Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.
Введение ______________________________________________
3
1.
Сущность, функции и виды налогов________________________
5
2.
Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения_____________________________________________
20
3.
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___
28
Заключение ____________________________________________
37
Список использованной литературы _______________________
39
8. Классификация по источнику
уплаты имеет значимый
9. Классификация налогов
по принадлежности к уровню
правления, подразделяющая все
налоги на федеральные,
Заметим, что рассмотренныe классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например, на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях.
Из представленной совокупности
следует выделить безусловную значимость
четырех классификаций. Наибольшее
теоретико-методологическое значение
имеет разделение налогов на прямые
и косвенные, а с практической
точки зрения для федеративного
государства, каким и является Россия,
принципиальное значение имеет разграничение
налогов по уровню правления. Для
целей ведения системы
2. Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения
Налоговая система государства
представляет собой сложное образование,
включающее в себя две органически
взаимосвязанные подсистемы: подсистему
налогообложения и подсистему налогового
администрирования. Подсистема налогообложения
представлена совокупностью законодательно
установленных налогов и
Отметим, что в подсистеме
налогообложения реализуются
Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий и факторов, проявлявшихся по-разному в тот или иной период международной и внутренней жизни страны.
В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г.
Можно сказать, что в 1992 г.
произошла радикальная
За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых нормативных правовых документов, включая законы и подзаконные акты, которые зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта - Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ вступил в силу с 1 января 1999 г.).
Действие НК РФ распространяется
на все налоги и сборы, устанавливаемые
в России. При этом под налогом
понимается обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и/или муниципальных
В первой части НК РФ определена
система законодательства о налогах
и сборах. Она включает в себя
законодательство РФ, которое состоит
из НК РФ и принятых на его основе
федеральных законов. Законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах
состоит из законов субъектов
РФ, которые принимаются в
Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Вторая часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных конкретному налогу или сбору (эта часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый кодекс РФ является актом прямого действия, регламентирующим правила взимания налогов и сборов в стране.
Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:
1) детальная структурированность
и целостность налоговой
2) гибкость налоговой
системы, обеспеченная
3) социальная направленность
налоговой системы, связанная
со стимулированием
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный перечень налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ. Перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2005 г., количество налогов сокращается с 23 до 15. Напомним, что в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» в 1992 г. число налогов значительно превышало цифру 40. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы сокращение налогового бремени.
Федеральные налоги и сборы
устанавливаются НК РФ как обязательные
к уплате на всей территории Российской
Федерации. Региональные налоги вводятся
в действие и прекращают действовать
на территориях субъектов
К федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость (НДС);
акцизы на отдельные виды товаров;
налог на прибыль организаций;
налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
страховые взносы
государственная пошлина;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) транспортный налог;
3) налог на игорный бизнес.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Кроме перечисленных налогов, в налоговой системе РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые организациями определенных масштабов и отраслевой принадлежности и индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица):
1) система налогообложения
для сельскохозяйственных
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Следует отметить, что НК
РФ значительно сократил права органов
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления в сфере налогообложения.
Норма, ранее записанная в Законе РФ «Об
основах налоговой системы РФ» и предоставлявшая
органам национально-государственных
и административно-
В отношении налоговых полномочий исполнительных органов власти НК РФ регламентирует следующий порядок: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по разработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ; исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, таможенного дела, и их территориальные органы также не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов