Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ.
Введение ______________________________________________
3
1.
Сущность, функции и виды налогов________________________
5
2.
Налоговая система РФ, ее структура и основные принципы построения_____________________________________________
20
3.
Проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ___
28
Заключение ____________________________________________
37
Список использованной литературы _______________________
39
Здесь прежде всего следует
особо подчеркнуть нормативные
правовые акты Федеральной налоговой
службы, которая относится к органам
налогового контроля. ФНС издает для
своих подразделений приказы, инструкции
и методические указания по вопросам,
связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к
актам законодательства о налогах
и сборах. Так, ФНС был разработан
целый ряд методических рекомендаций
по применению глав части второй НК
РФ для обеспечения единообразного
применения норм НК РФ и осуществления
контроля за соблюдением законодательства
РФ о налогах и сборах. Следует
отметить, что эти рекомендации не
являются нормативными документами, обязательными
для выполнения налогоплательщиками.
Поэтому специалистам налоговых
органов запрещено при
В связи с проводимой административной
реформой и вхождением Федеральной
налоговой службы в структуру
Министерства финансов РФ все функции
по разъяснению законодательных
актов переданы Минфину РФ. В настоящее
время накоплено большое
3. Проблемы и
перспективы развития
Задачи любой налоговой
системы меняются с учетом предъявляемых
к ней политических, экономических
и социальных требований. Из простого
инструмента мобилизации
Можно выделить три направления налоговой политики государства:
2)политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
3) политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.
В странах с развитой экономикой
преобладают два последних
Исторический опыт стран
рыночной демократии подтверждает, что
даже такой противоречивый процесс,
как согласование налоговых интересов
разных собственников, можно осуществлять
на демократической основе. Но для
создания эластичной налоговой системы
требуются постепенные и
На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за вею историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер.
В Российском Федерации сохранены
традиции и методология формирования
бюджета государства по принципу
«главенство директивы центра».
Это, естественно, проецируется и на
налоговую политику государства. Более
того, в настоящее время само понятие
«государство» стало
К основным порокам отечественной
налоговой системы можно
Нестабильность налоговой политики.
Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.
Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное, в том числе отменой инвестиционной льготы.
Чрезмерное распространение
налоговых льгот, что приводит к
огромным потерям бюджета (правда, в
последние годы многие из них были
отменены). Опыт развитых стран свидетельствует
о целесообразности зачисления льгот
в налоговые расходы
Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.
Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.
Чрезмерный объем начислений на заработную плату.
Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слон населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.
К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:
-ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низко оплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);
-перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
-тенденция к расширению доли прямых налогов;
-исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т. д.).
Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:
- не происходит ожидаемого прироста поступлений налога на прибыль;
-переход на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц не привел к выводу из «тени» значительных объемов заработной платы;
-введение инвестиционной составляющей в составе сборов по пенсионному страхованию создало, похоже, неразрешимую проблему с подбором надежных объектов инвестирования; и т. д.
Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.
Насущная необходимость
подлинной налоговой реформы
в нашей стране бесспорна, но важно
определить стратегию ее проведения.
Главным является усиление регулирующей
функции налогов, направленной на согласование
интересов государства и
В ходе налоговой реформы
очень важно поддерживать стабильность
налогового законодательства. Корректировку
налоговой системы нужно
Представители Министерства
финансов РФ и Федеральной налоговой
службы РФ исходят из необходимости
сохранения действующей системы
налогообложения, предполагая постепенно
вносить изменения в те или
иные ее подсистемы и блоки в зависимости
от проявления в них явных сбоев.
Однако при этом практически неизменными
остаются отношения собственности,
принципы государственного устройства,
технологическое состояние
Гипотетически возможен выбор другого пути - создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить ее в ту же неизменную институциональную структуру общества. Однако достижение желаемого результата - урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер «бизнес» и «бюджет») при данном подходе представляется также маловероятным.
Более перспективен третий
путь: изменение структуры налогового
потенциала и системы управления
налогообложением, сопровождаемое выявлением
наиболее негативных тенденций развития
экономики и разработкой
В числе наиболее актуальных направлении налоговой реформы можно
выделить следующие.
1. Комплексность проведения
реформы налоговой системы:
- существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок и в первую очередь для товаропроизводителей;
- одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
2. Повышение уровня
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, на основе отказа от необоснованных льгот и исключении);
- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
- исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.
3. Упрощение налоговой
системы путем установления
4. Обеспечение стабильности
налоговой системы, а также
предсказуемости объемов
Вместе с тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
5. Изменение структуры
налогов за счет постепенного
отказа от тех из них, которые
дополнительно облагают
6. Совершенствование системы
налоговых ставок, определяющих
сумму налогового изъятия. Это
относится в первую очередь
к налогу на прибыль. Можно
ввести (сначала в отдельных регионах)
его регрессивные ставки, когда
при увеличении суммы
7. Отмена всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой.
8. Существенное снижение
ставок НДС, акцент на налогах,