Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
исследовать понятие налогов и их сущность;
познакомиться с видами налогов и их характеристиками;
определить функции налогов;
определить порядок возникновения и развития налогообложения;
рассмотреть экономическую сущность налогообложения;
выявить основные функции и принципы налогообложения;
рассмотреть особенности налоговой политики России;
рассмотреть перспективы развития системы налогообложения в России.

Файлы: 1 файл

Курс. работа Налоги Лера.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Заканчивая обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов  означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также  наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

 

    1. Перспективы развития системы налогообложения в России

 

Налоговая система России, ориентированная на начавшиеся в  ней рыночные преобразования была введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 года. Федеральным законом «Об основах налоговой системы РФ» от 27 декабря 1991 года № 2118. Указанным законом были определены принципы и условия организации системы налогообложения РФ, её структурные элементы, категории налогоплательщиков, льготы и т.д., т.е. всё то, что составляет основы налогообложения и конкретный механизм функционирования национальной налоговой системы. До 1 января 1999 года этот закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в РФ [3].

С 1 января 1999 года правовое обеспечение налогового процесса в  России обеспечивается НК РФ. В соответствии с положениями НК пункт 1 статья 1 законодательство РФ и налогах и  сборах состоит из самого НК и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах. В НК закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав системы налогообложения, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.

Налоги как живой  организм, поэтому по ним законодательные  органы вносят изменения и дополнения применительно к современным  экономическим условиям. И так как система налогообложения на сегодняшний день отнюдь не представляет собой идеально функционирующий механизм, то необходимо проводить эффективные реформы. Замминистра министра финансов РФ Сергей Шаталов, курирующий в финансовом ведомстве вопросы налоговой политики, согласился с мнением министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, что вторая часть Налогового кодекса (НК) требует существенной корректировки. 

Ранее сообщалось, что, по словам Г. Грефа, вторая часть НК значительно уступает по качеству его первой части, ни одно из ее положений не может трактоваться однозначно, и она требует полной переработки. «Я не согласен может быть с тем, что первая часть Налогового кодекса много лучше, чем вторая», - сказал журналистам в среду С. Шаталов, который является одним из авторов НК. »Я считаю, что и первую, и вторую части можно было бы очень существенно, с учетом накопленного опыта, скорректировать», - отметил он, отвечая на вопрос «Интерфакс-АФИ». При этом, по его словам, вторая часть НК содержит много проблемных вопросов, которые не решены до конца. «Она содержит большое количество оценочных категорий, которые в налоговом законодательстве, по-видимому, останутся», - сказал С.Шаталов [11].

Налоговая реформа в  настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

  • сокращение количества налогов;
  • объединение разных мелких однородных налогов и сборов в один;
  • отмена неэффективных налогов, т.е. таких налогов, по которым расходы по сбору превышают поступления.

Современный этап налоговой  реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Вот некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся в последние годы.

Снижение налоговой  нагрузки:

Смыслом и главной  характеристикой налоговой системы  является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей.

Явный рост налогового бремени  происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит  еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идёт вопреки реальным шагам по снижению налогов.

Либеральная классическая схема взаимосвязи налогов и  экономики выглядит так: снижение налогов  – активизация производства –  увеличение налоговой базы – рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризируемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение на сегодняшний день и наблюдается.

Объяснение этого факта  состоит в следующем.

В действительности реализуется  не указанная схема, а другая, где исходным пунктом выступает не снижение налогов, а рост производства. Именно оживление экономики послужило причиной роста налоговых платежей, причём роста ускоренного за счёт более быстрого расширения налоговой базы (в том числе роста цен) и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.

Вывод – сегодня в  России работает не либеральная схема, как бы ни хотели её сторонники связать  с ней рост налоговых поступлений, а напротив, оживление экономики  обусловливало ускоренный рост налогов и повышение налогового бремени. В свою очередь, рост нагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Сегодняшнее снижение налогов носит подчинённый характер: в связке налоги – производство, оно является определяемым, зависимым, несамостоятельным фактором, а, следовательно, не может быть устойчивым. Рост производства не связан с уменьшением налогов, их параллельное движение случайно. Надо ясно понимать, что сегодня есть возможность снижать налоги, но возводить эту представившуюся благоприятную возможность в концепцию развития налогов – ошибочно. Не исключено, что вскоре ситуация может поменяться, и налоги придётся повышать. При таком развитии событий, не говоря уже о бюджете, серьёзный удар будет нанесён по доверию к провозглашаемой налоговой политике [6].

Общий курс на снижение налогов  абсолютно правилен в долгосрочной перспективе, но как актуальный лозунг он должен быть снят на сегодняшний день. Только что понижены налоги с доходов физических лиц и предприятий, объявлено о снижении ставок НДС, активно обсуждается сокращение платежей в социальные фонды. Всё это чрезвычайно многообещающе звучит, но надо видеть, что стоит на противоположной стороне.

Потребность государства  в дополнительных ресурсах в конце 90 гг. была огромна: внешний долг, социальная сфера, армия – всё требовало значительных расходов. Крайне пессимистично выглядела перспектива страны на фоне утечки капиталов и чахлого инвестиционного процесса. С последним дело обстояло критически. Еще в 2002 г., российская экономика с нетерпением ждала иностранных инвестиций, но кто тогда желал идти в страну, в которой почти весь её собственный бизнес не в ладах с законом и из которой бежит национальный капитал: в крайнем случае, можно вложить в скорую отдачу – спекуляцию, торговлю, нефть. В такой ситуации государство не имеет права оставаться пассивным, оно обязано взять на себя запуск инвестиционного процесса, обеспечить его не только декларациями, но и собственными ресурсами, для чего ему также нужны налоги.

 На сегодняшний день ситуация поменялась координально, инвестиционная привлекательность России одна из самых высоких в мире, темп роста экономики приближается к 10%.

Реформирование налоговой  системы осуществляется посредством  снижения налоговой нагрузки на производителя и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

Снижение налогового бремени на производство и сферу  услуг наиболее эффективно путём  уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение в отличии от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, НДФЛ позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрировать ими.

Косвенные налоги имеют  привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при  реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступления в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод налогообложения доходов различных социальных групп.

Необходимо совершенствовать и налог на добавленную стоимость. На протяжении длительного периода  времени он рассматривался как один из наиболее надёжных налогов, скрыть который затруднительно. Однако резкое повышение экспортной выручки в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой привело к росту возврата НДС экспортёрам из федерального бюджета. В таких условиях следует рассмотреть возможность альтернативного подхода к его зачёту. При экспорте товаров суммы уплаченного НДС не возвращать из бюджета, а относить на себестоимость продукции. Конечно, это приведёт к сокращению налога на прибыль, но такая процедура позволит ограничить число злоупотреблений с возмещением НДС. Другой подход заключается в отказе от НДС и переходе к налогу с продаж, однако целесообразность данного шага должна основываться, прежде всего, на детальных экономических расчётах.

Комиссия правительства  РФ по вопросам подготовки проекта  федерального бюджета еще на 2006 год и трехлетнюю перспективу сообщило о снижении налоговых ставок.

Продолжение налоговых  реформ должно свести к минимуму возможности  незаконного уклонения от налогов. Если мелкий и средний бизнес зачастую работает в «тени», то крупные компании широко используют трансфертное ценообразование.

Минфин РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования (применяемого при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках). Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, необходимо, в частности, четко определить в законодательстве формальные признаки, по которым кампании могут быть признаны взаимозависимыми. Кроме того, по словам замминистра, необходимо обозначить ориентиры, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении таких дел, «чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся только на том основании, что кампании начали переговоры о совершении сделки» [4].

Следует совершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы. Необходимо разрабатывать налоговое законодательство, чтобы взимать платежи, налоговой базой которых являются нескрываемые объекты, и чтобы размер платежей варьировался в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений.

Вступление России в  ВТО повлечёт за собой снижение гос. пошлин, поэтому целесообразно использовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Выплату его можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

Объективным фактором рассогласования  налоговой политики является ведомственная  разобщенность налогов. Бесспорно, что выработка налоговой политики должна быть за Министерством Финансов РФ. В то же время важная роль сохраняется у Министерства Экономического Развития и ФНС.

Что касается Министерства Экономического Развития и торговли, то оно, откровенно спекулируя абстрактной идеей о пользе любого сокращения налогов, по существу пытается с её помощью оправдать просчёты в экономическом курсе.

Сложнее с ФНС. Налоговые  органы реально ведут всю практическую работу, постоянно связаны с налогоплательщиком, законодательством, судами. Обладая огромным опытом, они способны внести ощутимый положительный вклад в улучшение налоговой политики. Однако их понимание налогов часто ограничивается контрольной функцией ведомства [14].

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения