Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогообложения и классификация налогов. Налоговое планирование. Органы управления налогово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических задач - на микроуровне.
К общенациональным задачам управления следует отнести:
-образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
-установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
-составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Содержание работы

Введение.
1. Налоги в системе рыночной экономики.
2. Функции налогообложения и классификация налогов.
3. Налоговое планирование.
4.Органы управления налоговой системой.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсова Налоги.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  науки министерство федерации 

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального  образования

 «Владимирский государственный  университет имени А.Г. и Н.Г.  Столетовых»

Кафедра Ф и ЭТ

Курсовая работа.

                    по дисциплине: «Налоги и Налогообложение».

Тема: «Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогообложения и классификация налогов. Налоговое планирование. Органы управления налоговой системой».

                                                                                     

 

                                                            Выполнил:

ст. гр.  ЗФК-109

                                Молькова О.А

              Принял: Зав. кафедрой :

                                 Лускатова О.В. 

                                                                                                      

 

Владимир 2013г.

Содержание:

 

Введение.

1. Налоги в системе рыночной экономики.

2. Функции налогообложения и классификация налогов.

3. Налоговое планирование.

4.Органы управления налоговой  системой.

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Управление налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как  инструмент. Исходя из этого, с одной  стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным  образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой  службы, Федеральной таможенной службы и т.д.

Управление налогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне и специфических  задач - на микроуровне.

К общенациональным задачам  управления следует отнести:

-образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

-установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;

-составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

Специфическими задачами управления можно считать:

1.определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;

2.разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;

3.осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Общее управление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти - Президент  РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный  орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговая система в  рыночной экономике.

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.

Закон Российской Федерации  «Об основах налоговой системы  в Российской

Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж– 36), а по налоговому Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше – 25).

В то же время всякая система  есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

- систему налогов и  сборов РФ;

- систему налоговых правоотношений;

- систему участников налоговых  правоотношений;

- нормативно-правовую базу  сферы налогообложения.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых государствах. В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое  или физическое) обязано уплачивать установленные  налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются  в целях финансового обеспечения  функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться,  исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение  либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Налоговый Кодекс РФ отразил  все свойства экономики и политики переходного периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7253,3 млрд.рублей, что на 12,6% больше, чем за соответствующий  период предыдущего года. В августе 2012г. поступления в консолидированный  бюджет составили 765,0 млрд.рублей и  уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 25,9%.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2012г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 22,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,4%, налога на доходы физических лиц - 19,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 17,7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции налогообложения и классификация налогов.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется  их общественное назначение как инструмента  распределения и перераспределения  государственных доходов.

Выделяют пять функций  налогов: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная и поощрительная.

1. Фискальная функция  собственно изъятие средств налогоплательщиков  в бюджет. Данная функция суть  основная функция налогообложения.  Именно посредством фиска налоги  выполняют свое предназначение  по формированию государственного  бюджета для выполнения общегосударственных  и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное  назначение налогов формирование  финансовых ресурсов государства,  аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для оборонных, социальных, природоохранных  и других функций. 

2. Распределительная функция  налогов выражает их сущность  как особого централизованного  инструмента распределительных  отношений. Распределительная функция  иначе называется социальной, поскольку  состоит в перераспределении  общественных доходов между различными  категориями граждан: от состоятельных  к неимущим, что обеспечивает  в конечном счете гарантию  социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют,  в частности, акцизы, устанавливаемые  на отдельные виды товаров.  Ту же цель преследует механизм  прогрессивного налогообложения,  связанный с возрастанием налоговых  ставок по мере роста величины  доходов плательщика. 

3. Регулирующая функция  налогов стала осуществляться  с тех пор, как государство  начало активно участвовать в  организации хозяйственной жизни  страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции :

стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических  процессов; реализуется через систему  льгот, исключений, преференций (предпочтений);

дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических  процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением  повышенных ставок налогов.

Следует, однако, помнить, что  налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься  и сегодня, и завтра всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем  более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством  платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на воспроизводство  минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения  средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых  ресурсов.

4. Контрольная функция  налогообложения означает, что государство  посредством налогов контролирует  финансово-хозяйственную деятельность  юридических лиц и граждан.  Одновременно осуществляется контроль  за источниками доходов и направлениями  расходования средств. В конечном  счете контрольная функция позволяет  обеспечивать минимум налоговых  поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

5. Поощрительная функция  налогообложения предусматривает  особый порядок обложения налогом  определенных категорий граждан,  имеющих заслуги перед обществом  (участники войн, Герои Советского  Союза и России и др.). Эта  функция налогов имеет социальную  направленность. Она отличается  от уже рассмотренной стимулирующей  подфункции регулирующей функции  налогообложения, поскольку трудно  представить, что граждане участвуют  в боевых операциях, совершают  героические поступки для того, чтобы впоследствии иметь налоговые  льготы .

 Классификация налогов  позволяет установить их различия  и сходство, свести их к небольшому  числу групп и тем самым  облегчить их изучение и практическое  использование. Особые свойства  отдельных групп налогов требуют  особых условий налогообложения  и взимания, специфических административно-финансовых  мер. 

Тот или иной способ классификации  налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации  налогов имеет то положительное  свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные  оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и  познанию. Отнесение того или иного  налога к определенному виду позволяет  более четко уяснить содержание и суть.

Информация о работе Налоги в системе рыночной экономики. Функции налогообложения и классификация налогов. Налоговое планирование. Органы управления налогово