Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогообложения физических лиц в Японии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучить налоговую систему современной Японии;
-рассмотреть этапы исчисления НДФЛ, налоговые ставки и льготы по НДФЛ;
-сделать выводы;
Введение 3
I. Налогообложение Японии: прошлое и настоящее
1.1 История налогообложения Японии 4
1.2 Налоговая система современной Японии 9
II. Налогообложение физических лиц в Японии
2.1 НДФЛ: этапы исчисления, вычеты 14
2.2 Налоговые ставки и льготы 19
2.3 Проблемы подоходного налогообложения в Японии
( на примере физических лиц – нерезидентов) 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
Оглавление:
Введение
I. Налогообложение Японии: прошлое и настоящее
1.1 История налогообложения Японии 4
1.2 Налоговая система современной Японии 9
II. Налогообложение физических лиц в Японии
2.1 НДФЛ: этапы исчисления, вычеты 14
2.2
Налоговые ставки и льготы
2.3 Проблемы подоходного налогообложения в Японии
( на примере физических лиц – нерезидентов) 23
Заключение
Список использованных источников 29
Введение
Тема данной курсовой работы: «Налогообложение в Японии».
На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.
Актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что опыт возможно применить в современных условиях России, если не просто копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение налогообложения физических лиц в Японии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучить налоговую систему современной Японии;
-рассмотреть этапы исчисления НДФЛ, налоговые ставки и льготы по НДФЛ;
-сделать выводы;
Объектом исследования данной работы является налоговая система Японии как неотъемлемая часть мировой налоговой системы.
Предметом исследования является процесс формирования и развития налоговой системы Японии.
I. Налогообложение Японии: прошлое и настоящее.
1.1 История налогообложения Японии.
Япония второй половины ХХ века – пример того, как довольно отсталая страна, разрушенная войной, за небольшой период времени становится лидером мировой экономики. Не последнюю роль в этом сыграли и продуманные налоговые реформы.
После Второй мировой войны японская налоговая система на протяжении более 30 лет находилась под сильным влиянием Соединенных Штатов. В последующие года основные усилия были направлены, чтобы приспособить налоговую систему к социально-экономическим особенностям японского общества, к обстоятельствам, которые постоянно изменяются, к приоритетным задачам государства. Послевоенную историю японской системы налогообложения можно разделить на четыре периода: хаос (1945-49), реконструкция (1950-59), рост (1960-69), усовершенствование (с 1970 г.).[15]
Первый период – экономический хаос после войны, разруха, неукротимая инфляция. Поэтому целью финансовой политики в то время было просто справиться с этим кризисом в национальной экономике.
Одной из антиинфляционных мер было введение в 1946 г. налога на собственность, который был предназначен для перераспределения национального дохода. Поскольку страна характеризовалась высоким уровнем бедности, налог оказался не совсем эффективным в ограничении гиперинфляции. Однако он существенным образом перераспределял доход посредством чрезвычайно прогрессивных налоговых ставок в пределах от 25% до 90%.
В 1947 г. была пересмотренная местная налоговая система. Чтобы усилить роль местной финансовой системы, администрирование некоторых общенациональных налогов (земельный налог, налог на дома, деловой налог, налог на минеральные продукты, налог на развлечения) было передано местным органам власти.
Второй период – экономическая стабилизация и восстановление (1950-1959). В основу налоговой системы были положены прямые налоги, и особенно подоходный налог и налог с корпораций. В теории, подоходный налог должный был дополняться налогом на богатства и налогом на наследство.
Из-за сильной инфляции произошло серьезное расхождение между текущей стоимостью активов и их балансовой стоимостью. Поэтому была проведена переоценка активов. Переоценка производственных активов проводилась специально, в то время как переоценка других индивидуальных активов была обязательной лишь во время передачи таких активов. Увеличение стоимости, которое стало результатом переоценки, рассматривалось как доход, который облагался налогами по уменьшенной пропорциональной ставке 6%.
Вместе со снижением максимальной ставки подоходного налога с 85% до 55%, был введен налог на богатство, которым облагались люди с большими доходами от собственности.
В целом, налоговые реформы на этом этапе были немного идеалистические и не учитывали действительность японской экономики. Следующие налоговые реформы были направлены на корректирование налоговой системы, чтобы привести ее в соответствие с фактическими социально-экономическими условиями в стране.
Было упразднено налогообложение доходов от передачи ценных бумаг. Это препятствовало развитию рынка ценных бумаг, а также и потому, что налоги на такой вид доходов было технически тяжело оценить и собирать. Несправедливым оказался налог на богатство, так как владельцы реальной собственности, чье чистое богатство легко идентифицировать, несли основное бремя налогообложения, в то время как много других избегали налога в определенной степени. Поэтому этот налог тоже был упразднен в 1953 г. [1]
В связи с высокими темпами экономического развития японской экономики и, соответственно, увеличением поступлений от прямых налогов, в 50-х годах рассматривается идея сокращения прямых налогов. Ежегодно разрабатывались меры, призваны повысить необлагаемый налогами минимум, освобождение для иждивенцев и освобождение дохода наемных работников. Одновременно уменьшалась прогрессивность подоходного налога – снижались предельные ставки.
Увеличение налоговых доходов требовало от правительства осуществления взвешенной налоговой политики, чтобы поддерживать равное налогового бремени, приспосабливать налоговую систему к новым экономическим условиям. Для выполнения этих требований в 1959 г. был создан специальный орган – Налоговая комиссия, которая состояла из экономистов, экспертов в разных областях права, социологии, психологии и т.д. Налоговая комиссия является консультативным органом при Кабинете Министров. С этих пор налоговые реформы в значительной мере базировались на докладах, представленных Налоговой комиссией.
Третий период – экономический рост (1960-69)
Главные налоговые вопросы в то время касались налоговой системы вообще, налогообложения деловых предприятий, и распределения доходов между разными уровнями власти. Одной из главных целей налоговой политики было уменьшение бремени подоходного налога. В то же время, в результате ежегодных сокращений бремени прямых налогов, возрастало давление косвенных налогов, при этом даже на тех налогоплательщиков, которые освобождались от уплаты подоходных налогов. В связи с этим Налоговая комиссия рекомендовала, что уровень косвенных налогов должен быть приблизительно 10% цены потребителя или 20% цены производителя. [1]
Главными пунктами будущих налоговых реформ были: [13]
1. Снижение налогового давления.
2. Важность подоходного налога в системе налогообложения. Он является наиболее подходящим для перераспределения ресурсов, так как может приносить достаточный доход, не влияя на рыночные механизмы ценообразования (как косвенные налоги). Он является наиболее социально справедливым, так как объединяет прогрессивную структуру ставок с разными льготами, отчислениями. Может быть довольно гибким относительно разных видов плательщиков, доходов. Итак, подоходный налог – наиболее современный налог, и идеальной есть налоговая система, в которой подоходный налог играет центральную роль. Однако налоговое бремя подоходных налогов необходимо рационализировать соответственно увеличению доходов и жизненного уровня населения.
3. Отмена
специальных мероприятий
Что касается косвенных налогов, то учитывая их связь с ценообразованием, налоговые ставки должны пересматриваться время от времени, для их приспосабливания к изменениям в экономике и обществе, особенно к изменениям в структуре потребления.
Четвертый период – увеличение национального благосостояния (с 1970 г.).
В результате серьезного спада после нефтяного кризиса 1975 г., заметно снизились налоговые доходы. В связи с этим был необходимый выпуск значительного количества государственных обязательств, которые финансируют бюджетный дефицит. Выпуск обязательств становится важным источником доходов для бюджета, достигая 34,7% его доходной части в 1979 г. В то же время, были пересмотрены объекты налогообложения, налоговые базы, налоговые ставки существующих налогов. В результате, в 1981 г. налоговые ставки были увеличены по многим налогам, включая ставки налога на корпорации, акцизов, пошлин и др.
Со временем такие структурные изменения, как увеличение стандартного уровня доходов, разнообразие потребления и увеличение потребления услуг, старение населения и глобализация экономики, вступали у противоречие с налоговой системой, которая в основному все еще базировалась на принципах, разработанных в 60-х гг. Началась решительная налоговая реформа 1987-1988 гг.
Личный подоходный налог оставался ядром налоговой системы, однако необходимо было провести крупномасштабное налоговое сокращение, чтобы увеличить трудовую активность. Была уменьшена и упрощена прогрессивная налоговая ставка, проведен пересмотр разных отчислений, а также усовершенствован механизм налогообложения доходов от процентов, капитальных активов, чтобы гарантировать равенство налогообложения. Что касается налогообложения корпораций, налоговая база была расширена, эффективная налоговая ставка была уменьшена с учетом равенства налогообложения, активизации экономики и упрощение налогообложения.
Что касается налогов на потребление, для стабилизации доходной части бюджета с учетом возрастной структуры общества и соответствующей структуры потребления, а также установления равного налогового бремени, необходимо было расширить базу налогообложения, основанную на универсальных косвенных налогах. Существовавшая ранее система косвенных налогов, когда налоги взимались только с ограниченного числа предметов потребления и услуг, должна быть пересмотрена. Налог на потребление был дополнительно исследован, и реформа косвенного налогообложения была начата в декабре 1988 г. Налог на потребление в виде НДС был реализован в апреле 1989 г. [1]
На протяжении 1990-х гг. основной целью налоговых реформ было повысить желание налогоплательщиков платить справедливые налоги. Для этого личный подоходный налог был в значительной степени уменьшен посредством изменения структуры прогрессивных ставок, сосредоточившись, в основном, на получателях среднего дохода. Это должно было вызвать чувство уменьшения налогового бремени. Что касается налога на потребление, изменения были сделано для средних и малых предприятий так, чтобы налоговое бремя можно было бы разделить между всеми членами общества. Налоговая ставка налога на потребление была поднята, был также введен и местный налог на потребление. Увеличение ставки налога на потребление должно было идти параллельно с сокращением личных подоходных налогов.
В 1998 г. вступили в действие новые налоговая база и ставки налогообложения корпораций. Была рационализирована система амортизации, снижены эффективные налоговые ставки с точки зрения обеспечения «выживаемости», увеличения международной конкурентоспособности компаний.
В XXI веке структура социально-экономического положения Японии стремительно изменяется из-за быстро стареющего общества, снижения количества детей в семьях, глобализации страны. Все эти факторы должны учитываться при построении эффективной налоговой системы. В условиях старения поколения необходимо облегчать переход активов и, следовательно, уменьшать налоги на наследство, подарки. Увеличивается роль таких мер, как льготы для НИОКР, инвестиций у оборудование, чтобы поддерживать инновационные стратегии. Налогообложение финансовых активов и ценных бумаг должно быть пересмотрено, чтобы помочь реформе «от сбережений до инвестиций», налоговое бремя должно быть откорректировано и справедливо распределено между всем населением. С этих точек зрения, должна быть проведена всесторонняя налоговая реформа, которая должна включать также отмену некоторых налоговых вычетов, сокращение специальных мер для малого и среднего бизнеса, увеличение прозрачности налога на потребление. [14]
Таким образом, мы видим, что за 60-летнюю послевоенную историю японская налоговая система прошла значительный путь, на котором она постоянно изменялась в зависимости от задач, которые ставили перед ней экономика, общество. Продолжаются налоговые реформы и сейчас. За это время было осуществлено много мероприятий, которые могут служить ориентиром при проведении собственных налоговых реформ.
1.2 Налоговая система современной Японии.
Остановимся на некоторых аспектах налоговой системы современной Японии, поскольку она имеет специфические особенности. В Японии функционируют государственные налоги и местные. При этом 64,2% всех налоговых поступлений в 2013 г. было получено за счет государственных налогов, а 35,8% — за счет местных. Но значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: 64,2% финансовых ресурсов расходуется как местные средства, а 35,8% обеспечивает осуществление общегосударственных функций. [2]