Налогооблажение негос пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем налогообложения негосударственных пенсионного фондов Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
определить налоговую нагрузку, возложенную на НПФ государством;
показать возможные пути реформирования налогообложения НПФ в России;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность настоящей  курсовой работы обусловлена тем, что  пенсионный фонд имеет огромное влияние  на экономику страны, поскольку главной  целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и  накопления средств во времени и  в пространстве – где бы человек  ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.

Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Актуальностью темы рассмотренной  в курсовой работе является также  и то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического  планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот.

А между тем вся текущая  жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем  более столь сложного и социально  значимого, непосредственно зависит  от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие  бюджетный параметры.

Целью работы является изучение проблем налогообложения негосударственных  пенсионного фондов Российской Федерации  в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  • проследить развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
  • определить налоговую нагрузку, возложенную на НПФ государством;
  • показать возможные пути реформирования налогообложения НПФ в России;

В качестве теоретической  базы курсовой работы были использованы учебные пособия, а также широкий  ряд нормативных актов Российского  пенсионного и налогового законодательства.

Кроме того, были изучены  и переработаны публикации периодической  печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования НПФ

1.1 История возникновения  и становления негосударственных  пенсионных фондов

 

Появление первых негосударственных  пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации  от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. В период 1993–1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

В конце 1995 г. большинство фондов применяли индивидуальные накопительные схемы. Речь идет об индивидуальных лицевых счетах, которые открывались частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не были связаны с предприятиями.

Профессиональных фондов, которые предприятия создали  по месту работы застрахованных, насчитывалось  примерно 10%. Практически не было корпоративных  фондов, которые охватывали бы несколько  предприятий в пределах одной  отрасли или финансово-промышленной группы. На этом этапе развития НПФ  достигли приличных объемов пенсионных выплат, но затем прирост пенсионных взносов затормозился. Тогда НПФ  переориентировались с работы преимущественно  с частными вкладчиками на работу в основном с юридическими лицами. На конец 1996 г. 87% всех пенсионных взносов приходилось на 1,5–2 тыс. вкладчиков – предприятий, фирм и организаций, а 13% – на 300 тыс. частных лиц. В 1998 г. основу негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составляли уже корпоративные фонды, созданные финансово-промышленными группами, крупными предприятиями или рядом предприятий одной отрасли.

Такие фонды были закрыты  для тех, кто не принадлежал к  корпорации, не говоря уже о частных  лицах. Взносы в эти фонды на счета  своих работников чаще всего делало само предприятие. Таким образом  оно дополнительно стимулировало  работников, «привязывало» их к себе.

До кризиса 1998 г. пенсионные фонды создавались и крупными банками. Они были им нужны для расширения гаммы банковских услуг, привлечения долговременных ресурсов и дополнительной социальной поддержки своих сотрудников. Пенсия рассматривалась как отложенное вознаграждение за труд, которое формировалось главным образом за счет банка, а не работника. Такие фонды были закрыты для частных вкладчиков (за немногими исключениями). Иметь банк в качестве учредителя фонду было выгодно, поскольку услуги НПФ распространялись на всю клиентуру банка и его филиальную сеть. Это облегчало распространение пенсионных схем, содействовало инвестированию пенсионных резервов банковскими департаментами.

Наряду с НПФ, работающими  по индивидуальным накопительным, а  также профессиональным и корпоративным  схемам, существуют еще и региональные (местные) НПФ. Таких пока немного, среди  них лучшие перспективы у НПФ  промышленно развитых регионов, где  сильна региональная власть.

Особенность деятельности региональных НПФ состоит в том, что наиболее устойчивые отрасли (газовая, нефтяная и электроэнергетическая) обслуживаются  не областными, а корпоративными фондами («ЛУКойл», РАО «ЕЭС» и др.), клиентами  же местных НПФ оказываются предприятия  из депрессивных отраслей и немногочисленные граждане, которые отважились на такие  вложения.

Дефолт августа 1998 г. больно ударил по НПФ, поскольку значительную часть средств они держали в госбумагах. В дальнейшем им удалось добиться от Министерства финансов РФ улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются «живыми» деньгами, 20% – инвестиционными бумагами, 50% – доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых).

Независимые (или свободные) пенсионные фонды в настоящее  время по-прежнему занимают незначительное место, предоставляя свои услуги всем желающим – гражданам, отдельным  работодателям и предприятиям. По всей видимости, многих из них поглотят корпоративные фонды или они  трансформируются в территориальные  НПФ.

Отраслевые НПФ развиваются  «замкнуто», прежде всего в интересах  своей отрасли, и незначительно  влияют на территории. Межотраслевое  слияние маловероятно. Скорее всего, такие НПФ будут специализироваться на обслуживании профессиональных пенсионных систем.

Общее количество НПФ по России постоянно меняется. Изменение  численности НПФ преимущественно  с связано со следующими двумя  факторами:

  1. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  2. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению.

Например совокупный вклад  учредителей НПФ, который в настоящее  время увеличился и с июля 2009 г. должен составлять не менее 100 млн. руб. В следствии этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.

Рейтинг пяти самых надежных НПФ от национального рейтингового агентства (по состоянию на 31.03.2011):

  • МНПФ АКВИЛОН (высокая надежность – первый уровень)
  • НПФ Благоденствие (высокая надежность – третий уровень)
  • НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ (максимальная надежность)
  • НПФ Дженерали ППФ (достаточная надежность – третий уровень)
  • НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ (максимальная надежность)

 

1.2 Регулирование  деятельности НПФ законодательством  РФ

негосударственный фонд пенсионный налогообложение

Все НПФ регулируются Федеральным  законом. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные  пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов.

В соответствии с действующим  законодательством НПФ могут  размещать свои пенсионные резервы  самостоятельно или через управляющие  компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные  и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать управляющую  компанию (УК).

А размещение пенсионных резервов НПФ (согласно требованиям Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах») должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления  от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

А также приведу выдержки их иных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность негосударственных пенсионных фондов:

  • Средства пенсионных накоплений остаются собственностью Российской Федерации.
  • Средства пенсионных накоплений формируются Фондом только для обеспечения своей платежеспособности по обязательствами перед застрахованными лицами.
  • На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам Фонда, управляющих компаний, спец. депозитария и иных лиц, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
  • Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам перед застрахованными лицами.

Углубленно изучив каким  образом государство регулирует деятельность НПФ, становится очевидно, что созданный налоговый климат не очень то способствует развитию НПФ. В цепочке «предприятие –  НПФ – компания по управлению активами»  существует тройное налогообложение. Директор предприятия, пожелавший сотрудничать с НПФ, должен показать прибыль и  заплатить с нее налог. Затем  он составляет список работников-участников НПФ, чтобы из чистой прибыли перечислить  деньги на их счета. С этих денег  берется еще и подоходный налог.

Аналогично складывается ситуация и с инвестиционными  доходами фондов: сначала с них  взимаются налоги в управляющей  компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные  счета – еще и подоходный налог.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ действующей практики налогообложения НПФ в России

2.1 Особенности  налогообложения НПФ

 

Предприятие самостоятельно определяет и указывает в платежных документах целевое назначение перечисляемых  за счет прибыли средств, а негосударственный  пенсионный фонд, в свою очередь, обязан по окончании отчетного года представить  в налоговый орган по месту  своего нахождения отчет о поступивших  суммах и об их расходовании.

  • Исходя из установленного указанным законом содержания основной уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, под целевым назначением перечисляемых предприятиями средств может пониматься, в частности, внесение в негосударственные пенсионные фонды:
  • пенсионных взносов в пользу работников предприятия;
  • внесение целевых взносов на создание и пополнение страхового резерва, формируемого фондом;
  • целевых взносов на пополнение имущества негосударственного пенсионного фонда, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности;
  • целевых взносов на создание и пополнение гарантийного резерва, формируемого объединенным гарантийным фондом.

Информация о работе Налогооблажение негос пенсионных фондов