Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем налогообложения негосударственных пенсионного фондов Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
определить налоговую нагрузку, возложенную на НПФ государством;
показать возможные пути реформирования налогообложения НПФ в России;
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, поскольку главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является также и то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот.
А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Целью работы является изучение
проблем налогообложения
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
В качестве теоретической
базы курсовой работы были использованы
учебные пособия, а также широкий
ряд нормативных актов
Кроме того, были изучены
и переработаны публикации периодической
печати, в том числе в
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования НПФ
1.1 История возникновения
и становления
Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. В период 1993–1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.
В конце 1995 г. большинство фондов применяли индивидуальные накопительные схемы. Речь идет об индивидуальных лицевых счетах, которые открывались частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не были связаны с предприятиями.
Профессиональных фондов,
которые предприятия создали
по месту работы застрахованных, насчитывалось
примерно 10%. Практически не было корпоративных
фондов, которые охватывали бы несколько
предприятий в пределах одной
отрасли или финансово-
Такие фонды были закрыты
для тех, кто не принадлежал к
корпорации, не говоря уже о частных
лицах. Взносы в эти фонды на счета
своих работников чаще всего делало
само предприятие. Таким образом
оно дополнительно
До кризиса 1998 г. пенсионные фонды создавались и крупными банками. Они были им нужны для расширения гаммы банковских услуг, привлечения долговременных ресурсов и дополнительной социальной поддержки своих сотрудников. Пенсия рассматривалась как отложенное вознаграждение за труд, которое формировалось главным образом за счет банка, а не работника. Такие фонды были закрыты для частных вкладчиков (за немногими исключениями). Иметь банк в качестве учредителя фонду было выгодно, поскольку услуги НПФ распространялись на всю клиентуру банка и его филиальную сеть. Это облегчало распространение пенсионных схем, содействовало инвестированию пенсионных резервов банковскими департаментами.
Наряду с НПФ, работающими по индивидуальным накопительным, а также профессиональным и корпоративным схемам, существуют еще и региональные (местные) НПФ. Таких пока немного, среди них лучшие перспективы у НПФ промышленно развитых регионов, где сильна региональная власть.
Особенность деятельности региональных
НПФ состоит в том, что наиболее
устойчивые отрасли (газовая, нефтяная
и электроэнергетическая) обслуживаются
не областными, а корпоративными фондами
(«ЛУКойл», РАО «ЕЭС» и др.), клиентами
же местных НПФ оказываются
Дефолт августа 1998 г. больно ударил по НПФ, поскольку значительную часть средств они держали в госбумагах. В дальнейшем им удалось добиться от Министерства финансов РФ улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются «живыми» деньгами, 20% – инвестиционными бумагами, 50% – доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых).
Независимые (или свободные) пенсионные фонды в настоящее время по-прежнему занимают незначительное место, предоставляя свои услуги всем желающим – гражданам, отдельным работодателям и предприятиям. По всей видимости, многих из них поглотят корпоративные фонды или они трансформируются в территориальные НПФ.
Отраслевые НПФ развиваются
«замкнуто», прежде всего в интересах
своей отрасли, и незначительно
влияют на территории. Межотраслевое
слияние маловероятно. Скорее всего,
такие НПФ будут
Общее количество НПФ по
России постоянно меняется. Изменение
численности НПФ
Например совокупный вклад учредителей НПФ, который в настоящее время увеличился и с июля 2009 г. должен составлять не менее 100 млн. руб. В следствии этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.
Рейтинг пяти самых надежных НПФ от национального рейтингового агентства (по состоянию на 31.03.2011):
1.2 Регулирование
деятельности НПФ
негосударственный фонд пенсионный налогообложение
Все НПФ регулируются Федеральным законом. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.
В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов.
В соответствии с действующим
законодательством НПФ могут
размещать свои пенсионные резервы
самостоятельно или через управляющие
компании. НПФ вправе самостоятельно
размещать средства в государственные
и муниципальные ценные бумаги, ценные
бумаги субъектов РФ, на банковский
депозит или в объекты
А размещение пенсионных резервов НПФ (согласно требованиям Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах») должно удовлетворять следующим требованиям:
Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:
Углубленно изучив каким образом государство регулирует деятельность НПФ, становится очевидно, что созданный налоговый климат не очень то способствует развитию НПФ. В цепочке «предприятие – НПФ – компания по управлению активами» существует тройное налогообложение. Директор предприятия, пожелавший сотрудничать с НПФ, должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем он составляет список работников-участников НПФ, чтобы из чистой прибыли перечислить деньги на их счета. С этих денег берется еще и подоходный налог.
Аналогично складывается ситуация и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимаются налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета – еще и подоходный налог.
Глава 2. Анализ действующей практики налогообложения НПФ в России
2.1 Особенности налогообложения НПФ
Предприятие самостоятельно определяет
и указывает в платежных