Налогообложение доходов физических лиц в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести краткий анализ теоретических основ налогообложения доходов физических лиц, анализ динамики доли НДФЛ в доходах бюджетов, оценить влияние льгот и вычетов на доходную часть бюджета. Выявить основные проблемы применения налога, и перспективы его совершенствования с точки зрения формирования и регулирования (распределения) доходов бюджета, предложить пути решения проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…....................................................................................5
1.1. История возникновения налога на доходы физических лиц……..….....5
1.2. Роль налога на доходы физических лиц в финансовом обеспечении государства………………………………………………………………………7
1.3. Правовое регулирование налога на доходы физических лиц…………9
1.4. Анализ доли НДФЛ в современной структуре бюджета РФ………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………………………...16
2.1. Плательщики НДФЛ………………………...…………….…………..…..16
2.2. Объект налогообложения……………………….………………………..18
2.3. Налоговая база. Налоговые ставки...………………………………….....21
2.4. Налоговые вычеты………………………………………...…..…...………27
2.5. Порядок исчисления и удержания НДФЛ……………………………….30
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………...………………….….……..33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………….………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, после всех этих изменений, требуется принятие мер по установлению действенного контроля за доходами налогоплательщиков и за движением наличных денег в экономике. В настоящее время такой контроль в стране весьма ослаблен, что позволяет обналичивать денежные средства сверх установленных норм и создавать условия для выплаты зарплаты в конвертах. В частности, действующие ныне положения позволяют предпринимателям без образования юридического лица практически бесконтрольно осуществлять операции с наличностью. Также следует предоставить налоговым органам право отслеживать прирост имущества и уровень потребления за определенный период, как это делается во всех развитых странах, где одного факта осуществления расхода или наличия накоплений в виде денежных активов, недвижимого имущества и т.д.   достаточно, чтобы предъявить лицу обвинение в неуплате налога. Такой порядок вынуждает налогоплательщиков, получающих крупные суммы неучтенных доходов, искать возможность заплатить с них налоги.

Однако эти меры принесут положительный результат только в случае последовательной их реализации.

Подводя итог, можно констатировать, что система подоходного налогообложения  далека от совершенства и требует  серьезных точечных изменений, что  повлечет за собой большие траты  времени  и денег. Однако, так как  налог на доходы физических лиц охватывает практически все население нашей страны, необходимость его совершенствования не вызывает сомнений. По этой причине следует ожидать дальнейших изменений в законодательстве и продолжения налоговой реформы в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с российским законодательством все лица получающие доход в пределах Российской Федерации  обязаны выплачивать налог с  этого дохода, а лица являющиеся гражданами РФ еще и с дохода получаемого  за пределами России. Это положение считаем справедливым, так как все физические лица равны перед законом, а значит, все должны уплачивать налог со своего дохода.

В законы о налоге на доходы физических лиц постоянно вводятся изменения. Это может быть связано  с экономическим состоянием в стране, со взглядами государства.

Особенностью изучаемого в данной работе налога является то, что налог уплачивается из дохода и по сути сначала должен быть получен  доход, а уже потом из него должен быть уплачен определенный процент, т. е. налог, на деле же физическое лицо получает от работодателя доход уже с минусом налога. Работодатель в этом случае выступает в роли налогового агента. Это предусмотрено для того, чтобы физические лица не имели возможности уклонится от выплаты НДФЛ.

Для резидентов РФ и нерезидентов предусмотрены различные ставки налога на доходы физических лиц: 13 и 30 соответственно. Различные ставки предусмотрены потому, что нерезиденты РФ хоть и получают доход в этой стране, но большую его часть все, же увозят в страну своего проживания и тратится доход там, а не в России. И, конечно же, наше государство считает нецелесообразным финансировать экономику других стран.

В Налоговом Кодексе  РФ предусмотрены различные налоговые  вычеты, т. е. определенные суммы от доходов физических лиц, которые не облагаются налогом. Эти вычеты предусмотрены для поддержания финансового состояния населения, для стимулирования в обучении, в создании различных изобретений и предметов искусства.

Опыт «цивилизованных  стран» свидетельствует о том, что  обеспечить полную, стопроцентную, собираемость подоходного налога практически невозможно; более или менее достоверное выявление истинных доходов конкретного налогоплательщика предполагает осуществление контроля за его расходами. В связи с этим представляется необходимым ввести в действие федеральный законодательный акт, санкционирующий такой контроль со стороны налоговых органов. Целесообразно было бы разработать и принять этот закон, обязывающий всех граждан ежегодно составлять и представлять в налоговые органы декларацию об имеющихся в их распоряжении имуществе и денежных средствах, а также о полученных в истекшем году доходах и осуществленных крупных расходах. Тем самым, кроме прочего, удалось бы предотвратить дальнейшую потерю огромных государственных средств, затраченных на создание и внедрение в налоговых органах компьютерных программ обработки данных обо всех получаемых физическими лицами доходах, а также на подготовку многочисленного контингента инспекторов, специализированных на контроле за налоговыми платежами физических лиц.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

В РФ отсутствует действенная  система контроля за чрезмерными  доходами физических лиц, слабо применяются  информационные технологии для повышения  эффективности налоговой системы.

При осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач важное значение приобретают местные бюджеты, и прежде всего в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и межбюджетных трансфертов. Формирование и исполнение бюджетов всех уровней происходит в условиях кардинальных реформ всего бюджетного процесса.

В настоящее время  объективно назрела необходимость  пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные источники, перераспределить некоторые из них между местными бюджетами, усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности поступлений собственных их доходов.

Совершенствование бюджетного процесса способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, с изменениями на 19 октября 2011 года. – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10164072/, (дата обращения: 31.03.12).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, с изменениями на 7 ноября 2011 года. – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10900200/, (дата обращения: 31.03.12).
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 06.04.2011 N 68-ФЗ) – Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/10900200/, (дата обращения: 31.03.12).
  4. Васильева М. Налогоплательщики // «Экономико-правовой бюллетень», №4, апрель 2010 г.
  5. Свищева В.А. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. – «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2011 г.
  6. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. Практическое пособие. – Система ГАРАНТ, 2010 г.
  7. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп./ под ред. М. Романовского, О.Врублевской. – СПб.: Питер, 2009.
  8. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 419 с.
  9. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. // Российский налоговый курьер 2008. №4
  10. Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, Н.П. Кондраков, В.Ф. Палий и др.: Под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 576с.
  11. Алиев Б.Х., ред. "НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Учебное пособие" Издательство: Финансы и статистика, 2011.
  12. Лукаш Ю.А. «Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для ВУЗов» Издательство: Книжный мир, 2010
  13. http://www.minfin.ru – Министерство Финансов РФ. (дата обращения – 01.04.12).
  14. http://www.saldo.ru - Официальный сайт газеты «Налоги». (дата обращения – 01.04.12).
  15. http://www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба (дата обращения – 01.04.12).
  16. http://www.gks.ru – Официальный сайт Росстата (дата обращения – 01.04.12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

    1. Расчет налога на доходы Сидорова С.П.

 

 

Показатели

Расчеты

 

Примечания 

1. Трудовые доходы

   
  • ·          заработная плата

115

 
  • ·          премия

10

 
  • ·          итого трудовых доходов

125

 

2. Доход от реализации  имущества

2400

 

3. Совокупный доход

2525

 

4. Количество детей 

3

 

5. Количество месяцев,  в течение которых производится  вычет на работника

3

 

6. Количество месяцев,  в течение которых производятся  вычеты на детей

12

 

7. Налоговые вычеты:

   

1) стандартные

   
  • ·          на Сидорова С.П.

1.2

400*3 (п.3 ст.218 НК РФ)

  • ·          на детей

36

3*12*1000, так как С.П.  Сидоров имеет троих детей  до 18 лет ( в соответствии с  п.4 ст.218 НК РФ)

  • ·          итого вычетов

37.2

1,2+36

2) Имущественные вычеты  в случае продажи квартиры 

250

(п.1 ст.220 НК РФ)

8. Сумма налоговых вычетов

287.2

 

9. Облагаемый трудовой  доход 

87.8

125-37.2

10. Размер налога с  трудового дохода

11.414

87.8*0.13

11. Облагаемый доход,  полученный от реализации имущества

2150

2400-250

12. Размер налога с  дохода, полученного от реализации  имущества

279.5

2150*0.13

13. Общая сумма налога  с доходов Сидорова С.П.

290.914

279.5+11.414


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц в