Налоги и налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.

Содержание работы

Введение ______________________________________________

3
1.
Сущность, функции и виды налогов________________________
5
2.
Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения_____________________________________________

20
3.
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___
28

Заключение ____________________________________________
37

Список использованной литературы _______________________
39

Файлы: 1 файл

КР налоги и налоговая система РФ.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

8. Классификация по источнику  уплаты имеет значимый практический  интерес в первую очередь со  стороны налогоплательщиков и  проверяющих их налоговых органов.  В соответствии с ней различают  налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов  по принадлежности к уровню  правления, подразделяющая все  налоги на федеральные, региональные  и местные. Данная классификация  единственная из всех представленных  выше имеет законодательный статус - на ней построена вся последовательность  изложения НК.

Заметим, что рассмотренныe классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например, на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях.

 

Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного  государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение  налогов по уровню правления. Для  целей ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику  уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в  основу построения европейской системы  экономических интегрированных  счетов. Все остальные классификации  имеют в большей мере локальную  теоретическую или практическую востребованность.

 

2. Налоговая система  РФ, ее структура и основные  принципы построения

Налоговая система государства  представляет собой сложное образование, включающее в себя две органически  взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования. Подсистема налогообложения  представлена совокупностью законодательно установленных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и физическими  лицами в бюджетную систему государства. Подсистема налогового администрирования  охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль за соблюдением организациями и  физическими лицами обязанностей в  качестве налогоплательщиков.

 

Отметим, что в подсистеме налогообложения реализуются фискальная (распределительная) и регулирующая функции налогов, а в подсистеме налогового администрирования - контрольная  функция налогов.

 

Налоговая система современного демократического государства складывалась под воздействием исторических, политических, экономических, социальных условий  и факторов, проявлявшихся по-разному  в тот или иной период международной  и внутренней жизни страны.

В конце 1991 г. был принят и  введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Этот документ определил принципиально новую налоговую систему, которая коренным образом отличалась от советской системы платежей в бюджет. Указанный закон был определяющим налоговым документом вплоть до 1999 г., когда почти все его статьи были отменены, за исключением статьей, устанавливающих перечень налогов России. Окончательно закон прекратил свое действие с 2005 г.

Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая  реформа, была предпринята попытка  создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. В  РФ был введен, например, НДС, который  фактически восполнил отмену налога с оборота - одного из важнейших доходных источников бюджета бывшего СССР. Формально перечень налогов, установленный Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», отвечал принципам рынка, в его состав входили такие традиционно применяющиеся преимущественно в европейских странах налоги, как НДС, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и т. д. В то же время в состав налогов включалось и немало «экзотических» налогов и платежей, например: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на превышение фактического фонда оплаты труда над нормируемым, налог на нужды образовательных учреждений, сбор за парковку автотранспорта и др. Необходимость взимания подобных налогов была обусловлена сиюминутными задачами наполнения бюджетов, и они менее всего отвечали задачам развития предпринимательства в стране. Кроме того, перечень налогов включал более 40 позиций. Соответственно налоговая дисциплина и законопослушание плательщиков оставляли желать лучшего, несмотря на все попытки применения «драконовских» налоговых санкций или, наоборот, введения налоговой амнистии (1994-1996 гг.). Поэтому с первых лет существования налоговой системы РФ стояли задачи сокращения количества налогов, упрощения и стабильности налогового законодательства.

За период 1992-1999 гг. в России был принят огромный пакет налоговых  нормативных правовых документов, включая  законы и подзаконные акты, которые  зачастую содержали противоречия, произвольное толкование отдельных налоговых  норм, поэтому уже с 1995 г. шла речь о принятии единого кодифицированного акта - Налогового кодекса РФ. Однако первая попытка его принятия в Государственной думе Федерального собрания РФ (1996 г.) не увенчалась успехом. Только в 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ вступил в силу с 1 января 1999 г.).

Действие НК РФ распространяется на все налоги и сборы, устанавливаемые  в России. При этом под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и/или муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) государственными органами, органами местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными лицами.

 

В первой части НК РФ определена система законодательства о налогах  и сборах. Она включает в себя законодательство РФ, которое состоит  из НК РФ и принятых на его основе федеральных законов. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов  РФ, которые принимаются в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о  налогах и сборах также принимаются  в соответствии с НК РФ.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения  в Кодекс в части установления новых налогов и/или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и/или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

 

Вторая часть Налогового кодекса, или специальная часть, формирование которой началось с 2000 г. и пока продолжается, состоит из глав, начиная с 21-й, посвященных  конкретному налогу или сбору (эта  часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ). Таким образом, Налоговый  кодекс РФ является актом прямого  действия, регламентирующим правила  взимания налогов и сборов в стране.

Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой  системы, которые являются основополагающими  в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, - это:

1) детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Обеспечивается жесткой централизацией  управления налогами со стороны  государства на базе налогового  законодательства. Данный принцип  предполагает тесную взаимосвязанность  налогов, исключающую двойное  налогообложение, право выбора  в отдельных случаях налогоплательщиком  конкретного вида налога или  налоговой ставки, а также строгое  разделение налогов на централизованные  и местные;

2) гибкость налоговой  системы, обеспеченная возможностью  ежегодно уточнять ставки налогов  и осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

3) социальная направленность  налоговой системы, связанная  со стимулированием социального  и экономического развития страны  с учетом таких факторов, как  темпы развития, финансовое положение  отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный  перечень налогов по Закону РФ «Об  основах налоговой системы РФ»  и по НК РФ. Перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ, в  редакции, действующей с 1 января 2005 г., количество налогов сокращается  с 23 до 15. Напомним, что в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой  системы РФ» в 1992 г. число налогов  значительно превышало цифру 40. В  первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким  образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы сокращение налогового бремени.

 

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и  пределах, которые предусмотрены  НК РФ): налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты налогов, могут  также устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах. Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях  этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы на отдельные виды товаров;

налог на прибыль организаций;

налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

страховые взносы

государственная пошлина;

налог на добычу полезных ископаемых;

водный налог;

сборы за право пользования  объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный  бизнес.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц.

Кроме перечисленных налогов, в налоговой системе РФ предусмотрены  специальные налоговые режимы, применяемые  организациями определенных масштабов  и отраслевой принадлежности и индивидуальными  предпринимателями (без образования  юридического лица):

1) система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система  налогообложения;

3) система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Следует отметить, что НК РФ значительно сократил права органов  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления в сфере налогообложения. Норма, ранее записанная в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» и предоставлявшая органам национально-государственных и административно-территориальных образований право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, утратила силу с 1 января 1999 г. со вступлением в действие первой части НК РФ. Указанное обстоятельство явилось, с нашей точки зрения, отрицательным фактом, ограничивающим возможности влияния региональных и местных органов власти на процессы экономического развития территорий и проведения эффективной экономической политики.

В отношении налоговых  полномочий исполнительных органов  власти НК РФ регламентирует следующий  порядок: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по разработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов, таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ; исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или  дополнять законодательство о налогах  и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов, таможенного дела, и их территориальные  органы также не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ