Налогооблажение негос пенсионных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем налогообложения негосударственных пенсионного фондов Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
определить налоговую нагрузку, возложенную на НПФ государством;
показать возможные пути реформирования налогообложения НПФ в России;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщиками признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена  обязанность уплачивать налоги.

Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В соответствии с Федеральным законом  «О негосударственных пенсионных фондах»  негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, основная уставная деятельность которой заключается в негосударственном пенсионном обеспечении населения.

Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах» налагает существенные ограничения на права негосударственных  пенсионных фондов в части владения, пользования и распоряжения пенсионными  резервами и доходами от их размещения.

Следовательно, доходы от размещения пенсионных резервов являются целевыми поступлениями НПФ по его основной уставной деятельности, предназначенными для негосударственного пенсионного  обеспечения, и не могут быть отнесены к прибыли фонда, т.е. к средствам, свободным от обязательств перед  другими лицами.

В связи с этим негосударственные  пенсионные фонды законодательством  о налогах и сборах не признаются плательщиками налога на прибыль  по их основной деятельности и на них  не может быть возложена обязанность  по уплате налога на прибыль, образующейся в результате этой деятельности.

Предприятия помимо налога на прибыль  уплачивают налоги по ставке 15% с других видов доходов:

а) доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;

б) доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

Негосударственные пенсионные фонды  обязаны уплачивать налог с получаемой от предпринимательской деятельности суммы превышения доходов над  расходами.

В целях обеспечения четкого  разделения деятельности негосударственного пенсионного фонда на основную уставную (по негосударственному пенсионному  обеспечению населения) и предпринимательскую  Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах» выделяет две  составляющие его имущества: пенсионные резервы, предназначенные для обеспечения  выплат негосударственных пенсий участникам фонда, и имущество, предназначенное  для обеспечения уставной деятельности фонда.

Следовательно, деятельность НПФ, связанная  с извлечением прибыли от размещения имущества, предназначенного для обеспечения  его уставной деятельности, относится  к предпринимательской, а полученные от этой деятельности доходы подлежат обложению налогом на прибыль  в общеустановленном порядке.

Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности, диверсификации и возвратности. За исключением случаев  размещения пенсионных резервов в государственные  ценные бумаги, ценные бумаги субъектов  РФ, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством РФ, НПФ осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего.

В случае размещения полностью или  частично пенсионных резервов через  управляющего, управление пенсионными  резервами осуществляется, доверительным  управляющим на основании заключенного с НПФ договора доверительного управления имуществом исключительно в интересах  негосударственного пенсионного фонда  и его участников.

При получении доходов от размещения пенсионных резервов в государственные  ценные бумаги РФ, государственные  ценные бумаги субъектов РФ и ценные бумаги органов местного самоуправления доверительный управляющий является одновременно налоговым агентом.

В связи с тем, что учредитель доверительного управления – НПФ  не является плательщиком налога на доходы, полученные от размещения пенсионных резервов в объекты, доверительный управляющий не праве производить исчисление указанного налога.

Налогообложение доходов, полученных доверительным управляющим от размещения имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, производится в  общеустановленном порядке.

Доверительный управляющий имеет  право на вознаграждение, предусмотренное  договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных  им при доверительном управлении имуществом.

НПФ не является плательщиком налога на добавленную стоимость по своей  основной деятельности и у него не возникает соответствующей обязанности  по уплате указанного налога. Таким  образом, с учетом основного содержания деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения, налогом на добавленную стоимость  не облагаются:

– пенсионные взносы, полученные фондом в соответствии с заключенными договорами о негосударственном пенсионном обеспечении с физическими и  юридическими лицами;

– операции по размещению страхового и пенсионных резервов независимо от способа размещения (самостоятельно или через управляющего) и вида размещаемого имущества, составляющего  указанные резервы;

– доход, полученный от размещения страхового и пенсионных резервов, независимо от способа их размещения (самостоятельно или через управляющего);

– суммы выплачиваемых участникам фонда негосударственных пенсий;

– часть дохода фонда от размещения пенсионных резервов, направляемая на покрытие издержек фонда по основной уставной деятельности.

Кроме того, не облагаются налогом  на добавленную стоимость целевые  взносы юридических и физических лиц для покрытия издержек фонда  по основной уставной деятельности, а  также на формирование страхового резерва  фонда. Действующее налоговое законодательство не предусматривает возложение обязанности  по исчислению и уплате налога на добавленную  стоимость на налоговых агентов.

Таким образом, доверительный управляющий  не вправе производить уплату налога на добавленную стоимость по всем операциям, производимым в рамках доверительного управления имуществом негосударственного пенсионного фонда.

Полученные доверительным управляющим  суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных  им при доверительном управлении имуществом НПФ, включаются в облагаемый налогом на добавленную стоимость  оборот в общеустановленном порядке.

Имущество негосударственных пенсионных фондов подлежит обложению налогом  на имущество предприятий в общем  порядке.

При этом налог на имущество предприятий  уплачивается в бюджет этими фондами  за счет средств, предусмотренных в  смете, или за счет финансовых результатов, полученных от предпринимательской деятельности.

Согласно Федеральному закону «О негосударственных  пенсионных фондах» источником выплаты  участникам фонда негосударственной  пенсии являются пенсионные резервы. В  случае досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного обеспечения  и выплаты участнику или перевода в другой негосударственный пенсионный фонд причитающейся ему выкупной суммы, она облагается подоходным налогом  в общеустановленном порядке.

Ответственность за правильное и своевременное  начисление и удержание подоходного  налога с выкупной суммы несет  источник выплаты дохода – НПФ

 

2.2 Налогообложение  вкладчиков и участников НПФ

 

Со времен появления НПФ, существовал Единый социальный налог (ЕСН) – федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации – и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Однако с 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога уплачивают страховые  взносы в ПФР, ФСС, федеральный и  территориальные ФОМСы.

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

В 2010 году совокупный объем страховых  взносов сохранился на уровне ставки ЕСН – 26%, из которых 20% были направлены в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы уплачивались с годового заработка  до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышал 415 тысяч  рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимались, но и пенсионные права  сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов  возрос до 34%, из которых 26% составляют отчисления по обязательному пенсионному  страхованию.

Фонды несут полную ответственность  по обязательствам, выраженным в денежной форме. Средства переходят в собственность вкладчика или участника только в момент выплаты пенсии или выкупной суммы.

– «Объектом налогообложения  … признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками  в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом  которых является выполнение работ, оказание услуг…

– Указанные выплаты и вознаграждения …не признаются объектом налогообложения, если: … такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций».

– «Налоговая база налогоплательщиков, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц».

Отмена ЕСН и введение страховых  взносов – одна из мер, предпринимаемых  государством для исправления недостатков  Российской пенсионной системы.

Последние годы правительство выделяло колоссальные бюджетные средства для того, чтобы  довести соотношение средней  пенсии и заработной платы до 40% (показатель, рекомендованный Международной организацией труда). В 2007 году в сравнении с Европейскими странами, этот показатель в России был самым низким. Смена системы налогообложения НПФ позволила существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составляет не менее 40% после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Глава 3. Проблемы налогообложения НПФ – пути совершенствования и направления развития налогообложения НПФ

 

Деятельность негосударственных  пенсионных фондов, которые являются социальными некоммерческими институтами, регулируется Федеральным законом  от 07.05.98 «О негосударственных пенсионных фондах».

Исключительный вид деятельности НПФ определен, как негосударственное  пенсионное обеспечение населения. Размещение пенсионных резервов осуществляется через управляющие компании. Благодаря  детально разработанной нормативной  правовой базе сегодня ни один финансовый институт в Российской Федерации  не подвергается настолько пристальному надзору со стороны государства. Кроме того, такого количества обширных и разнообразных гарантий, как  у НПФ, нет ни у одного финансового  института, включая страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.д.

Так контроль за деятельностью  по размещению пенсионных резервов осуществляет специализированный депозитарий. Кроме  того, на основании «Правил размещения пенсионных резервов негосударственных  пенсионных фондов и контроля за их размещением» (Постановление Правительства  Российской Федерации от 23.12.99 г. №1432) жестко регламентированы условия инвестирования по размеру и классам активов, а также предусмотрено создание обязательного страхового резерва, обеспечивающего дополнительные гарантии при «ошибочной инвестиционной политике фонда». И, наконец, НПФ не может быть ликвидирован до момента всех выплат по своим обязательствам, т.е. выплат всех пенсий и выкупных сумм.

О потенциальных возможностях рынка негосударственных пенсионных услуг говорит тот факт, что  в развитых западных странах вкладчиками  в негосударственные пенсионные планы являются около 70% работающего  населения.

Статистика утверждает, что  численность работающего населения  в Российской Федерации в конце  августа 2010 г. составила 71 млн. человек, или около 50% от общей численности населения страны. Без учета работающих пенсионеров (уже получающих пенсию) эта цифра сократится до 65 млн. человек. Таким образом, около 35–37 млн. человек являются потенциальными вкладчиками в негосударственные пенсионные фонды России. Пока же вкладчиками негосударственных пенсионных фондов являются лишь 5,35% от потенциально возможного количества.

В Программе пенсионной реформы  в Российской Федерации заявлено, что в дополнение к трудовым пенсиям  должно развиваться дополнительное пенсионное обеспечение и страхование  в направлении передачи большего объема прав и ответственности в  этой сфере в компетенцию работодателей  и работников.

Информация о работе Налогооблажение негос пенсионных фондов