Налоги и принципы построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции и принципы налогообложения, изучить механизм применения действующих форм и методов налогового контроля.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
- дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения;
- рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования;
- изучить действующие формы и методы налогового контроля;
- проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Кабардино - Балкарской республике;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоги и принципы построения налоговой системы
1.1 Понятие налога
1.2 Функции налога
1.3 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Налоговый контроль
2.1 Организация налогового контроля ФНС РФ
2.2 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный бюджет
2.3. Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР
Глава 3. Налоговая политика РФ
3.1 Понятие и сущность НП РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития НП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний  день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в  большинстве случаев не могут  проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год.

                 

Для полного  анализа работы налоговых органов  на региональном уровне просмотрим динамику задолженности по основным налогам  и другим обязательным платежам (таблица 9). Как видно из таблицы задолженность  по местным налогам увеличивается  с каждым разом. Исходя из того, что  по налогу на имущество налогоплательщикам предоставляется довольно большое  количество льгот, на которых приходиться  не малая денежная сумма большой % задолженности по местным налогам  составляет земельный налог. Сравнительно небольшие ставки по данному налогу не стимулируют налогоплательщиков к своевременной выплате налога, что приводит к росту задолженности. По региональным налогам, по НДС и  ЕСН сумма задолженности к 2009 году стало уменьшаться по сравнению  с предыдущими периодами. По НДС  уменьшение на 74%, по ЕСН - на 87%, а по региональным налогам на – 85.

 

Таблица 2. Динамика задолженностей в разрезе основных налогов и других обязательных платежей

налоги и другие платежи

2010(тыс. руб.)

2011(тыс. руб.)

изменения в абсолютных показателях (%)

налог на прибыль организаций

521899

175327

33

НДС

1268911

942425

74

региональные налоги

203929

173566

85

местные налоги

131688

136422

103

акцизы

155176

340241

219

ЕСН

789591

693060

87


Если  рассмотреть поступления местных  налогов то прослеживается его увеличение, то есть растет собираемость данных налогов  по региону.

Обобщая вышеуказанные данные можно сказать, что налоговая система в интересах  государственного бюджета успешно  функционирует, о чём свидетельствует  увеличение налоговых поступлений. Тем не менее, не стоит забывать о  повышении уровня инфляции и как  следствие - увеличение денежной массы  во всех сферах экономики. В интересах  достоверного хронологического анализа, вышеприведённые показатели должны быть скорректированы таким образом, чтобы исключить влияние фактора  инфляции на сравнительные данные отчётных периодов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая политика  РФ

3.1  Понятие и сущность НП РФ

Налоговая политика представляет систему  мероприятий государства в области  налогов и является составной  частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества.

Налоговая политика государства должна быть направлена на перераспределение  национального дохода в целях  изменения структуры производства, территориально-экономического развития, изменения уровня доходности населения.

В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства  финансовыми ресурсами; создание условий  для регулирования хозяйства  страны в целом; сглаживание возникающих  в процессе рыночных отношений неравенства  в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Несмотря на видимую привлекательность  данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного  сектора экономики в «тень». А  это повлечет обратную связь –  снижение налоговых поступлений.

Второй тип - политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к  раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Как известно для России характерна эклектичность налоговой  политики, сочетание использования  первого и третий тип.

Достаточно высокое налоговое  бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика в отношениях с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников  является причинами уклонения от уплаты налогов. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться  в настоящее время.

Налоговая политика осуществляется через  налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму  посредством налогового законодательства.

Налоговый механизм соединяет в  себе:

-  планирование, т.е. регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

-  стихийно-рыночная конкуренция, что определяет необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько  государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. С учетом прогнозов  в обществе разрабатывается налоговая  стратегия, при ее разработке государство  руководствуется следующими задачами:

-  экономическими - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

-  социальными - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

-  фискальными - повышение доходов государства;

-  международными - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Изменяя налоговую политику, манипулируя  налоговым механизмом, государство  получает возможность стимулировать  экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны. Цель такого регулирования - создание эффективного налогового климата для деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективная налоговая политика является одним из основных условий динамичного  развития экономики России. Посредством  воздействия на хозяйственную деятельность и частные финансовые ресурсы, а  также через бюджетно-распределительные  процессы формируется инвестиционный климат в стране, создаются условия  для реализации политических, экономических  и социальных функций государства. Налоговая политика не только оказывает  прямое влияние на данные сферы, но и формирует правовую сознательность граждан.

Особую актуальность проблемы формирования и функционирования эффективной  налоговой политики приобретают  в условиях нестабильности финансово-экономической  обстановки. Это вызвано не текущей  политической ситуацией сложившейся  в стране, а реальной необходимостью определения критериев экономической  и социальной значимости налогов  и разработки на их основе конкретных эффективных мер и механизмов налоговой политики, способных оказывать  прямое влияние на экономическую  ситуацию в стране, на решение обострившихся  в настоящее время социальных вопросов.

3.2  Проблемы и перспективы развития НП

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной  налоговой системы государства  с рыночной экономикой. Основные параметры  устройства российской налоговой системы  в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой  практике основных видах налогов  с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы  России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением  бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется  наличием множества специфических  для данного этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный  уровень развития базовых институтов, обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние  годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой  системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в  области налоговой политики, которые  по своему масштабу будут сопоставимы  с глобальной перестройкой налоговой  системы, произошедшей с принятием  Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов.

Однако проведение институциональных  реформ, направленных на повышение  конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой  экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена  динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических  преобразований, включения России в  мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, необходимо отметить следующие  цели налоговой политики:

1) Отказ от увеличения номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы.  При этом не снимается с  повестки дня вопрос дальнейшего  снижения налоговой нагрузки  на экономику, которое будет  возможно в рамках обеспечения  устойчивости бюджетной системы.  С учетом роста расходных обязательств  бюджетной системы, изменчивости  прогнозов внешнеэкономической  конъюнктуры снижение налоговой  нагрузки на экономических агентов  предполагается как за счет  сбалансированного снижения налоговых  ставок, так и путем проведения  структурных преобразований налоговой  системы - повышения качества  налогового администрирования, нейтральности  и эффективности основных налогов.

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию,  пересмотра налоговых льгот и  освобождений, интеграции российской  налоговой системы в международные  налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные  в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы  были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области  налоговой политики.

Вместе с тем эффективность  и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой  политики, которые успешно функционируют  во многих зарубежных странах, свидетельствуют  не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем  лежат вне системы принятия решений  в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях  неэффективность налоговой системы  связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования  законодательства о налогах и  сборах, судебной системы, органов государственной  власти и управления в целом.

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков  налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация  с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоги олицетворяют собой ту часть  совокупности финансовых отношений, которая  связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных  и внебюджетных фондов), необходимых  ему для выполнения собственных  функций. Как составная часть  экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся  к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо  обусловлены потребностями поступательного  развития общества.

В этой связи особое значение приобретает  максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала регионов Российской Федерации, определения перспектив совершенствования стратегии развития налоговой политики страны.

Информация о работе Налоги и принципы построения налоговой системы