество в виде безвозмездной помощи и т.д.).
Расходы подразделяются на несколько групп: 1 группа включает материальные и приравненные к ним расходы; 2 группа - расходы на оплату труда. 3 группа - суммы начисленной амортизации; 4 группа - расходы на ремонт основных средств; 5 группа - расходы на освоение природных ресурсов; 6 группа расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; 7 группа - расходы на обязательное и добровольное страхование имущества; 8 группаобъединяет все расходы, связанные с производством и реализацией, не вошедшие в первые 7 групп, и поэтому названа прочими расходами.
Налоговая база представляет собой денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, определённой в виде разницы между доходами и принимающими к вычету расходами. Налоговая база по прибыли, облагаемой по каждой установленной ставке налогообложения, должна определяться налогоплательщиком отдельно. Формирование налоговой базы организации в существенной степени зависит от применённой им учетной политики.
Методы учета поступлений выручки и произведённых затрат при исчислении налога на прибыль: 1. кассовый метод (налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет в банках или в кассу организации, поступления другого имущества или имущественных прав, а расходы -- после их фактической оплаты); 2. метод начисления (доходы и расходы отражаются в том отчётном периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств, другого имущества или имущественных прав, а также независимо от времени фактической выплаты денежных средств или другой формы оплаты расходов, а по сделкам, длящимся более одного отчётного или налогового периода, исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, датой получения дохода для целей налогообложения считается дата реализации товаров, работ и услуг, а также имущественных прав).
Впервые за годы существования в России налога на прибыль организаций с 2002г. с принятием соответствующей главы ч.2 НК по этому налогу отменены все ранее действующие налоговые льготы. Ставка налога на прибыль, начиная с 2002г. установлена в размере 24%. При этом налоговым законодательством предусмотрено разделение этой ставки на 2 составляющие ее ставки. Сумма налога, исчисленная в 2006г. по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в Федеральный бюджет, по ставке 17,5% -- в бюджеты субъектов РФ. Иностранные организации, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, уплачивают налог с доходов от источников в РФ по следующим ставкам: 10% -- по доходам, полученным от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолётов и других транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок; 15% -- по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций и по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами; 20% -- с любых других доходов. 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ; 0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям.