Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:45, курсовая работа
Условия и тезисы, выдвинутые А.Смитом в вопросах налогообложения, сохраняют свою силу и в настоящее время. Налоги являются одним из основных вопросов государственной политики, налоговые реформы занимают видное место в предвыборных программах политических партий и массовых движений. В современном Казахстане налоги - одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Разрешению этих противоречий в значительной степени способствует новый Закон о налогах, вступающий в силу с 1 января 2002 года.
Мировой и собственный опыт в решении налоговых проблем в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствует экономическому развитию и повышению благосостояния общества. Поэтому его изучение особенно интересно и ценно для исследования современной политической и экономической ситуации в Казахстане.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Теоретические основы налога: понятие, объект, субъект …………6
1.1. Понятие налога………...……………………………………………..6
1.2.Элементы налога……………………………………………………...8
ГЛАВА 2. Механизм взимания налога на транспортные средства ………….12
2.1. Ставки налога на транспорт ..………………………………….......12
2.2. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога……………15
ГЛАВА 3. Проблемы налогообложения в западных странах. Налоги
на транспорт…………………………………………………………19
3.1. Проблемы налогообложения в некоторых Западных странах ......19
3.2. Транспорт и налогообложение в развитых странах ……...………22
Заключение …………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………....26
Объект налога - это то, по поводу чего он выплачивается.
Следует различать три значения термина "объект налогообложения": в материальном, экономическом и правовом смыслах.
В материальном смысле объект налога - это предмет, обладание которым субъектом или иное его состояние использовано государством в качестве основания для установления налога. Иначе говоря, объект налога - это то, за что субъект должен платить налог.
В экономическом смысле объект налога - это отношение субъекта налога к тому явлению, которое государство использует в качестве основания для установления налога.
В правовом смысле объект налога - это юридический факт, с которым закон обуславливает наличие налогового обязательства.
С понятием " объект налога" тесно связано понятие "предмет налога". Предмет налога является вещественным выражением объекта налога. Так, если объектом налога на транспортные средства выступает факт обладания субъектом транспортного средства, то предметом этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее субъекту на праве собственности.
Норма налога - установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа. Норма налога выражает правила исчисления размера налога. Норма налога устанавливается в отношении каждого вида налога и приобретает порой сложные формулы.
В большинстве случаев она является результатом взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.
Существуют разные методы налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
Размер налогов определяется в твердой фиксированной сумме, равной для всех налогоплательщиков, либо с применением ставки налогообложения.
Порядок уплаты налога - установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должны осуществляться налоговые платежи от налогоплательщика к государству. Он включает три основных элемента: способы, сроки и формы перехода суммы налога от его субъекта к государству.
Существует два способа уплаты налога:
Путем самостоятельной передачи предмета платежа его субъектом;
Путем принудительного взимания государством предмета налогового платежа.
Сроки уплаты определяются законом и зависят от вида налога и способа его уплаты. Они определяются календарной датой, периодом времени, исчисляемого годом, месяцем, декадой, неделей, днем, а также указаниями на событие или действие, которое должно наступить или произойти.
Налог уплачивается в наличной форме или путем безналичных перечислений. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте.
Налоговые льготы - это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.
Следует отметить, что льгота всегда связана с облегчением налогового бремени и поэтому является средством проведения налоговой политики государства в отношении определенных плательщиков, одновременно формируя ту или иную функцию налога. Так, освобождение граждан от уплаты налога на доходы, полученные в виде государственных пенсий, является способом материальной поддержки их со стороны государства, то есть налогам придается функция социальной защиты определенной группы людей. Здесь следует упомянуть и льготы предоставляемые обществам инвалидов, красного креста и полумесяца и некоторым другим организациям.
СТАВКИ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТ
Налог на транспорт является одной из важнейших составных пополнения дохода государства. Так, на государственном учете только в одном Алматы состоит около 250 тыс. единиц автотранспортных средств с суммарным объемом двигателей свыше 500 млн. куб. см. Не сложный подсчет по действующим налоговым ставкам показывает, что в год доход города Алматы только от налога на автомобильный транспорт пополняется в среднем на 1 млрд. тенге. Особенностью налога на транспорт является то, что он помимо фискальной функции пополнения доходной части государства, выполняет регулирующую роль экономических отношений. Действительно, государство гибкой налоговой политикой стимулирует приобретение и использование транспортных средств, наиболее оптимальный в этот отрезок времени. Например, в Казахстане ставки налога на легковой автотранспорт дифференцирован таким образом, что остается не выгодным приобретать автомобиль с объемом двигателя свыше 4000 куб.см.
Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические и физические лица, имеющие транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые состоят на государственном учете.
Налог на транспортные средства уплачивается один раз в год, как правило, во время прохождения ежегодного технического осмотра, но не позднее 1 июля текущего года.
Налог на транспортные средства вносится в доход местных бюджетов, при этом сумма уплаченного налога в пределах начисленных сумм подлежит вычету при определении налогооблагаемого дохода, что исключает эффект двойного налогообложения.
Контрольные функции за сроками и размерами уплаты транспортного налога возложены на органы дорожной полиции или другие органы, осуществляющие государственный надзор. При регистрации, перерегистрации, оформлении доверенности на право управления, продажи, или ежегодного технического осмотра транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, должны требовать предъявления подтверждающего документа о полной уплате налога на транспортные средства. При отсутствии подтверждающего документа, регистрация, перерегистрация или технический осмотр не производится, а факты неуплаты гражданами налога в обязательном порядке должны быть сообщены этими органами налоговым органам.
При объеме двигателя легковых автомобилей от 1500 до2000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке 7-ми месячных расчетных показателей, и объеме двигателя от 2000 кубических сантиметров до 4000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке 22-х месячных расчетных показателя, сумма налога увеличивается за каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 12 тенге. Для определения размера превышения, из облагаемого объема двигателя легкового автомобиля вычитается 1500 кубических сантиметров или 2000 кубических сантиметров, в зависимости от установленного размера налога.
Согласно налоговому законодательству предусмотрены поправочные коэффициенты к налогам на транспортные средства исходя из сложившейся экономической ситуации и для обеспечения соответствующей безопасности эксплуатации транспортных средств.
Так как после развала СССР и последовавшему глубокому экономическому кризису, общий уровень доходов населения существенно понизился, то это было учтено в налоговом законодательстве, касающегося транспорта и налогов на него.
Экономика не может развиваться без достаточного количества транспорта.
Поэтому государство стимулировало приобретение гражданами Казахстана пусть и подержанных, но пригодных подержанных автомобилей для становления бизнеса вообще, и малого в частности. Налоги на подержанные автомобили были снижены на основные категории с двигателем до 4000 кубических сантиметров на коэффициент от 0,3 до 0,7. В то же время автомобили свыше 4000 кубических сантиметров и выше облагаются налогом без каких-либо поправок.
С другой стороны на летательные аппараты, наоборот, в налоговом кодексе предусмотрена такая мера, что чем выше срок транспортного средства, тем выше сумма налога. При сроке эксплуатации летательного аппарата свыше 5 лет налог увеличивается от двух до 3 раз. Это напрямую связано с безопасностью полетов. Эта норма введена на летательные аппараты, приобретенные после 1 апреля 1999 года. Как известно закон не имеет обратной силы. Поэтому купленные летательные аппараты до 1 апреля 1999 года продолжали облагаться налогом по старым ставкам, с льготными коэффициентами от 0,3 до 0,5 в зависимости от сроков эксплуатации.
Министерством государственных доходов Республики Казахстан от 05.05.99 г. приказом № 457 введены новые ставки на транспортные средства, направленные на улучшение структуры используемого в Казахстане транспорта:
Объект обложения |
Размер налога ( в месячных расчетных показателях) |
1.Легковые автомобили: |
|
До 1100 *) |
4,0 |
От 1100 до 1500 |
6,0 |
От 1500 до 2000 |
7,0 |
От 2000 до 4000 |
22,0 |
От 4000 и выше |
117,0 |
2. Грузовые автомобили: |
|
Грузоподъемностью до 1,5 тонны |
9,0 |
Грузоподъемностью от 1,5 тонны до 5 тонн |
12,0 |
Грузоподъемностью свыше 5 тонн |
15,0 |
Грузовые автомобили, полученные в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования |
4,0 процента от месячного расчетного показателя с каждого киловатта мощности |
3.Самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, за исключением машин и механизмов на гусеничном ходу |
3,0 |
4.Автобусы: |
|
До 12 посадочных мест |
9,0 |
От 12 до 25 посадочных мест |
14,0 |
Свыше 25 посадочных мест |
20,0 |
5.Мотоциклы,мотороллеры, |
1,0 |
6.Катера,суда,буксиры,баржи, |
|
До 160 **) |
6,0 |
От 160 до 500 |
18,0 |
От500 до 1000 |
32,0 |
Свыше 1000 |
55,0 |
7.Летательные аппараты |
8,0 процента от месячного расчетного показателя с каждого киловатта мощности |
*) рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах; **)лошадиных сил
2.2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Налог на транспортные средства исчисляется плательщиками самостоятельно, исходя из вида транспортных средств учетом налоговых ставок и поправочных коэффициентов, установленных выше указанной Инструкцией № 39.
Рассмотрим для большей наглядности расчет налога на конкретных трех примерах.
Физическое лицо имеет на праве доверительного управления собственностью ВАЗ-21099 , 1997 г . выпуска, с объемом двигателя 1500 кубических сантиметров. Налог на транспортное средство во втором квартале 1999 года составит:
7 х 715 = 5005 тенге,
где 7 - ставка налога;
715 - месячный расчетный показатель на 2 квартал 1999 г.
Физическое лицо имеет на праве собственности автомобиль марки Hundai Sonata 3, 1998 года выпуска, с объемом двигателя 1800 кубических сантиметров.
В соответствии с пунктом 5 настоящей Инструкции превышение объема двигателя данного автомобиля от объема двигателя 1500 кубических сантиметров составляет 300 кубических сантиметров, соответственно налог на транспортное средство уплачиваемый во втором квартале 1999 года составит:
((7 х 715)+(300 х 12))=8 605 тенге,
где 7 - ставка налога;
715 - месячный расчетный показатель на 2 квартал 1999 года;
300 - превышение объема двигателя, от 1500 кубических сантиметров;
12 - ставка налога, за каждую единицу превышения от 1500 кубических сантиметров.
Юридическое лицо имеет на праве хозяйственного ведения автомобиль марки Ford Scorpio август 1993 года с объемом 2800 кубических сантиметров и использует транспортное средство в предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 5 настоящей Инструкции превышение объема двигателя данного автомобиля от объема двигателя 2000 кубических сантиметров составляет 800 кубических сантиметров, соответственно налог на транспортное средство, уплачиваемый во втором квартале 2000 года составит:
( 22 х 715) + ( 800 х 12)= 25 330 х 0,5=12665 тенге;
где 22 - ставка налога;
715 - месячный расчетный показатель на 2 квартал 1999 года;
800 - превышение объема двигателя, от 2000 кубических сантиметров;
12 - ставка налога , за каждую единицу превышения от 2000 кубических сантиметров;
0,5 - поправочный коэффициент, применяемый к автомобилям со сроком эксплуатации свыше 6 лет.
Что касается летательных аппаратов ( самолетов, вертолетов и др.) , то мощность их определяется на заводах - изготовителях авиатехники, конструкторских бюро и указывается в "Руководстве по летной эксплуатации воздушного судна".
При исчислении налога на транспортные средства общая сумма округляется до тенге, сумма менее 50 тиын в расчет не включается, а 50 тиын и более округляются до одного тенге.
Юридические лица обязаны представлять в соответствующий налоговый орган по месту своего нахождения декларацию по налогу на транспортные средства по состоянию на 31 декабря отчетного года по форме, приведенной в приложении к настоящей Инструкции, не позднее 31 марта года , следующего за отчетным.
Уплата фактически причитающегося налога, исчисляемого по состоянию на 31 декабря отчетного года, производятся к 10 апреля года , следующего за отчетным.
При уплате налога на транспортные средства до 01.04.99 г. физическими лицами и юридическими лицами, даже в случае не представления декларации, перерасчет налога не производится.
Сумма налога вносится гражданами Республики Казахстан, иностранными лицами и лицами без гражданства в учреждении банка, а в сельской местности (где нет банка) - сельским администрациям. Гражданами при уплате налога выдаются квитанции установленной формы.
Налог уплачивается независимо от того, находится ли транспортное средство на ремонте или не эксплуатируется по какой-либо другой причине, до снятия его с государственного учета.
При отчуждении права владения транспортными средствами в течение года внесенные плательщиком суммы налога возврату не подлежат.
При перерегистрации транспортных средств, в связи с изменением владельца или переменой места жительства на территории Республики Казахстан в текущем году налог вторично не уплачивается.
Налоговые органы не позднее 1 мая текущего года получают от регистрационных органов дорожной полиции сведения о владельцах транспортных средств, в соответствии с Приложением 2 и Приложением 4 на бумажных или электронных носителях.
На основании полученных сведений, ответственные работники налоговых органов производят начисление причитающейся суммы налога в лицевые счета налогоплательщиков по утвержденным ставкам и закрепленным территориальным участкам региона до наступления срока уплаты налога.
В соответствии с данными лицевых счетов работники налоговых органов вписывают отдельной строкой причитающуюся сумму налога в платежные извещения формы № 1, где указывают сумму налога, срок уплаты, территориальный налоговый орган, код налога на транспортные средства с физических лиц, реквизиты органов Казначейства РК (РНН, расчетный счет, МФО и т.д.)
В срок до 1 июня вручают их владельцам, при этом одновременно производится проверка по квитанциям факта уплаты за прошлые годы с последующей отметкой в лицевом счете налогоплательщика.
До наступления сроков проведения технического осмотра и сроков уплаты налога в бюджет налоговые органы обеспечивают органы дорожной полиции МВД РК и банки второго уровня разработочными таблицами, утвержденными руководителем налогового органа. В таблицах указываются ставки и суммы налога, соответствующие объектам налогообложения и поправочные коэффициенты в соответствии со статьей 128 Указа Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", код бюджетной классификации, реквизиты органов Казначейства РК.