Налоги и налогообложение в современной России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути преодоления, определяются основные налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить исходные факторы, которые определяют деятельность государства при функционировании налоговой системы на сегодняшний день;
- используя выявленную систему факторов, проанализировать существующие подходы к классификации налогов;
- определить характеристики видов налогообложения;

Содержание работы

Введение ……………………………..…………………………………..………….3
Глава 1. Налоги и налогообложение в Российской Федерации ……………..5
1.1 Понятие и сущность налогов …………………………………………………..5
1.2. Функции налогов ……………………………………………………………....8
1.3. Классификация налогов ………………………………………………………11
Глава 2. Налоги в экономической системе общества ………………………..16
2.1. Принципы налогообложения …………………………………………………16
2.2. Структура и способы взимания налогов …………………………………….17
2.3. Основные налоги, собираемые на территории России ……………………..19
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы в Российской Федерации ......................................................................................…26
Заключение ……………………………………………………………..……....…34
Список используемых источников и литературы ……………………....…...36

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение в современной России проблемы и перспективы развития.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое регулирование  несет нагрузку и контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная - эта функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту   функцию    определяется    необходимость   реформирования   налоговой

системы и бюджетной  политики.11

Перечисленные функции  налога тесно связаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и первой степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

 

1.3. Классификация налогов

 

Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше - прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет  устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Этим объясняется как  теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Виды налогов  в РФ12

По способу взимания

прямые и косвенные

По целевой направленности

абстрактные и целевые

По субъекту налогообложения

взимаемые с предприятий  и организаций и смежные (уплачивают физ. и юр. лица)

По уровню бюджета

закрепленные и регулирующие

По срокам уплаты

срочные ипериодично-календарные

По характеру отражения  в бух. учете

включаемые в себестоимость;

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

уплачиваемые за счет чистой прибыли;

включаемые в цену продукции;

удерживаемые из доходов  работника


 

В первую очередь различают  прямые и косвенные налоги, и в  основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.

  1. По способу взимания различают:
  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
  • косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара,
  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, можно выделить следующее разделение налогов (таблица 2).
  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный  орган.  Однако  эти  налоги  могут зачисляться в бюджеты

различных уровней (ст. 13 НК РФ);13

  • региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (ст. 14 НК РФ);14
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты (ст. 15 НК РФ).15

Таблица 2

Виды налогов  и сборов в РФ по уровням налогообложения16

Федеральные налоги и  сборы

Налог на добавленную  стоимость (НДС)

Акцизы 

Налог на доходы физических лиц

Единый социальный налог

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы от капитала

Государственная пошлина

Таможенная пошлина и таможенные сборы

Платежи за пользование  природными ресурсами

Налог на пользование  недрами

Налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

Сбор за право пользования  объектами 

животного мира и водными биологическими ресурсами

Лесной  налог

Водный  налог

Федеральные лицензионные сборы

Региональные налоги и сборы

Налог на недвижимость

Налог на имущество организаций

Дорожный налог 

Транспортный налог

Налог с продаж

Налог на игорный бизнес

Региональные лицензионные сборы

Местные налоги и сборы

Налог на имущество физических лиц

Налог на рекламу

Налог на наследование или  дарение

Земельный налог

Местные лицензионные сборы


  1. По целевой направленности введения налогов различают:
  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  1. По субъекту налогообложения (налогоплательщику) различают:
  • налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
  • смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
  • регулирующие налоги - разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
  1. По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
  • включаемые в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый социальный налог);
  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на
  • прибыль);
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Для хозяйствующих субъектов  последний признак классификации  является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по второй группе относятся на финансовый результат, расходы по третьей группе можно финансировать лишь за счет чистой прибыли предприятия. Определяя порядок отнесения налоговых платежей нате или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.

Возможна  классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов - «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» - можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах - наоборот.17

 

Глава 2. Налоги в экономической  системе общества

2.1. Принципы  налогообложения

 

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.18 Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

2.2. Структура и способы взимания налогов

 

Вся налоговая система  базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которые устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов.

Налогоплательщик обязан платить лишь законно установленные  налоги (ст. 57 Конституции РФ).19 В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно выявить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства в отношении имущества плательщика. Другими словами, в законе должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания - элементы налога.

Налог - это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд взаимодействующих составляющих, каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.20 В теории права эти составляющие именуются как элементы налога, элементы налогового обязательства. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (ст. 3 НК РФ).21

Только при наличии  полной совокупности элементов обязанность  по уплате налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или  двусмысленность закона о налоге может привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Элементы, без которых  налоговое обязательство и порядок  его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами закона о налоге. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития, предусматривало различные элементы налога, при наличии которых, последний считался законно установленным.

Согласно российскому  законодательству налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения (ст. 7 НК РФ):

  • объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог, который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;
  • правила исчисления и порядок уплаты налога;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налога.22

Информация о работе Налоги и налогообложение в современной России: проблемы и перспективы развития