Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть не только сущность, роль и необходимость налогов в условиях рыночной экономики, но и дать представление об особенностях системы налогообложения России, выявить проблемы и тенденции развития и совершенствования.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
исследовать понятие налогов и их сущность;
познакомиться с видами налогов и их характеристиками;
определить функции налогов;
определить порядок возникновения и развития налогообложения;
рассмотреть экономическую сущность налогообложения;
выявить основные функции и принципы налогообложения;
рассмотреть особенности налоговой политики России;
рассмотреть перспективы развития системы налогообложения в России.

Файлы: 1 файл

Курс. работа Налоги Лера.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

Срединное положение  Министерства Финансов, единственного звена, которое ответственно ставит и решает финансовые задачи, обрекает его на неизбежную критику со всех сторон. Такая критика естественна и даже полезна до известного предела, но она не может перехлёстывать через край, когда ставится под сомнение осмысленность налоговой политики.

Возможно в стабильной обстановке некоторая разногласица пошла бы на пользу налогам, но в  сегодняшней ситуации необходима концентрация идеологической и практической работы в области налогообложения.

Лучшим решением для  налогов было бы следующее: ограничение влияния на налоговую политику Министерства Экономического Развития и торговли, сближение Министерства Финансов с МНС и нахождение взаимопонимания с судами в трактовке и применении налогового законодательства. Проведение в жизнь такого решения – задача невероятной трудности, для которой хороши любые средства. Ибо речь идёт о налогах – материальной основе существования государства.

 В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта  неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

К настоящему времени  в России за период от начала развертывания  рыночных реформ уже стала отчетливо  ясно необходимость серьезной корректировки  налоговой системы. В процессе работы над Налоговым кодексом РФ, как  известно, было подготовлено несколько вариантов кодексов с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта до максимально приближенного к действовавшей до 1998 года. Тем не менее, после бурных обсуждений принят вариант кодекса, предполагающий в основном сохранение действовавших налогов.

Проблема создания налоговой  системы, обеспечивающей баланс, гармонию социальной справедливости и экономической  эффективности таким образом - оставалось нерешенной.

Отметим, что совершенствование  налоговой системы в целом  неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Это обусловлено тем, что важнейшим направлением укрепления государственности в РФ является обеспечение как целостности государства, так и необходимой самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления. Последнее требует обоснования и четкого разграничения функций и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Таким образом, для каждого уровня управления должны быть обоснованы и зафиксированы необходимыми нормативно-правовыми актами триады “функции-полномочии-ресурсы”.

Налоговая система, как  известно, обеспечивает формирование основной массы финансовых ресурсов государства. Именно поэтому совершенствование налоговой системы в направлении сбалансированности между фискальной, стимулирующей и регулирующей функциями одновременно в обязательном порядке должно быть нацелено на упорядочение межбюджетных отношений.

Необходимость обеспечения реализации основных функций налоговой системы и ориентация на принцип сбалансированности фискальной и стимулирующей компонент позволяют сформулировать следующие требования к модели эффективной налоговой системы:

1. Простота и обозримость  по количеству налогов и сборов.

2. Устойчивость налогооблагаемых  баз для соответствующих налогов  и увеличение доли налогов на потребление.

3. Отказ от налогообложения  фонда оплаты труда в целях  блокирования занижения фонда  оплаты труда на предприятиях.

4. Обеспечение минимизации возможностей “ухода” от налогов.

5. Единые ставки налогов  для всей территории страны  при предоставлении регионам  и муниципальным образованиям  их по снижению для стимулирования  развития приоритетных сфер, отраслей  и производств, но без уменьшения отчислений на вышерасположенные уровни.

6. Единые пропорции  “расщепления” всех налогов  по “веерной” схеме сбора  налогов между федеральным, региональным  и муниципальным уровнями на  основе принципа “две трети  на нижнем уровне”.

7. Создание условий  доля формирования в расходных частях бюджетов всех уровней “бюджета текущих расходов” и “бюджета развития” с целью обеспечения равных потенциальных возможностей регионов и муниципальных образований.

На основе сформулированных требований к эффективной налоговой системе, а также с учетом необходимости упорядочения межбюджетных отношений, модель налоговой системы РФ может быть представлена в следующем виде Приложение 1 [25] (см. В.Г. Садков, Л.С. Гринкевич, В.В. Кононов. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы. \\ Финансы. - 2002. - №12. С.21).

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения [7].

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в  странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

В принципиальном плане  основные направления государственной  политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В частности, к ним относятся следующие задачи:

• построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;

• сокращение общего числа  налогов путем их укрупнения и  отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

• облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);

• сокращение льгот и  исключений из общего режима налогообложения.

Эти задачи предполагают создание более выгодных условий  для предпринимательской деятельности в России.

Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения относительно изученной темы.

Итак, применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Совершенствование налогообложения  неразрывно связано с созданием  прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая Часть вторая. – М.: Экзамен, 2005. - 512с.
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1991года №2118-ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» (принят Верховным Советом).
  4. Федеральный закон от 29 июля 2004г. №95 ФЗ «Об изменениях в налоговом законодательстве» (принят Правительством РФ).
  5. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2006. - 286 с.
  6. Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист.-2004.- №2.- с. 54-59.
  7. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговой реформы // Финансы. - 2004. - №2.- с.27-30.
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2001.- 344 с.
  9. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2002.-232с.
  10. Булатова А. С. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Бек, 2005. - 319 с.
  11. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. 2004.-№2.- с. 22-26.
  12. Грисимова Е.Н. Налогообложение – СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000. – 348с.
  13. Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов. – М., Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000. - 267 с.
  14. Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. // Роль государства в экономике/ Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С. Белокрыловой – Ростов: Тодикс Папир, 1997. - 273 с.
  15. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - Ростов - на- Дону.: Феникс, 2002.- 416с.
  16. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 2002.-120с.
  17. Евстигнеева Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2006. - 389 с.
  18. Каширина М. В., Каширин В. А. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие. – М.: БЕК, 2001. - 426 с.
  19. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России - М: БЕК, 2002. – 384с.
  20. Мамруков О.С Налоги и налогообложение – М: Финансы и статистика, 2003. – 244с.
  21. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2006. - 210 с.
  22. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2007. - 189 с.
  23. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. – М.: МЦФЭР, 2001. - 308 с.
  24. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение - М.: ИНФРА-М, 2002. - 567с.
  25. Садков В.Г., Гринкевич Л.С., Кононов В.В. Концептуальные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы. \\ Финансы. - 2002. - №12. С.21
  26. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 361 с.
  27. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение – М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 256с.
  28. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2003.- 656с.
  29. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 511с.
  30. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. -465 с.

Информация о работе Налоги, их необходимость, виды. Проблемы совершенствования налогообложения