Налоги и принципы построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции и принципы налогообложения, изучить механизм применения действующих форм и методов налогового контроля.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
- дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения;
- рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования;
- изучить действующие формы и методы налогового контроля;
- проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Кабардино - Балкарской республике;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоги и принципы построения налоговой системы
1.1 Понятие налога
1.2 Функции налога
1.3 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Налоговый контроль
2.1 Организация налогового контроля ФНС РФ
2.2 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный бюджет
2.3. Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР
Глава 3. Налоговая политика РФ
3.1 Понятие и сущность НП РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития НП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение  функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности  одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны  и в своем проявлении выступают  как единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Принципы построения налоговой системы

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых  с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания[3].

Первая часть Налогового кодекса  Российской Федерации формулирует:

1.  виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2.  основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3.  принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4.  права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5.  формы и методы налогового контроля;

6.  ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7.  порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

1.  Принцип всеобщности налогообложения[6]. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

2.  Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.

3.  Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

4.  Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

5.  Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

6.  Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7.  Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

8.  Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся  путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы  субъектов Федерации, и местные  налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому  никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные  акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в  соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового  года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и  дополнений в федеральный закон  о федеральном бюджете на текущий  финансовый год. Аналогичные правила  установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов  о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных  актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

9.  Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

10.  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

11.  Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

12.  Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

13.  Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

13 статья Налогового кодекса  РФ водит трехуровневую систему  налогообложения.

Первый уровень - это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги субъектов  Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными  органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится  к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок  взимания.

Третий уровень - местные налоги, налоги право регламентации которых  отводится представительным органам  муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники  доходов агрегируются в федеральном  бюджете. К числу федеральных  относятся: налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль предприятий  и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджетообразующим для регионов становится налог на имущество юридических  лиц.

Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, налог на рекламу.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Налоговый контроль

2.1 Организация налогового контроля ФНС РФ

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий  налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере  налогообложения. Именно в рамках налогового контроля реализуются государственные  интересы в области бюджета, финансов и налогов[4] .

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами различных  уровней мероприятий требует  систематического пополнения финансовыми  ресурсами, что достигается в  основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики обязаны  уплачивать указанные платежи в  установленных размерах и в определенные сроки.

На практике юридические  и физические лица часто допускают  несвоевременную уплату налогов  в связи с рядом различных  причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств, несвоевременной  сдачи документов в банк на уплату сумм налогов в бюджет, уклонения  от их уплаты.

В связи с этим на налоговые  органы возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением полноты и  своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся  налогов и других обязательных платежей.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции. НК РФ дает перечень форм налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). Все формы налогового контроля перечислены в Налоговом  кодексе, ни налоговые органы, ни Правительство  не могут самостоятельно вводить  в их число иные формы контроля.

Вместе с тем формы, указанные в НК РФ, при их практической реализации очень часто смешиваются  и пересекаются: в рамках налоговых  проверок проводятся проверки данных учета и отчетности, в рамках выездных проверок проводятся получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора, осмотр помещений  и территорий. Поэтому фактически налоговый контроль сводится к проведению налоговых проверок и текущему контролю на налоговых постах, хотя случается и самостоятельное применение форм налогового контроля.

Налоговое законодательство также предусматривает три стадии налогового контроля:

1) Учет налогоплательщиков;

2) Проведение налоговых  проверок и оформление их результатов;

3) Производство по делу  о налоговом правонарушении

Контроль в сфере налогообложения  не является самоцелью - он должен вести  к достижению тех задач, которые  отвечают интересам государства  и общества. Для осуществления  этой общей цели налоговые органы наделены соответствующими властно-принудительными  полномочиями. Для выполнения налоговыми органами своих полномочий они взаимодействуют  с различными органами, такими как  органы МВД, таможенные органы, миграционная служба, БТИ и другие.

Функциями налогового, как  и любого государственного контроля являются следующие:

- наблюдение за функционированием  подконтрольных объектов;

- анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка  прогнозов;

- принятие мер по предотвращению  нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных  действий;

- учёт конкретных нарушений,  выявление их причин и условий;

- пресечение противоправной  деятельности с целью недопущения  вредных последствий и новых  правонарушений;

- выявление виновных лиц  и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль предназначен для решения следующих задач:

- обеспечение экономической  безопасности государства при  формировании публичных централизованных  и децентрализованных денежных  фондов;

- обеспечение надлежащего  контроля за формированием государственных  доходов и рациональным их  использованием;

- улучшение взаимодействия  и координации деятельности контрольных  органов в Российской Федерации;

- проверка выполнения  финансовых обязательств перед  государством и муниципальными  образованиями со стороны организаций  и физических лиц;

- проверка целевого использования  налоговых льгот;

- пресечение и предупреждение  правонарушений в налоговой сфере.

Информация о работе Налоги и принципы построения налоговой системы