Налоги как инструмент рыночного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Налоги как инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано  с самыми первыми общественными  потребностями.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. 

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

В условиях перехода от административно-директивных методов  управления к экономическим, резко  возрастает роль и значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

В настоящее  время, выбранная мной тема весьма актуальна, потому что в современном государстве  нельзя обойтись без налогообложения, а тем более как без инструмента рыночного регулирования

При написании  курсовой работы были поставлены следующие  задачи:

−изучить роли налогов в современной экономике;

−изучить виды налогов;

−выявить проблемы действующей налоговой системы

Налоговое регулирование  охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования  является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов  эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов.

Через регулирование  платежеспособного спроса населения  государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

 

В отдельных  определениях налога указывается, что  налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.

Целью исследования является изучение темы "Налоги как  инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний  день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день. 

Глава 1. Налоги и их роль в экономике

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.

Историческая  эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами (см. Таблицу 1):

                                                                        Таблица 1

В российской экономике  происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.

Выбор той или  иной модели рынка определяет налоговую  емкость (налоговое бремя, налоговый  гнет, налоговый пресс) производства.

Либеральная модель позволяет  государству  взимать  минимум налогов, а социально  ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

 Налоговое  бремя может исчисляться для  экономики страны в целом и  для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне  определяется как отношение общей  суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет среднее значение налогового бремени 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учётом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

Экономическая сущность налогов заключается в  изъятии государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

Распределение ВВП предусматривает две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, предприятия платят налоги на прибыль и другие налоговые платежи.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной, какой либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

 

В налоговой практике существует три  способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый  – предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка. При домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки. При промысловом  - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой,  промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется  при слабом развитии налогового аппарата.

 

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

 

Третий способ предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть  официального заявления о получаемых им доходах.

 

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической категории.

 

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

  1. Регулирование торгово-денежных отношений, то есть государство выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;
  2. Финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

 

Таким образом, рыночная экономика  регулируется финансово – экономическими методами, путём применения  отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д.  Центральное место в этих методах занимают налоги.

 

 

 

 

Государственное регулирование с  помощью налогов осуществляется:

  • Изменением системы налогообложения;
  • Изменением налоговых ставок;
  • Предоставлением налоговых льгот;

 

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

 

Изменяя налоговые ставки, государство  создаёт дополнительные стимулы  для  отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Вместе с тем в обязанности  государства входит обеспечивать прогрессивное  развитие общества и оно должно гибко  использовать как фискальную, так  и стимулирующую функцию.

 

Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

 

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.

 

Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными  сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.

            В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и пере распределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов.

 

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику.  Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

 

Учётно-контрольная функция позволяет налоговой системе, и в целом системе государственного управления учитывать доходы предприятия и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать эти показатели на будущее.

 

Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы дохода должна взиматься большая доля в виде налога. При этом всегда низко обеспеченная группа населения считает, что рост ставки с повышением дохода недостаточен, а высоко обеспеченная группа утверждает, что изъятие налогов сдерживает инвестиционный рост.

 

Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, поскольку они в одинаковой степени оказывают налоговое давление на всё население.

Но в относительном значении наиболее сильно воздействуют на лиц  с низкими доходами. Через налоги поглощается  более высокая доля личного дохода при покупке товаров. Высокодоходные слои населения направляют часть средств на накопление, где нет косвенного налога, тем самым снижается косвенное налоговое  давление.  В российской налоговой системе пока эта функция проявляется слабо.

 

Часть социальной функции является социально – воспитательной, которая  проявляется в различном подходе  к налогообложению тех или  иных товаров и услуг. Так государство  вводит высокие акцизные налоги на вино водочную и табачную продукцию  и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

Информация о работе Налоги как инструмент рыночного регулирования