Налоги как инструмент рыночного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Налоги как инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Успешность  развития страны, в том числе зависит  от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки.

Таким образом, можно выделить несколько основных принципов,   соблюдение которых  налогоплательщиками необходимо, это:

Знание налогов  — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего  развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

Соблюдение  налоговых законов — своевременная  и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений  и других документов в налоговые  органы.  Так же оказание помощи налоговым  органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых  законов; переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов; представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях.

Налоговая оптимизация  — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Основной целью  дальнейших мер по совершенствованию  налоговой системы России, отвечающей требованиям экономического роста  и финансовой стабильности, должна стать необходимость решения следующих задач:

Достижение  минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое  бремя не должно стать препятствием экономическому росту, что особенно касается сферы оказания услуг. Такое  снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований.

Усовершенствование  системы распределения налоговых  доходов между всеми уровнями бюджетной системы.

Совершенствование существующей системы взимания отдельных  налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Такая проблема должна затронуть вопросы упрощения налоговой системы, уменьшения числа налогов, ориентации на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.

Улучшение системы  налогового контроля и изменение  системы налоговой ответственности. То есть улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Требует совершенствования  и система налоговой ответственности, так как судебный порядок взыскания санкций приводит к огромному объему судебных дел. Часто рассмотрение дела в суде превращается в простую формальность, которая, однако, приводит к дополнительным государственным расходам. Поэтому планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности. Возможно, судебные разбирательства будут необходимы только для тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.

Наиболее важные реформы налоговой системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Тогда были применены следующие меры:

-Отмена неэффективных  «оборотных» налогов;

-Существенное  снижение налогообложения фонда  оплаты труда за счет введения  пропорциональной шкалы и снижения  социальных отчислений;

-Новый режим  и снижение ставки налога на  прибыль;

-Введение налога  на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в  направлении изъятия в доход  государства части природной  ренты, образующейся у пользователей  недр;

-Реформирование  системы налогообложения малого бизнеса;

-Отмена налога  с продаж и налога на покупку  иностранной валюты.

Эта масштабная программа была проведена в очень  короткие для мировой практики сроки. «Следствием этих мер стало более  равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков.

Важнейшим промежуточным  результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост».

Дальше, в последствие  развития налоговой системы РФ должно произойти выравнивание налоговой  нагрузки между отраслями экономики, а также между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной  и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

Основные задачи развития современной российской налоговой  системы это:

поддержка российских товаропроизводителей путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынках;

совершенствование принципов федерализма, развитие в  стране муниципальных налоговых  систем;

обеспечение льготного  налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов;

в результате решения  вышеперечисленных задач - ускорение  процесса интеграции российской экономики в мировую.

Все направления  развития имеют непосредственное отношение  практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение имеют налоги на прибыль и на добавленную стоимость, на имущество, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей, благодаря чему способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Мировой финансовый кризис, который имеет место быть и сейчас, стал причиной резкого  сокращения поступлений от налога на прибыль. По данным Минфина поступления 2009 года составили лишь третью часть того, что было в 2008 году, что является существенной потерей доходов бюджета для многих регионов с развитой промышленностью. Но пока ситуация только ухудшается. Поступления от налога на прибыль от предприятий, возможно сократится на 25-30%, а от физических лиц – на 10%, но возможно и больше.

Сейчас ведутся  дискуссии в руководстве страны об облегчении налогового бремени для  поддержки экономики. Так, должны будут  снизиться налоги с предприятий, а также налоги на доходы с капитала.

Но, какой бы ни была налоговая система страны, она все равно является важнейшим  элементом рыночных отношений любого развивающегося государства и от неё во многом зависит успех экономических  преобразований.

Из вышеизложенного  можно сделать следующие выводы. Что дефицит бюджета, невыполнение плановых поступлений по налогам, неплатежи  — все это заставляет органы власти и управления принимать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы, корректировать и дополнять с фискальными целями методики расчётов основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Так же проблемы в системе налогообложения будут  иметь место до тех пор, пока кардинально  не изменится экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Необходимы реальные собственники, способные благодаря своему имущественному положению не только обеспечить личные потребности, но и пополнить казну государства без ущемления собственных интересов.

Параллельное сосуществование двух видов учёта бухгалтерского и налогового значительно затруднит практику реальной оценки финансово-хозяйственной устойчивости предприятий и организаций, что отрицательно скажется на использовании учётной информации для улучшения инвестиционного климата в России, будет препятствовать привлечению иностранных инвесторов в национальную экономику. И без того запутанные и трудно воспринимаемые положения бухгалтерского учёта, недостаточно адаптированные к зарубежной практике, дополнятся ещё и сложными расчётами по преобразованию бухгалтерской информации в налоговую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из проведенных  мною исследований данной темы, я пришёл к выводу, что основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 В налоговой  системе, исходя из Федерального  устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

 Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот  и т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

 В ситуации  осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия  времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным.

 

 

Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские  и учебные институты, располагающие высококвалифицированными специалистами в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

 Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально другой налоговой системе, соответствующей настоящей фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

 Несомненно, нестабильность налогов мешает  интегрированию российской экономики  в мировую и еще более усугубляет  экономический кризис. Для выхода  из кризисного состояния необходимо  построить справедливую и эффективную  налоговую систему.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение/Н.В. Миляков.- изд.- М.: Инфра-М, 2008. – 528 с.
  2. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и пракика/В.Г. Пансков. – изд.- М.: Юрайт, 2010.-688 с.
  3. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение/В.А. Скрипниченко.-изд.-Спб: Питер, 2010.-464 с.
  4. Столяров В.И. Экономика/В.И. Столяров.-изд.-М.: Академия, 2010.-512с.
  5. Котова Е.В. Налоговый кодекс РФ. Единый социальный налог/Е.В. Котова.-изд.-Спб.: ДНК, 2001.-144с.
  6. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение/О.И. Мамрукова.-изд.-М.: Омега-Л, 2010.-320с.
  7. Качур О.В. Налоги и налогообложение/О.В. Качур.-изд.-М.: КиноРус, 2009.-360с.
  8. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение/Е.Ю. Жидкова.-изд.-М.: Эксмо, 2010.-240с.
  9. Климова М.А. Налоги и сборы с заработной платы/М.А. Климова.-изд.-М.: Журнал «Налоговый вестник», 2009.-336с.

 

1  Кустова М.В. Налоговое право РФ. – М., 2004. С. 213.

 

 

 

 


Информация о работе Налоги как инструмент рыночного регулирования