Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.
Задачи:
Рассмотреть особенности налоговой базы Российской Федерации;
Раскрыть функции налогов и особенности налогового регулирования в РФ;
Подробно изучить особенности налогообложения в России;
Определить особенности развития налоговой системы на современном этапе.
Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5
1.1 Налоговая база в России 5
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6
1.3 Налоговое регулирование 12
1.4 Принципы налогообложения 17
2. Особенности развития налоговой системы в России 19
2.1 Состояние налоговой политики на современном этапе 19
2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24
Заключение 30
Список литературы 32
Содержание
Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6
1.3 Налоговое регулирование
1.4 Принципы налогообложения 17
2. Особенности развития налоговой системы в России 19
2.1 Состояние налоговой
политики на современном этапе
2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24
Заключение 30
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Созданная целостная
система налогообложения четко
и недвусмысленно устанавливает
перечень налогов, которые могут
применяться на территории РФ, права
и обязанности
Актуальностью настоящей работы является то, что налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег.
Налоговая система совершенствуется: меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.
Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.
Задачи:
Методологическая база. Изучаемая тема широко освещена в теоретических источниках. Большое внимание проблеме развития налоговой системы и ее реформирования уделяет ряд авторов: Барулин С.В., Брызгалин А.В., Кочетков А. И., Жевакин С.Н., Фигурнов Э.Б., Шаталов С.Д. Также в настоящей работе был проведен анализ периодических источников.
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в нашей стране.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги республик в составе России, краев и областей и местные налоги. Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов.1
Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств. В США это федеральные налоги, налоги штатов и муниципальные налоги. Помимо них имеются незначительные по ставкам и суммам налоги графств и специальных округов (дистриктов). В Германии федеральные налоги, налоги земель и местные дополняются незначительными суммами налогов, направляемых в бюджет органов управления Европейского экономического сообщества. Аналогичное строение налогов во Франции, Италии, Нидерландах, ряде других европейских и американских стран.
Это позволяет обеспечить
возможность самостоятельного формирования
бюджетов всем уровням управления при
распределении некоторых
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим
трудом создающие материальные
и нематериальные блага и
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.2
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.
В соответствии с законодательством
о налогах и сборах отдельным
категориям налогоплательщиков и плательщиков
сборов могут быть предоставлены
налоговые льготы, то есть преимущества
по сравнению с другими
Налогоплательщик обязан:
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели – помимо вышеназванных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
Налогоплательщик имеет право:
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства.4
Другая функция налогов
как экономической категории
состоит в том, что появляется
возможность количественного
Регулирующая функция
налогов состоит в том, что
государство, изменяя условия
Перераспределительная
функция налогов проявляется
в том, что с помощью налоговой
системы государство
В современном государстве, для мобилизации средств в бюджет, применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.
Причины такой множественности
заключаются в различиях
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики