Налоги и принципы построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать понятие налога, охарактеризовать функции и принципы налогообложения, изучить механизм применения действующих форм и методов налогового контроля.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
- дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения;
- рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования;
- изучить действующие формы и методы налогового контроля;
- проанализировать объём и структуру налоговых поступлений в Кабардино - Балкарской республике;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоги и принципы построения налоговой системы
1.1 Понятие налога
1.2 Функции налога
1.3 Принципы построения налоговой системы
Глава 2. Налоговый контроль
2.1 Организация налогового контроля ФНС РФ
2.2 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный бюджет
2.3. Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР
Глава 3. Налоговая политика РФ
3.1 Понятие и сущность НП РФ
3.2 Проблемы и перспективы развития НП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Основной из всех вышеперечисленных  задач налогового контроля является обеспечение экономической (финансовой) безопасности государства, поэтому  основными методами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже  затем - применение карательных санкций  для возможных в будущем правонарушений.

Принципами налогового контроля являются:

1. Принцип законности. Принцип  законности - основной принцип деятельности  органов государственной власти  России как правового государства.  В любой области права фиксируется  необходимость строгого соблюдения  требований законов и основанных  на них предписаний иных правовых  актов всем субъектам права.

2. Принцип открытости (гласности)  проведения налогового контроля  для проверяемого лица.

Данный принцип подразумевает  под собой информированность  и полную осведомленность лица о  проведении в отношении него тех  или иных мероприятий налогового контроля и об их результатах. Кроме  того, необходимо учитывать, что в  соответствии с законодательством  о налогах и сборах не предусмотрено  проведения каких-либо скрытых, тайных или секретных форм налогового контроля.

3. Принцип "закрытого  перечня" в выборе для налоговых  органов форм и мероприятий  налогового контроля.

Налоговые органы при проведении налогового контроля имеют право  осуществлять его не произвольно, а  только в тех рамках, которые установлены  действующим законодательством.

4. Принцип обязательности  выполнения проверяемым лицом  законных требований налогового  органа при проведении мероприятий  налогового контроля.

В соответствии с данным принципом проверяемое лицо не вправе отказать налоговому органу в представлении  ему сведений и документов, необходимых  для проведения налоговой проверки.

5. Принцип объективности  и документальности.

Налогоплательщики и иные проверяемые лица вправе требовать  непредвзятого отношения от проверяющих  при осуществлении ими контрольных  мероприятий. Должностные лица налоговых  органов обязаны корректно и  внимательно относиться к налогоплательщикам.

6. Принцип соблюдения  налоговой тайны.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, которые не подлежат разглашению.

7. Принцип недопустимости  причинения неправомерного вреда.

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым  лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании  или распоряжении.

8. Принцип недопустимости  вмешательства контролирующего  органа в оперативную деятельность  проверяемого.

Налоговый контроль должен осуществляться таким образом, чтобы  он не препятствовал текущей хозяйственной  деятельности предприятия.

9. Принцип недопустимости  избыточного или неограниченного  по продолжительности применения  мер налогового контроля.

Он предполагает, что все  мероприятия налогового контроля должны осуществляться только в пределах установленного законом срока. Налоговый контроль всегда ограничивает права проверяемых  лиц, и законодатель обязан установить определенные гарантии прав указанных  лиц, в частности, путем установления временных ограничений.

При всем многообразии форм налоговые проверки налогоплательщиков являются главной формой налогового контроля.

Налоговые органы имеют право  проводить следующие виды налоговых  проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов6:

1) камеральные налоговые  проверки;

2) выездные налоговые  проверки.

Камеральная и выездная налоговые  проверки различаются между собой, прежде всего местом их проведения. Так, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная налоговая проверка - по месту нахождения налогоплательщика.

Кроме того, могут быть проведены "встречная", "повторная", "дополнительная".

Встречная проверка проводится, если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок у  налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика,

связанной с иными лицами. Налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Повторная выездная налоговая  проверка в порядке контроля за деятельностью  налогового органа проводится вышестоящим  налоговым органом на основании  мотивированного постановления  этого органа. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган вправе отменить акт налогового органа и назначить  дополнительную проверку.

Повторная и дополнительная проверки проводятся в том же порядке, что и первоначальные: камеральные  или выездные. При этом проверяющие  не вправе выходить за пределы предыдущей проверки (как по проверенному периоду  времени, так и по перечню налогов).

Встречная проверка отличается от всех вышеуказанных тем, что объектом проверки является деятельность не лица, которому направлено требование о предоставлении информации, а другого предприятия. Каких-то особых правил проведения встречных  налоговых проверок НК РФ не предусмотрено, вся их суть заключается в запросе, направляемом налоговым органом  к контрагенту проверяемого налогоплательщика, о предоставлении тех или иных сведений и документов. Получившее запрос лицо должно направить требуемые документы в адрес налогового органа по почте или курьером. Цель проведения налоговых проверок - это, в первую очередь, контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В ходе налоговых проверок, оформления полученных результатов, последующего взыскания недоимок, пеней и налоговых  санкций налоговые органы должны осуществить целый ряд процедур, документально их оформить, соблюдая установленные сроки.

В сфере налогового контроля налоговые органы наделены значительными  правами, при реализации которых  они должны следовать установленным  частью первой НК РФ процедурам. Они  подробно регламентированы, установлены  процессуальные сроки их осуществления, которые в большинстве своем  являются пресекательными и их продление  или восстановление не допускается.

С учетом вышеизложенного  можно определить налоговый контроль в качестве особого вида государственного контроля в сфере налогообложения, который реализуется в регулируемой законодательством деятельности компетентных государственных органов (налоговых  органов). Налоговый контроль направлен  на обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджетную  систему, а также на обеспечение  выполнения иных обязанностей, установленных  законодательством о налогах  и сборах.

2.2 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный бюджет

Одним из важнейших условий  стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и  российского, является обеспечение  устойчивого сбора налогов. Современные  социально-экономические условия  в стране вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, что способствует ускоренному совершенствованию  налоговой системы, так как в  основном именно страх последующей  юридической ответственности является самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших  условий стабилизации финансовой системы  России является обеспечение устойчивого  сбора налогов.

Мобилизуемые средства в  бюджет РФ в виде налогов и других обязательных платежей во многом зависят  от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных  актов. Вследствие неуплаты налогов  образуется диссонанс в бюджете, в результате чего не выполняются различные программы государства, нарушается финансирование обороноспособности страны, не выплачиваются пенсии, заработная плата государственных предприятий, страдает медицинская сфера. Эти факторы являются наиболее значимыми при оценке стабильности и финансовой самостоятельности государства.

По данным ФНС России за 2011г. поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет Российской Федерации составляет 9,7 трлн. рублей, что на 26% больше, чем  в 2010 году. Наибольшую долю в структуре  поступлений консолидированного бюджета  Российской Федерации занимает налог  на прибыль – 23,4%, поступления которого выросли на 28%; НДС поступило больше на 32%.  
В федеральный бюджет в 2011 году поступило 4,5 трлн. рублей. Показатели федерального бюджета в 2011 году исполнены Службой на 101% - дополнительно поступило 50 млрд. рублей. Причем в течение 2011 года бюджет был увеличен на 894 млрд. рублей, или на 25 %. 
 
Уровень задолженности снизилась на 12%, и по отношению к ВВП составила 2,1%.[5]

2.3 Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР

Налоговые поступления в Российской федерации  являются наибольшей частью доходов  бюджетов всех уровней, позволяющие  государству осуществлять свои прямые функции. Трехуровневая система  налогообложения в России реализуется  следующим образом. Федеральный  законодатель устанавливает систему  налогов и сборов, а также общие  принципы налогообложения. Это закреплено и в Конституции Российской Федерации, и в Налоговом кодексе Российской Федерации. На региональном и местном  уровнях законодательная (представительная) власть (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ) может  устанавливать конкретные налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.

Федеральная налоговая служба по КБР, являясь  территориальным органом, подчиняется  вышестоящему управлению. Одним из законодательных норм по ФНС России по КБР являются: НК РФ, закон о  местных налогах по КБР, положения  и приказы вышестоящего органа УФНС России по КБР. Использование различных  методов проверки позволяет выявлять нарушения, связанные с выплатой налогов на различных стадиях  его формирования. При невыполнении налоговых обязательств применяют  санкции, пени и штрафы в соответствии с главой 8 НК РФ "Исполнение обязанности  об уплате налогов и сборов".

Под юрисдикцией  ФНС по КБР попадает налоговый  контроль, который проводится камеральными и выездными отделами налоговых  инспекций КБР. Вышестоящим органом  ФНС по КБР является Управление Федеральной  налоговой службы по КБР, расположенная  в столице республики в городе Нальчике.

Управление  Федеральной налоговой службы по КБР является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, а  также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции  и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (Положение  об Управлении Федеральной налоговой  службы по КБР).

Статистическая  информация о деятельности налоговых  органов в контексте количества сумм, поступивших от плательщиков, налогов и других обязательных платежей опубликована на сайте ФНС - что касается федерального уровня, и на сайтах налоговой  службы в субъектах РФ - в части  налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты.

По данным УФНС России по КБР налоговые органы республики в I квартале 2012 года в бюджеты всех уровней мобилизовали 1 884,7 млн. рублей налогов и платежей (101,9% установленного задания). По уровням бюджетов выполнение задания в январе-марте 2012 года выглядит следующим образом: 
     – в федеральный бюджет выполнение составило – 198,5%, 
     – в республиканский бюджет – 95%, 
     – в местные бюджеты – 105,2%.

В структуре  республиканского бюджета КБР в I квартале 2012 года повысился удельный вес налога на доходы физических лиц (с 27,0% до 39,3%), налога на прибыль (с 21,4% до 22,1%), УСН (с 5,9% до 7,2%). При этом снизился удельный вес акцизов (с 32,5% до 21,9%), налога на имущество организаций (с 12,3% до 8,7%).

В республиканский  бюджет КБР в I квартале 2012 года поступило 1 287,3 млн. рублей (выполнение задания на 95%). На невыполнение задания значительное влияние оказали два фактора: 
    1) изменение законодательства (установление нулевой ставки акциза на спирт при реализации налогоплательщиком производителю алкогольной продукции); 
    2) снижение уплаты налогов несколькими крупными «иногородними» плательщиками, доля которых в поступлениях налога на прибыль составляет 72%[6]

 

         

Таблица 1. Анализ поступлений в республиканский бюджет КБР в разрезе основных налогов и обязательных платежей

Наименование показателей

Январь-Февраль 2011г.(млн. руб.)

Январь-Февраль 2012г. (млн. руб.)

2012г. в % к 2011г.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

1 167,9

1 096,7

93,9

Налог на прибыль организаций

124,8

148,4

118,9

Налог на доходы физических лиц

407,3

503,0

123,5

Акцизы

437,9

196,1

44,8

НДС

36,7

102,6

в 2,8р.

Единый налог на совокупный доход

67,3

78,9

117,2

Налоги на имущество

83,3

56,6

68,1


 

В механизме  налогового контроля камеральная налоговая  проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим  предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере  на их начальной стадии.

В настоящее  время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной  проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых  льгот в части исчисления НДС.

Информация о работе Налоги и принципы построения налоговой системы