Налогообложение доходов физических лиц в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести краткий анализ теоретических основ налогообложения доходов физических лиц, анализ динамики доли НДФЛ в доходах бюджетов, оценить влияние льгот и вычетов на доходную часть бюджета. Выявить основные проблемы применения налога, и перспективы его совершенствования с точки зрения формирования и регулирования (распределения) доходов бюджета, предложить пути решения проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…....................................................................................5
1.1. История возникновения налога на доходы физических лиц……..….....5
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в финансовом обеспечении государства………………………………………………………………………7
1.3. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц…………9
1.4. Анализ доли НДФЛ в современной структуре бюджета РФ………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………………………...16
2.1. Плательщики НДФЛ………………………...…………….…………..…..16
2.2. Объект налогообложения……………………….………………………..18
2.3. Налоговая база. Налоговые ставки...………………………………….....21
2.4. Налоговые вычеты………………………………………...…..…...………27
2.5. Порядок исчисления и удержания НДФЛ……………………………….30
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………...………………….….……..33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………….………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

 

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

 

Кафедра “Финансы, инвестиции и кредит”

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Налоги  и налогообложение»

на тему:

“ Налогообложение доходов физических лиц в РФ ”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 3 курса

Группы Ф-391

Экономического ф-та

Спец. 080105.65

“Финансы и кредит”

Толокнова С.А.

                                                                               Проверил:

К.э.н., профессор

                                                                               Докальская В.К.

 

 

 

 

Орел  – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…....................................................................................5

    1. История возникновения налога на доходы физических лиц……..….....5
    2. Роль налога на доходы физических лиц в финансовом обеспечении государства………………………………………………………………………7
    3. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц…………9
    4. Анализ доли НДФЛ в современной структуре бюджета РФ………….11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ  В РФ………………………...16

2.1. Плательщики НДФЛ………………………...…………….…………..…..16

2.2. Объект налогообложения……………………….………………………..18

2.3. Налоговая база. Налоговые ставки...………………………………….....21

2.4. Налоговые вычеты………………………………………...…..…...………27

2.5. Порядок исчисления и удержания НДФЛ……………………………….30

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………...………………….….……..33

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………….………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Темой настоящей работы является исследование одного из самых  распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира - налога на доходы физических лиц.

В России, как и в  большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных  источников доходной части бюджета. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

За последние годы схема подоходного налогообложения  в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц. Именно он на сегодняшний день оказался, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Вот почему, выбранная  тема курсовой работы: «Налог на доходы физических лиц», - особо актуальна в настоящее время.

Цель данной курсовой работы – провести краткий анализ теоретических основ налогообложения доходов физических лиц, анализ динамики доли НДФЛ в доходах бюджетов, оценить влияние льгот и вычетов на доходную часть бюджета. Выявить основные проблемы применения налога, и перспективы его совершенствования с точки зрения формирования и регулирования (распределения) доходов бюджета, предложить пути решения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1. История возникновения налога на доходы физических лиц

 

Подоходный налог или  НДФЛ по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введении в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, положенным в основу принципа подоходного налогообложения.

В других странах НДФЛ стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.). Что касается России, то в 1812 г. был введен прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. А специальный закон о подоходном налоге был принят лишь 6 апреля 1916г., и там наиболее полно воплотились принципы подоходного налогообложения. В начале 60-х годов в нашей стране была предпринята попытка постепенного снижения вплоть до отмены налога с заработной платы, в связи, с чем был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении реальных налогов. Например, размер домового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщика [7. С.198]

Введение этого налога в той или иной стране было обусловлено  ее внутренними причинами. При всем различии этих причин может быть выделена общая причина, характерная для  всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика.

Налоговые системы развиваются  под влиянием экономических, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие системы подоходного налога.

 Что же касается  нашей страны, то переход России  на рыночные экономические отношения  обусловил создание к 1992 г. новой налоговой системы, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В частности Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Основными принципами этого налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменялась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годового совокупного облагаемого дохода.

Однако дальнейшее развитие рыночных экономических отношений  потребовало создания Налогового кодекса  и в третье тысячелетие Россия  вступила с этим важным документом.

 

    1. Роль НДФЛ  в финансовом обеспечении потребностей государства.

 

Широкое распространение  этого налога во всех странах мировой  системы обусловлено рядом факторов, определяющих особую роль подоходного  налога с населения в общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого  налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог -  достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы , как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем в  сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе  страны. Несмотря на то что соответствующие  отчисления увеличились в общей  сумме всех доходов бюджета по сравнению с советской экономикой и по объему поступлений в бюджет, все же доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета составляет чуть менее 10% и явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений. Заметим, что существующее положение вещей имеет место на фоне российских налоговых ставок – с 2001 г. Значительно более либеральных, чем ставки налога в других станах. Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

  1. Низкий уровень доходов подавляющего большинства населения России по сравнению с доходами в экономически развитых странах;
  2. Отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения, вследствие чего налогоплательщики с высоким уровнем доходов уплачивают налог фактически по минимальной ставке налога. При этом объем получаемых населением доходов, которые облагаются по ставкам 35 и 30%, в России несравнимо меньше, чем в других странах;
  3. Все еще имеющие место задержки выплат заработной платы части работников, в основном в сфере материального производства;
  4. Неразвитость рыночных отношений, незначительное количество частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  5. Получившая широкое распространение чисто российская практика массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины всех положенных сумм этого налога. Как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете РФ поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

 

    1. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц

 

НК Российской Федерации  состоит из 2-х частей — общей и специальной.

Часть первая (общая) НК РФ, принятая Федеральными законами от 31.07.98 № 146-ФЗ и № 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 09.07.99 № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 года и дает определения, касающиеся таким понятиям, как, например: "налоги", "сборы", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые органы", "налоговый контроль", "налоговые декларации", "налоговые правонарушения" и др., а также устанавливает процедуры налогообложения, налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и ее меры, обжалования действий налоговых органов.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц в