Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести краткий анализ теоретических основ налогообложения доходов физических лиц, анализ динамики доли НДФЛ в доходах бюджетов, оценить влияние льгот и вычетов на доходную часть бюджета. Выявить основные проблемы применения налога, и перспективы его совершенствования с точки зрения формирования и регулирования (распределения) доходов бюджета, предложить пути решения проблем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…....................................................................................5
1.1. История возникновения налога на доходы физических лиц……..….....5
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в финансовом обеспечении государства………………………………………………………………………7
1.3. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц…………9
1.4. Анализ доли НДФЛ в современной структуре бюджета РФ………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………………………...16
2.1. Плательщики НДФЛ………………………...…………….…………..…..16
2.2. Объект налогообложения……………………….………………………..18
2.3. Налоговая база. Налоговые ставки...………………………………….....21
2.4. Налоговые вычеты………………………………………...…..…...………27
2.5. Порядок исчисления и удержания НДФЛ……………………………….30
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………...………………….….……..33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………….………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44
Часть вторая (специальная) НК РФ принята Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ и состоит пока из 4 глав (21, 22, 23, 24), которыми определен порядок исчисления и уплаты конкретных 4-х основных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, единый социальный налог).
Глава 23 Н К РФ называется "Налог на доходы физических лиц" (ст. 207-233) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.
В настоящее время порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения элементов состава налога, при отсутствии которых налог не считается установленным:
· налоговая база (ст. 210):
· налоговый период (ст. 216);
· налоговые вычеты (ст. 218, 219, 220, 221);
· дата фактического получения дохода (ст. 223).
В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ, - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.
Налоговые вычеты – это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 года, установлены в фиксированных суммах. По ранее действовавшему Закону «О подоходном налоге с физических лиц» размеры предоставляемых вычетов зависели от размеров МРОТ. Расходы, принимаемые в качестве налоговых вычетов, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленную на дату фактического осуществления расходов.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9 720,0 млрд.рублей, что 26,3% больше, чем в 2010 году [10].
Рисунок 1 - Структура доходов по уровням консолидированного бюджета РФ.
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ.
Рисунок 3 - Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг.
В 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1 995 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 11% больше, чем за 2010 год.
Таблица 1 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг. | |||
млрд. рублей | |||
2010 год |
2011 год |
в процентах к 2010 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации |
7 695,8 |
9 720,0 |
126,3 |
в том числе: |
|||
в федеральный бюджет |
3 207,2 |
4 480,8 |
139,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
4 488,6 |
5 239,1 |
116,7 |
из них: |
|||
Налог на прибыль организаций |
1 774,4 |
2 270,3 |
127,9 |
в федеральный бюджет |
255,0 |
342,6 |
134,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 519,4 |
1 927,7 |
126,9 |
Налог на доходы физических лиц |
|||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
1 789,6 |
1 994,9 |
111,5 |
Налог на добавленную стоимость |
|||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1 328,7 |
1 753,2 |
131,9 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
55,2 |
91,7 |
166,0 |
Акцизы |
441,4 |
603,9 |
136,8 |
в федеральный бюджет |
113,9 |
231,8 |
203,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
327,5 |
372,1 |
113,6 |
из них: |
|||
на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию |
4,8 |
2,9 |
61,0 |
в федеральный бюджет |
2,5 |
1,5 |
60,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
2,3 |
1,4 |
61,8 |
на табачную продукцию |
106,3 |
139,5 |
131,2 |
в федеральный бюджет |
106,3 |
139,5 |
131,2 |
акцизы на нефтепродукты |
166,4 |
274,8 |
165,1 |
в федеральный бюджет |
Х |
82,5 |
Х |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
166,4 |
192,4 |
115,6 |
акцизы на пиво |
82,0 |
93,7 |
114,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
82,0 |
93,7 |
114,3 |
акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин) |
70,6 |
77,5 |
109,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
70,6 |
77,5 |
109,8 |
Имущественные налоги |
628,2 |
678,0 |
107,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
628,2 |
678,0 |
107,9 |
из них: |
|||
Налог на имущество физических лиц |
15,6 |
4,9 |
31,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
15,6 |
4,9 |
31,7 |
Налог на имущество организаций |
421,7 |
467,5 |
110,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
421,7 |
467,5 |
110,9 |
Транспортный налог |
75,6 |
83,2 |
110,0 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
75,6 |
83,2 |
110,0 |
из него: |
|||
Транспортный налог с |
21,2 |
20,9 |
98,5 |
Транспортный налог с физических лиц |
54,4 |
62,3 |
114,5 |
Земельный налог |
115,4 |
122,2 |
105,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
115,4 |
122,2 |
105,9 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 440,8 |
2 085,0 |
144,7 |
в федеральный бюджет |
1 408,3 |
2 046,9 |
145,3 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
32,4 |
38,1 |
117,4 |
в том числе: |
|||
налог на добычу полезных ископаемых |
1 406,3 |
2 042,5 |
145,2 |
в федеральный бюджет |
1 376,6 |
2 007,6 |
145,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
29,7 |
35,0 |
117,9 |
из него нефть: |
1 266,8 |
1 845,8 |
145,7 |
в федеральный бюджет |
1 266,8 |
1 845,8 |
145,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Х |
Х |
Х |
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья |
85,1 |
136,3 |
160,2 |
в федеральный бюджет |
85,1 |
136,3 |
160,2 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья |
9,4 |
6,4 |
68,2 |
в федеральный бюджет |
9,4 |
6,4 |
68,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
Х |
Х |
Х |
Поступления НДФЛ напрямую зависят от динамики роста дохода населения. По данным Росстата, средняя зарплата одного работник в январе-феврале 2012 г. выросла на 111,9% (реальная) [14]. Таким образом, по итогам 2012 г. при условии сохранения тенденции следует ожидать увеличения поступлений от НДФЛ.
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
Главный документ, которым регулируется порядок взимания рассматриваемого налога - глава 23 (ст. 207-233) НК РФ.
Особенность налога на доходы физических лиц состоит в том, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, ответственность за его исчисление, удержание и перечисление в бюджет несут организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход работнику, выступая при этом в качестве налоговых агентов государства.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- физические лица, которые не являются налоговыми резидентами России, но получают доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно главе 1 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно главе 23 статьи 207 п.2 к налоговым резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (не менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ (п. 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.
В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода признаются:
1) граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания;
2) иностранные граждане:
а) получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;
б) временно пребывающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.
Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:
- фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году;
- следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;
- отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.
Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.
Перечни доходов, относимые к доходам от источников в Российской Федерации и за ее пределами, приведены в статье 208 НК РФ:
К доходам от источников РФ относятся:
1. Дивиденды и проценты,
полученные от российской
2. Страховые выплаты
при наступлении страхового
3. Доходы, полученные
от использования в РФ
4. Доходы, полученные
от сдачи в аренду или иного
использования имущества,
5. Доходы от реализации:
недвижимого имущества,
6. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
7. Пенсии, пособия, стипендии
и иные аналогичные выплаты,
полученные налогоплательщиком
в соответствии с действующим
российским законодательством
8. Доходы, полученные
от использования любых
Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц в