Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.
Задачи:
Рассмотреть особенности налоговой базы Российской Федерации;
Раскрыть функции налогов и особенности налогового регулирования в РФ;
Подробно изучить особенности налогообложения в России;
Определить особенности развития налоговой системы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5
1.1 Налоговая база в России 5
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6
1.3 Налоговое регулирование 12
1.4 Принципы налогообложения 17
2. Особенности развития налоговой системы в России 19
2.1 Состояние налоговой политики на современном этапе 19
2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

налоги как средство государственного регулирования экономики, основные направления разв.налоговой системы РФ 33.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, содержанием  налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о  налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование  специальных налоговых режимов  для малого бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы Российской Федерации, планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога  на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных  налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование  налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование  налогового администрирования.

7. Противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы  на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

Также изменения планируются  в области страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Начиная с 1 января 2014 года предполагается сохранение тарифа страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года – в отношении большинства  плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, – 20 процентов.

Также в соответствии с уже принятыми решениями  о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

В случае необходимости  поддержки отдельных секторов экономики  будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения.

 

Заключение

 

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

В настоящее время  налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Налоги в России впервые  разделены на три вида. Федеральные  налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов (в структуре федеральных налогов - это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. 

Все республиканские  налоги являются общеобязательными. При  этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.  Из местных налогов  общеобязательны только 3 - налог на имущество физических лиц, земельный, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

 

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой  системы является то, что она почти  не стимулирует формирования в экономике  наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер.

Но такой порядок  налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего, его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом.

В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных  субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

 

Список литературы:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от     31.07.1998 № 146-ФЗ//СЗ РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №  117-ФЗ//СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  3. Федеральный закон «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 № 147-ФЗ// СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3825.
  4. Закон РФ «Об основах налоговой системы» от 27.12.1991 г. (утратил силу с 1 января 2005 г.)

 

Дополнительная  литература:

  1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2009.
  2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. //  Финансы, №1, 2010.
  3. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер – №7 – 2000. – с.7.
  4. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. - М.: НОРМА, 2009.
  5. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.  - СПб.: издательство  Юридический центр Пресс , 2008.
  6. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговое право: учебник. - М.: Юристъ, 2010.
  7. Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации. // Государство и право, №1, 2002.
  8. Изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ (с комментариями). Сборник нормативно-методических материалом. Вып. 4. - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2011. –144с.
  9. Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М.: НОРМА, 2010.
  10. Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2011.
  11. Основы налоговой системы России: нормативные документы. Комментарии. / Сост. Фигурнов Э.Б. - М., 2010.
  12. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2010.
  13. Пепеляев С.Г. Налоги: реформы и практика. - М.: Статут, 2010.
  14. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.
  15. Юткина Г.Ф.. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2010.

 

 

1 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.  - СПб.: издательство  Юридический центр Пресс , 2008.

2 Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М.: НОРМА, 2010.

3 Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России. - М.: НОРМА, 2009.

4 Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М.: НОРМА, 2010.

5 Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2010.

6 Юткина Г.Ф.. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2010.

7 Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2010.

8 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики.  - СПб.: издательство  Юридический центр Пресс , 2008.




Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики