Налог на прибыль в налоговой системе России и значение его планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организации как экономической категории и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем.
Для решения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические основы налога на прибыль, даны основные определения;
2. На примере предприятия рассмотрены процесс уплаты налога на прибыль, методы и способы его планирования;
3. Проанализированы основные проблемы, связанные с налогом на прибыль, предложены мероприятия для улучшения планирования налога на прибыль.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы налога на прибыль организаций
1.1 Значение и роль налога на прибыль в бюджетной системе РФ……………………………………………………………………….............6
1.2 Основы порядка исчисления и взимания налога на прибыль организаций………………………………………………………………..….10
2. Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на прибыль и его планирования на примере предприятия
2.1 Анализ налога на прибыль и факторов, влияющих на его динамику……………………………………………………………………...15
2.2 Методы и способы планирования налога на прибыль, которое использует предприятие………………………………………………..……20
3. Мероприятия по совершенствованию планирования налога на прибыль ……………………………………………………..…………………..25
Заключение………………………………………………………...……..32
Список использованных источников…………………………………36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.90 Кб (Скачать файл)

Главные особенности  оффшорной компании связаны с  ее нерезидентным статусом. Это значит, что центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Для ее функционирования достаточно наличие формальных атрибутов компании - владельцев, директоров, устава, банковского  счета, комплекса регистрационных  документов.

При владении оффшорной фирмой конфиденциальность обеспечивается институтом номинальных  владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указывают  фамилию не реальных владельцев, а  номинальных лиц. Услуги номинальных  владельцев предоставляют секретарские компании, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации  оффшорных компаний.

Специальные оффшорные территории - "налоговые  гавани" - стремятся предоставить оффшорным инвесторам новые возможности  и льготы. В этой сфере ощущается острая конкуренция за привлечение капитала, потому что, как правило, подобные страны не обладают необходимыми возможностями и ресурсами, чтобы самостоятельно, без активного привлечения иностранного капитала прогрессировать в экономическом развитии. [20. С.82]

Простейшая  схема оффшорных фирм основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению  подлежат те доходы, источник которых  находится на территории государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или  локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы  налоговой ответственности в  данной юрисдикции. Такая ситуация возникает, например, при оказании посреднических услуг по международным торговым сделкам. Полученные указанным путем доходы могут поступать на счета оффшорных фирм.

Сам смысл  оффшорного бизнеса заключается  в том, что за рубежом появляется "самостоятельный" субъект торговых отношений, который полностью принадлежит  и находится под контролем  предпринимателя. Оффшорная компания может выглядеть как независимый  зарубежный партнер.

В оффшорном  бизнесе базовый принцип налогового планирования очевиден: центр прибыли (оффшорная компания) располагается  в "налоговой гавани", а доходы от деятельности в различных географических зонах поступают в выгодную с  налоговой точки зрения юрисдикцию. [21. С.109]

6. Применение  «льготных предприятий».

Законодательством для некоторых категорий налогоплательщиков предоставляются льготные условия  налогообложения. Суть метода создания льготных предприятий заключается  в том, что основная налоговая  база выводится в льготные предприятия.

Таким образом, при рассматриваемом методе участвуют  как минимум два налогоплательщика - основной налогоплательщик и льготное предприятие.

Может возникнуть вопрос: так как льготное предприятие  имеет существенные льготы, то не лучше  ли сразу зарегистрировать одно льготное предприятие и через него вести  свою деятельность?

Во многих случаях так и поступают. Однако иногда целесообразней вести деятельность через основного налогоплательщика, а налоги минимизировать через льготное предприятия.

Существуют  следующие категории льготных предприятий: предприятия, использующие труд инвалидов; организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему  налогообложения; применение более  сложных схем использования субъектов, применяющих упрощенную систему. [22. С.72]

7. Изменение  срока уплаты налогов.

Одним из методов  налогового планирования является получение  отсрочки или рассрочки обязательных платежей в бюджет, что позволяет  произвести платеж в более поздние  сроки.

По экономическому эффекту отсрочку и рассрочку  уплаты налога можно сравнить с получением заемных средств. В этом случае в  текущем периоде налогоплательщик может направить свои средства на хозяйственные нужды вместо уплаты налога.

В НК РФ глава 9 регулирует порядок изменения срока  уплаты налога и сбора, а также  пени.

Так, изменение  срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного  налогового кредита (п.3 ст.61)

Отсрочка  или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных  ст.64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка  или рассрочка по уплате федеральных  налогов в части, зачисляемой  в федеральный бюджет, на срок более  одного года, но не превышающий три  года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  предоставляется возможность в  течение определенного срока  и в определенных пределах уменьшать  свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до 5 лет. [23. С.93]

8. Правильная  организация сделок.

В некоторых  случаях правильная организация  сделок позволяет уменьшить налоговое  бремя организации. Выделяют два  метода: разделения отношений и замены отношений.

Практика  показывает, что снизить налоговую  нагрузку, оставаясь в рамках правового  поля, возможно практически для любой  организации. Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик, - налоговое планирование осуществляется не после проведения какой-либо хозяйственной операции или прошествии налогового периода, а до того. [24. С.365]

Заканчивая  данную главу курсовой работы, отметим  следующее: неоспоримо, что совершенствование  налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения  и изучая новые подходы в области  взимания данного налога путем изменения  налогового законодательства, в частности  предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и  упростить порядок определения  доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для  предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на  данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога  на прибыль для стимулирования  роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии  изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут  послужить хорошей базой для  корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

 

 

 

 

Заключение 

 

Налоговая система – один из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоратов  социального и экономического развития.

Умелое управление налоговой  политикой предприятия стало  одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия  налоговой системы страны может  стать существенным преимуществом  для любой фирмы.

Рассмотрев теорию и функции  налога на прибыль, анализ налога на прибыль  на предприятии, методы и способы  его планирования, можно сказать, что данный налог является незаменимым  в современной системе финансов, являясь крупнейшим источником доходов  бюджетов. Он охватывает не только различные  категории налогоплательщиков, но и  устанавливает для каждой их них  свои особенности исчисления, уплаты, обложения: в применении налоговых  ставок, льгот, сроков уплаты и т.д.

В современных  условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями  основы налогообложения занимают одно из центральных мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах  мира, принимая форму налога на прибыль  или доход юридических лиц, либо налога с корпораций.

В налоговой  системе России налог на прибыль  организации является одним из наиболее значимых – он обеспечивает значительные поступления средств, как в федеральный  бюджет, так и в бюджеты субъектов  РФ. Налог на прибыль является одним  из эффективных инструментов перераспределения  доходов и макроэкономического  регулирования. Он имеет значительный потенциал влияния на межрегиональное  распределение ресурсов. Вопросы, связанные с этим налогом, имеют большое значение не только для государства, но и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.

Налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Однако нынешняя налоговая система  является очень гибкой. Вносимые в  курс экономической реформы уточнения  и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки  отдельных элементов системы  налогообложения. Не является исключением  и нормативная база по налогу на прибыль. Меняются ставки налогов, объекты  налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники  уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов, но только в случае целенаправленного и  грамотного использования.

Анализ порядка  исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль в ОАО «Агролизинг» показал, что, несмотря на незначительные изменения суммы доходов и расходов ОАО «Агролизинг» в сторону увеличения или уменьшения, величина налогооблагаемой прибыли в рассматриваемом периоде растет на 33%, также как и увеличивается размер уплачиваемого налога на прибыль на 11%. В анализируемом периоде идет тенденция к увеличению уплачиваемой суммы налога на прибыль в 2009 г. на 4,6% и на 5,6% в 2010 г. Это связано, прежде всего, со стабильным финансовым положением предприятия, которое даже в кризисный период не только сохранило производственные темпы, но и увеличило темп производства (соответственно с увеличением прибыли растет и сумма налога на прибыль), а также с антикризисными мерами государственной поддержки бизнеса (в частности, снижением ставки налога на 4 процентных пункта).

Выполненный анализ налоговой нагрузки предприятия  позволяет сделать вывод, что  общая налоговая нагрузка по ОАО  «Агролизинг» ниже нормы установленной Минфином РФ. Это связано, во-первых, со спецификой деятельности организации и формой собственности, а во-вторых, с грамотным налоговым планированием на предприятии. Две другие методики были направлены на определение налоговой нагрузки налогом на прибыль, они показали, что налоговая нагрузка на прибыль находится в пределах 60% отметки, из этого следует, что необходимо принять меры по оптимизации налога на прибыль для уменьшения налоговой нагрузки.

3. Совершенствование  механизма взимания налога на  прибыль в России на сегодняшний  день реализуется, главным образом,  посредством разработки основных  направлений налоговой политики. В частности предполагаются следующие  направления реформ:

1) внести  изменения в НК РФ, направленные  на сокращение возможностей минимизации  налогообложения, связанных с  переносом на будущее убытков  реорганизуемых или приобретаемых  компаний;

2) установить  порядок налогообложения экономической  выгоды при совершении операций, когда одна организация предоставляет  другой организации беспроцентные  займы, векселя, кредиты и т.д.

В рамках проводимой налоговой реформы модернизация налога на прибыль должна проводиться  по следующим направлениям:

1) снизить  фискальную функцию налога на  прибыль для развития производства;

2) максимально  унифицировать и упростить порядок  определения доходов и расходов  налогоплательщика;

3) ввести  налоговые льготы для предприятий  инновационной деятельности;

4) поставить  в разные налоговые условия  тех, кто занимается инновационным производством, и тех, кто занимается продажей и перепродажей продукции;

5) дифференцировать  ставку налога на прибыль для  стимулирования роста производства  – данное предложение является  основным по совершенствованию  механизма взимания налога на  прибыль организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации 1 и 2 часть Федерального закона от 26.11.2008г. №224-Ф3
  2. Федеральный закон Российской Федерации « О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. – 2007. - №31. – Ст. 3995.
  3. Федеральный закон Российской Федерации « О федеральном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ.// Российская газета. – 2008. – 26 ноября.
  4. Федеральный закон Российской Федерации « О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ.// Российская газета. – 2009. – 4 декабря.
  5. Грищенко А.В. Оптимизация налогооблагаемой базы//Налоговое планирование.- 2007.- N 1.-С. 6-12.
  6. Алиев, Б. Х., Мусаева, Х. М., Сулейманов М. М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации// Финансы. – 2010. - №11. – С.32 – 38.
  7. Анализ и планирование налоговых поступлений: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Паскачева, Ф.К. Садыгова, В.И. Мишина и др. – М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2008. – 230с.
  8. Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Магистр, 2009. – 576с.
  9. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Проспект, 2010. – 387с.
  10. Каклюгин, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Эксмо, 2009. – 405 с.
  11. Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.:  
    ИТК «Дашков и К°», 2009. – 626 с.
  12. Ковалев, Т.Д. Налоговый учет на предприятиях и в организациях: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 304с.
  13. Малис, Н.И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно// Финансы. – 2010. - №5. – С.42 - 46.
  14. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 519с.
  15. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. В.С. Карагод, В.В. Худолеев. – М.: Инфра М, 2009. – 284с.
  16. Налоговое администрирование: Учебное пособие / под ред. Л. И. Гончаренко – М.: КНОРУС, 2009. – 448 с.
  17. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. –М.: Юрайт-Издат, 2007
  18. Прилепов, А.С. Совершенствование налогового учета в страховых компаниях // Финансы. – 2010. - №2. – С.55-63.
  19. Разгулин, С. В. Налоги в 2011-2012 годах// Бюджет. – 2010. – №12. – С.56 – 60.
  20. Скрипченко, В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Питер, 2009. – 496с.
  21. Трунов, А. В. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий// Налоговый вестник. – 2009. - №1. – С.3 – 5.
  22. Учет, анализ и прогнозирование налоговых поступлений: учеб. комплекс / Под ред. И.И. Бабленкова, Л.А. Аносова, Л.С. Кирина и др. – М.: Всероссийская государственная налоговая академия, 2009. – 316с.
  23. Шаталов, Д.С. Развитие российской налоговой системы // Финансы. – 2011. - №2. – С.3-9.
  24. Юринова Л.А. Налогообложение предприятия. Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2007.

Информация о работе Налог на прибыль в налоговой системе России и значение его планирования