Налоги как инструмент рыночного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Налоги как инструмент рыночного регулирования" так как данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной. В этой отрасли существует очень много недоработок и пробелов. Многие вопросы и споры остаются актуальными, и по сей день.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Устанавливая налоги, субъекты и  объекты налогообложения, налоговые  базы, ставки налогов, льготы и санкции, условия налогообложения, государство  стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности, с банками, а также с вышестоящими организациями.

 

Глава 2. Виды налогов

 

«Налог  — это цена, которую мы все  оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и  оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами». Бу Свенссон

Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или обложенного объекта.

В зависимости  от объекта прямые налоги могут быть подоходные, с имущества и т.д.

Основные прямые налоги в налоговой системе РФ1:

1) общий налог на доходы с физических лиц;

2) налоги на отдельные виды доходов (заработная плата, предпринимательская прибыль и т.п.);

3) налог на прибыль (доход) с организаций;

Основными документами, определяющими порядок взимания налога на прибыль, являются Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (с последующими изменениями) и Инструкция Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10 августа 1995 г. № 37.

Налог на прибыль  является прямым налогом, т. е. его сумма  целиком зависит от конечного  финансового результата хозяйственной  деятельности предприятия.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации — юридические лица, их филиалы и иные аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также компании фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства (иностранные юридические лица).

Объектом налогообложения  является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

В налогооблагаемую базу не включается стоимость передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, иного имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы. Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от нее суммы превышения доходов над расходами.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11%. В бюджеты субъектов Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий, в том числе иностранных юридических лиц, по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами этих субъектов, в размере не более 19%. Прибыль, полученная от посреднических операций и сделок биржами, брокерскими конторами, банками, другими кредитными организациями и страховщиками, облагается налогом по ставкам не более 30%. При этом ставки налога на прибыль, установленные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год могут быть изменены.

4) налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Эти налоги относят к категории региональных (налог на имущество организации - п.1 ст. 14 НК РФ) или местных (налог на имущество физических лиц - п.2 ст. 15 НК РФ). Ставки их невысоки и находятся в пределах 1-3% от стоимости имущества;

5) налог с наследования или дарения;

6) земельный налог - за использование земли в Российской Федерации.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги.

Закон возлагает юридическую  обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после  реализации продукции (услуг).

К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж; акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

К преимуществам косвенных  налогов можно отнести следующее:

- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

- простота взимания налогов;

- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой  эластичности спроса увеличение косвенных  налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

К недостаткам  косвенных налогов можно отнести  следующее:

1) не учитывается материально-финансовое состояние налогоплательщика;

2) тяжело платить налоги малоимущим слоям.

Косвенные налоги выполняют две функции:

- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

- фискальную функцию - по регулированию экономики страны. Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.

Косвенные налоги дают стабильный приток средств в  бюджет. В бюджете 2000 г. доля косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составила 85%.

Что касается статистики повышения процента на косвенный  налог - в основном, налога на добавленную стоимость (НДС) и налога с оборота товаров и услуг, - ставки в Европе выросли в течение 2009 года в среднем с 19,5 процента до 19,8 процента. В то время как в России они оставались на уровне 18 процентов (общая ставка, установленная в 2004 году после снижения ранее действовавшей ставки в 20 процентов) и 10 процентов (льготная ставка налога на товары и услуги определенных категорий). В странах Азиатско-Тихоокеанского региона произошло незначительное падение ставки косвенного налога - с 10,9 процента до 10,8 процента в среднем.

Исследование, посвященное ставкам налогообложения  прибыли организаций и косвенных  налогов, проводится KPMG International на ежегодной основе с 1993 года. В настоящее время оно охватывает 116 стран, включая 30 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития и 27 стран Европейского союза. Исследование текущего года сравнивает ставку налога на прибыль по состоянию на 1 января 2009 г. с аналогичными показателями за каждый год, начиная с 2000 года. Исследование также включает информацию о налогах на добавленную стоимость или налогах с оборота товаров и услуг в 115 странах за последние шесть лет. В проведении данного исследования приняли участие специалисты по налогообложению международной сети фирм КПМГ.

Так же можно выделить следующие виды налогов, которые уже не используются в настоящее время, но на которые следует обратить внимание:

Раскладочные (репарационные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога.

В настоящее  время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

Например, размер местного целевого сбора на благоустройство  территории и другие цели вполне может  быть определен по раскладочной системе  исходя из конкретной потребности и  числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог.

Эти налоги непосредственно  или косвенно учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

Из всего  выше написанного можно сделать  вывод, что в современном государстве  применяется сложная система  налогов, включающая большое количество различных систем налогообложения. Причиной такого большого количества являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения. Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства. Постоянно вносятся поправки и издаются новые законы в налоговом кодексе, которые постепенно усовершенствуют систему налогообложения в Российской Федерации.

Если сначала  налоги взимались в виде различных  натуральных податей и служили  дополнением к трудовым повинностям  или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму, вместе с этим приобретая проблемы, которые будут указаны в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы налогообложения в РФ

Признание проблемы – половина успеха в ее разрешении. Фрейд Зигмунд

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. Но все-таки новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.

В настоящее  время налогоплательщики вполне обоснованно жалуются на нестабильность российских налогов, постоянную смену  их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых  льгот из-за чего возникают значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчисления бюджетных платежей. Его основные недостатки состоят:

  • в излишней уплотненности;
  • в запутанности;
  • в наличии большого количества льгот для различных категорий плательщиков;
  • в ускорении научно-технического прогресса;
  • во внедрении перспективных технологий или производстве товаров народного потребления

 

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению  к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность  налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы налогообложения.

Также, несмотря на многочисленные изменения и уточнения  налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные из них – это  низкий уровень собираемости налогов  и высокая неплатежеспособность предприятий. Основная причина этого - несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами.

Система сбора  налогов имеет много недостатков: привилегии и неравные условия для  предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при  его применении. Неосведомленность населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит к нарушению законов.

В России система  налогообложения многими рассматривается  как несправедливая и неодинаковая для всех. Случаи уклонения от налогов в России становится все больше. Для устранения этого разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

Высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат. Так, «налог с продаж в Российской Федерации был введен в июле 1998 года. Федеральный закон предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку по этому виду налога в пределах 5%, чем практически все они и воспользовались».

 Правительство  считает его одним из самых собираемых налогов. Однако хороший специалист по налоговому планированию способен придумать несколько законных или почти законных схем, которые позволяют избежать его уплаты.

Информация о работе Налоги как инструмент рыночного регулирования