Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.
Задачи:
Рассмотреть особенности налоговой базы Российской Федерации;
Раскрыть функции налогов и особенности налогового регулирования в РФ;
Подробно изучить особенности налогообложения в России;
Определить особенности развития налоговой системы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5
1.1 Налоговая база в России 5
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6
1.3 Налоговое регулирование 12
1.4 Принципы налогообложения 17
2. Особенности развития налоговой системы в России 19
2.1 Состояние налоговой политики на современном этапе 19
2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

налоги как средство государственного регулирования экономики, основные направления разв.налоговой системы РФ 33.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Через налогообложение  формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- обеспечивает свою оборону и безопасность;

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в  рыночной экономике - служить средством  поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. 

 

1.3 Налоговое регулирование

 

Наиболее распространены следующие  методы налогового регулирования: изменение  массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

В современном государстве, для мобилизации средств в  бюджет, применяется сложная система  налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Причины такой множественности  заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) объектов.

Множественность налогов позволяет  в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются  фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- обеспечивает свою оборону и безопасность;

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Налоги обычно делятся  на прогрессивные, пропорциональные и  регрессивные. Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и доходом по той простой причине, что все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, или с продукции, или зданий, или участка земли, в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода.

Регрессивный налог - такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Такие налоги требуют все меньшей и меньшей части дохода по мере его увеличения. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода.

В общих чертах прогрессивные  налоги - это те налоги, бремя которых  наиболее сильно давит на богатых; регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по бедным.

  С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах  с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и  граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Налоговое регулирование  призвано активно влиять на структуру  общественного воспроизводства. С  помощью налогового механизма государство  создает необходимые условия  для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального  уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование  затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Налоговая система России является одной из самых «молодых»  в мировой практике. При ее начальном формировании активно изучался опыт многих западных стран (особенно Германии, Канады, США, Швеции). Были введены прямые налоги: налог на прибыль, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, платежи за использование природных ресурсов, налоги на имущество. В соответствии с рекомендациями налоговой теории, в честности кривой А. Лаффера, ставки налогообложения по налогу на прибыль были установлены на оптимальном уровне - 35% налогооблагаемой прибыли.6

Американец А. Лаффер стал знаменитым, нарисовав, как свидетельствуют очевидцы, на бумажной салфетке в ресторане свою, ныне известную широкому кругу экономистов «КРИВУЮ ЛАФФЕРА».

 

     R    Поступление налогов                                                                                

 

                        max

R0


R1                                                    Ставка налога


                                                           


     0                         R1              R2

Кривая Лаффера.

 

Точка перегиба на данной кривой очерчивает границу, за которой повышение налоговых ставок является антистимулом для предпринимательской деятельности. Если бы налоговые ставки равнялись нулю, то налоговых поступлений не было бы. Аналогичная ситуация сложилась бы и при налоговой ставке на уровне 100%, причиной чего стала бы потеря материальных стимулов к коммерческой деятельности. Отмечено, что налоговые сборы достигают максимальных величин при ставке налога на прибыль, равной 35%.

По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему. Налоговая система  России включает в себя три категории  налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.

 

 

1.4 Принципы налогообложения

 

Под принципами налогообложения  понимаются основные исходные положения  системы налогообложения. Впервые  принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными  принципами налогообложения справедливость, определенность, удобства для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

Эти принципы были расширены  и систематизированы немецким ученым-экономистом  Адольфом Вагнером, который объединил  все принципы налогообложения в четыре группы.

Налоговый опыт подсказал  главный принцип налогообложения: «нельзя резать курицу несущую золотые  яйца», т.е. как бы велики не были потребности  в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

При формировании налоговой  системы РФ сделана попытка учесть разработанные   ранее   налоговой   практикой   зарубежных   стран  принципы налогообложения. Однако в  силу сложной социально-экономической действительности они не могли в полном объеме лечь в основу нашей налоговой системы.

В соответствии с действующими законами в Налоговом кодексе (ст.3 и 6) сформулированы следующие принципы, регулирующие налогообложение на всей территории страны:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные 
налоги и сборы.

2. Налогообложение должно быть всеобщим и равным.

3. Налогообложение должно быть справедливым.

  1. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не 
    могут быть произвольными.
  2. Налоги должны быть сформулированы в законодательных 
    актах таким образом, чтобы каждый точно знал, когда и в какой 
    сумме он должен платить.
  3. Налоги   и   сборы   не   могут  иметь  дискриминационного 
    характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, 
    национальных и других критериев.
  4. Не допускается принимать налоги и сборы, нарушающие 
    единое экономическое пространство РФ.
  5. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки 
    налогов  и  сборов  в  зависимости  от  формы  собственности  или 
    гражданства физических лиц.

9. Установление,  изменение,  отмена  федеральных  налогов 
должны осуществляться в соответствие с Налоговым Кодексом.

10. Никто не обязан  уплачивать налоги, сборы или  иные платежи, не установленные  НК.

  1. Нормативные правовые акты исполнительных органов о 
    налогах и сборах не могут изменять или дополнять законодательство 
    о налогах и сборах.
  2. Законодательные акты о налогах должны соответствовать 
    НК.

Принципы, установленные  НК, имеют важное значение для российской налоговой системы. Они способствуют стабилизации налоговых отношений  и придают налогообложению долговременный характер действия.

 

 

2. Особенности развития налоговой системы в России

 

2.1 Состояние  налоговой политики на современном  этапе

 

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем  современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого — интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков является государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.7

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики