Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.
Введение ______________________________________________
3
1.
Сущность, функции и виды налогов________________________
5
2.
Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения_____________________________________________
20
3.
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___
28
Заключение ____________________________________________
37
Список использованной литературы _______________________
39
АНО ВПО
«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА (БУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«Экономическая теория»
на тему: «Налоги и налоговая система РФ»
Исполнитель: Витковская Е.А.
Курс, Специальность: III –курс Б/У
Руководитель: К.Э.Н., доцент Бойко В.Л.
Москва
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ______________________________ |
3 | |
1. |
Сущность, функции и виды
налогов_______________________ |
5 |
2. |
Налоговая система РФ, ее
структура и основные принципы построения____________________ |
20 |
3. |
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___ |
28 |
Заключение ______________________________ |
37 | |
Список использованной литературы _______________________ |
39 |
Введение
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей, повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.
В этом отношении объективно
необходимым и чрезвычайно
На Западе налоговые вопросы
давно уже занимают почетное место
в финансовом планировании предприятий.
В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести
к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
В этом свете в курсовой работе «Налоги и налоговая система РФ» наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с налогами и особенности функционирования налоговой системы в России.
Целью курсовой работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.
На наш взгляд, это поможет,
во-первых, сформировать понятия о
налогах, а во-вторых, позволит увидеть,
какие проблемы существуют на сегодняшний
день в налоговой системе и
какие мероприятия проводятся по
их устранению. На сегодняшний день,
предложения и меры, предпринимаемые
Правительством, Президентом и другими
государственными органами России, направлены
как раз на достижение поставленных
целей и решение
1. Сущность, функции и виды налогов
Налоги являются одним
из важнейших признаков
Налоги как общественная
категория отражают историко-экономические
условия жизни людей и
Налоги как экономическая
категория представляют собой совокупность
отношений перераспределения
Налоги - финансовая категория. Финансы выполняют две основополагающие функции: распределительную и контрольную. Налоги опосредуют часть этих отношений - отношения перераспределения. Следовательно, система налогообложения несет в себе часть функционального предназначения финансов.
В налогах отражаются отношения собственности, та сфера производственных отношений, где сталкиваются и так или иначе разрешаются различные экономические интересы: государственные, коллективные и индивидуальные. Формирование концепции рациональной налоговой системы позволяет найти точку взаимного сочетания этих интересов, сгладить антагонизм между ними.
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.
Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество
или доход, подлежащие
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина
налога с единицы объекта
5) налоговая льгота - полное
или частичное освобождение
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова
кадастр - таблица, справочник) когда
объект налога дифференцирован
на группы по определенному
признаку. Перечень этих групп
и их признаки заносится в
специальные справочники. Для
каждой группы установлена
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.
Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Отстаивая позицию множественности функций налогов, тем не менее нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.
Выделяют четыре основные функций налога:
Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов. Данная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.
Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Распределительная (социальная)
функция выражает социально-экономическую
сущность налога как особого инструмента
распределительных отношений. Эта
функция обеспечивает решение ряда
социально-экономических задач, находящихся
за пределами рыночного
Распределительная функция
реализуется также через
Контрольная функция налогов
заключается в обеспечении
Регулирующая функция
проявляется через комплекс мероприятий
в сфере налогообложения, направленных
на усиление государственного вмешательства
в экономические процессы (для
предотвращения спада или стимулирования
роста производства, научно-технического
прогресса, регулирования спроса и
предложения, объема доходов и сбережений
населения, объема инвестиций). Суть регулирующей
функции налогов применительно
к общественному