Налоги и налогообложение в современной России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути преодоления, определяются основные налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить исходные факторы, которые определяют деятельность государства при функционировании налоговой системы на сегодняшний день;
- используя выявленную систему факторов, проанализировать существующие подходы к классификации налогов;
- определить характеристики видов налогообложения;

Содержание работы

Введение ……………………………..…………………………………..………….3
Глава 1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации ……………..5
1.1 Понятие и сущность налогов …………………………………………………..5
1.2. Функции налогов ……………………………………………………………....8
1.3. Классификация налогов ………………………………………………………11
Глава 2. Налоги в экономической системе общества ………………………..16
2.1. Принципы налогообложения …………………………………………………16
2.2. Структура и способы взимания налогов …………………………………….17
2.3. Основные налоги, собираемые на территории России ……………………..19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации ......................................................................................…26
Заключение ……………………………………………………………..……....…34
Список используемых источников и литературы ……………………....…...36

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение в современной России проблемы и перспективы развития.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 2 курса

факультета экономики и управления

на тему: Налоги и налогообложение  в современной России: проблемы и  перспективы развития

 

 

 

 

Руководитель - консультант

________________________

 

 

Защищена          Оценка

«___»___________ 2011 г.      ________________

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

Содержание

 

Введение ……………………………..…………………………………..………….3

Глава 1. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации ……………..5

1.1 Понятие и сущность налогов  …………………………………………………..5

1.2. Функции налогов ……………………………………………………………....8

1.3. Классификация налогов  ………………………………………………………11

Глава 2. Налоги в экономической  системе общества ………………………..16

2.1. Принципы налогообложения …………………………………………………16

2.2. Структура и способы взимания налогов …………………………………….17

2.3. Основные налоги, собираемые  на территории России ……………………..19

Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой  системы в Российской Федерации ......................................................................................…26

Заключение  ……………………………………………………………..……....…34

Список используемых источников и литературы ……………………....…...36

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства, развитие и  изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник  доходов государства. Кроме финансовой функции налоги используются для экономического воздействия  государства  на общественное производство, его динамику и  структуру,  на  развитие  научно-технического прогресса.

Налоги это обязательные и безэквивалентные  платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день одной из самых острых проблем нашей экономики является нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов, налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути преодоления, определяются основные налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие  задачи:

- выявить исходные факторы, которые  определяют деятельность государства  при функционировании налоговой   системы на сегодняшний день;

- используя выявленную систему  факторов, проанализировать существующие подходы к классификации налогов;

- определить характеристики видов  налогообложения;

- рассмотреть проблемы и пути  преодоления современной налоговой  системы РФ.

Объектом исследования настоящей работы является проблемы налоговой системы России и перспективы её развития. Предмет анализа система факторов определяющих понятие, виды и функции налогов.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды  отечественных и зарубежных авторов  по анализу развития налогов и  налогообложения в Российской Федерации, а также исследование путей эволюционного развития системы налогообложения.

 

Глава 1. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации

 

1.1. Понятие  и сущность налогов

 

Налоговая система в  Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.1

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства, развитие и  изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоги используются для экономического воздействия  государства  на общественное производство, его динамику и  структуру,  на  развитие  научно-технического прогресса.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Налоги это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.2

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.3

К налогам также не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).4

В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно  встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических  и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.5

Часто отмечается, что  налоги - денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов.6 Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости' национального дохода в пользу общегосударственных потребностей Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.7

 

1.2. Функции  налогов

 

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется  в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции  налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами  как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых то или иное практическое назначение налогов: фискальная, социальная, регулирующая, контрольная.

Фискальная функция (от слова «фиск» - казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства.8 Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу. Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

Социальная - функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов.9 Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая - функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы.10 Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др. Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

  • стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;
  • дестимулирующая подфункция имеет цель - через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
  • воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Информация о работе Налоги и налогообложение в современной России: проблемы и перспективы развития