Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогообложения физических лиц в Японии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучить налоговую систему современной Японии;
-рассмотреть этапы исчисления НДФЛ, налоговые ставки и льготы по НДФЛ;
-сделать выводы;
Введение 3
I. Налогообложение Японии: прошлое и настоящее
1.1 История налогообложения Японии 4
1.2 Налоговая система современной Японии 9
II. Налогообложение физических лиц в Японии
2.1 НДФЛ: этапы исчисления, вычеты 14
2.2 Налоговые ставки и льготы 19
2.3 Проблемы подоходного налогообложения в Японии
( на примере физических лиц – нерезидентов) 23
Заключение 28
Список использованных источников 29
Кстати, доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 83,8% и неналоговые средства — 16,2%, местные органы управления имеют четверть неналоговых поступлений (в 2013 г. — 25,3%). Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. Налоговая система Японии, как США и Европы, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам.
Первая — это прямые подоходные налоги как с юридических, так и физических лиц. Вторая — прямые налоги на имущество. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги. Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он равен 56,4% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, подоходный налог префектуры в размере 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Его ставка — 10,71%.
В суммарном итоге в доход бюджета изымается почти половина прибыли юридического лица. [2]
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10%, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, подоходный налог префектуры по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. Сверх того каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что существует довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает также семейное положение человека. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные граждане.
Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т. е. при приобретении или продаже имущества.
Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нъю-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последние пять лет были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50—75% в год. [8]
Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Рассмотрим структуру их доходов в целом по стране по данным за 2013 г" Общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн. иен. Из них собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных налогов (30), обеспечили 33.45 трлн. пен, или 41,6% доходной части местных бюджетов. Еще 14,33 трлн. иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов. Государство выделило местным органам дотации на осуществление общенациональных мероприятия в сумме 10,65 трлн. иен, или 13,2%. Остальные 20,3 трлн. иен, или чуть больше четверти доходов местных бюджетов - это неналоговые поступления, включая займы.
Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
Достаточно интересна структура местных налогов. Приведем ее по данным 2013 г. исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2%, приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги -— 4,16 трлн. иен. или 12,4% доходов от местных налогов. [11]
Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции одинаковы. Государственные подоходные налоги занимают долю 56,5% (почти такую же, как и среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские налоги — 18,5 %. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
Налоговая система Японии сложилась еще в XIX в. В современном виде она функционирует начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа. [9]
Из сказанного можно сделать следующие выводы. Налоговые системы развитых государств, помимо фискальной функции наполнения бюджета, успешно выполняют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, НДС. Система налогов является трех- или двухуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, а местные — вспомогательную роль, хотя их значение и соотношение в разных странах весьма различно. Например, в США и Нидерландах общегосударственными обычно выступают прямые налоги, среди которых главными являются подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги — преимущественно косвенные: НДС, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение, промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.
II. Налогообложение физических лиц в Японии
2.1 НДФЛ: этапы исчисления, вычеты.
Как и в большинстве других развитых стран, значительная часть (более 1/3) налоговых поступлений в Японии получается от прямого налогообложения доходов физических лиц. В послевоенный период наблюдалась устойчивая тенденция роста доли налогов с доходов физических лиц в общей структуре налоговых поступлений, что было связано с ростом доходов населения в период бурного экономического развития страны и с проводившейся национальной экономической политикой.
В наиболее общем варианте исчисление причитающихся сумм по налогам на доходы физических лиц включает следующие этапы: 1 ) из полученных в данном году доходов всех видов через суммирующую процедуру учета прибылей и убытков физического лица за год и вычет сумм убытков, переходящих с прошлого года, исчисляется база, включающая в зависимости от типа дохода сумму совокупного налогооблагаемого дохода и ряд других особо выделяемых; 2) по полученной базе производятся предусмотренные вычеты из налогооблагаемого дохода; 3) данная сумма предусмотренным образом умножается на соответствующие ставки подоходного налога; 4) из полученной причитающейся к уплате суммы вычитаются предусмотренные налоговые льготы, что дает реальную сумму подоходного налога. Очевидной особенностью данной схемы является то, что не вся сумма дохода за год совокупно облагается по единой ставке, а лишь ее часть, в то время как другая ее часть в зависимости от характера дохода данного вида облагается отдельно - по своей ставке. Причиной такого отхода от принятого принципа налогообложения совокупных доходов является потребность в стимулировании накопления капитала, развитие социальной сферы и прочие приоритеты национальной экономической политики. [4]
Часть доходов физического лица за календарный год может не подлежать налогообложению. Это 1) проценты по текущему банковскому счету (менее 1% годовых); 2) проценты по вкладам в "детском банке"; 3) проценты по счету, на котором хранятся причитающиеся суммы налоговых отчислений до момента их перечисления; 4) проценты по почтовым сберегательным вкладам (до 3 млн иен) престарелых и других лиц при условии подачи заявления об освобождении от налогообложения; 5) то же в отношении прочих сберегательных вкладов малых сумм (до 3 млн иен); 6) то же в отношении государственных ценных бумаг на небольшую сумму (до 3 млн иен); 7) проценты по жилищным и пенсионным сберегательным вкладам наем ных работников с совокупным размером до 5 млн иен (для пенсионных фондов в компаниях по страхованию жизни, почтово-сберегательных кассах и пр. - до 3,5 млн иен); 8) суммы, жалованные по болезни или ранению, пенсии по сиротству и пр.; 9) суммы до определенного уровня в полученных наемными работниками командировочных выплатах и компенсациях на транспортные расходы; 10) в качестве прочего необлагаемого дохода получение в денежной или материальной форме средств по выполнению обязательств в отношении иждивенцев на цели обучения и пр. [12]
Налоги на доходы физических лиц собираются как на центральном, так и на местном уровнях: в первом случае это подоходный налог, а во втором - налог на проживание. Порядок исчисления для обоих налогов практически совпадает, поэтому здесь будет рассмотрен случай подоходного налога, а в случае расхождений с налогом на проживание отличные цифры для последнего будут приводиться в квадратных скобках. [8]
Согласно Закону о налогообложении доходов физических лиц выделяются следующие 10 видов дохода: 1 ) Процентный доход, включающий суммы дохода по государственным и частным облигациям, сберегательным вкладам, по трастовому имуществу совместного использования и трастовому имуществу в государственных и частных облигациях. 2) Дивидендный доход, включающий суммы, причитающиеся от юридических лиц по распределению прибылей и сумм излишков (включая промежуточные дивиденды), и исчисленный как разница получаемых сумм и причитающихся процентов по задолженности. 3) Доход по недвижимости, возникающий в результате временной передачи недвижимости (в землях, зданиях-сооружениях и пр.), прав, возникающих в отношении недвижимости (права по бессрочной аренде и пр.), морских и воздушных судов и пр., и исчисляемый как разница полученных сумм и сумм связанных с этим необходимых расходов. 4) Доход наемного работника, включающий заработную плату, премиальные выплаты и прочие виды вознаграждений и исчисляемый как разница доходов, полученных наемным работником, и специального вычета. Сумма доходов работника берется как 90% от реально полученных от нанимателя выплат, если они в сумме составляют от 6.000.000 иен до 9.999.999 иен, или как 95% от суммы в 10 млн иен и более, при этом специальный вычет в первом случае составляет 1,095 млн иен, а во втором - 1,595 млн иен. 5) Пенсионный доход, включающий единовременные выплаты по уходу на пенсию и пр. и исчисляемый как половина от разницы реально полученных подобных сумм и специального вычета. Вычет -минимально 800 тыс. иен - складывается из 400 тыс. иен (500 тыс. иен для случая увольнения по инвалидности) за каждый год стажа до 20 лет и 700 (800) тыс. иен за каждый год части стажа после 20 лет работы. Стаж исчисляется согласно требованиям системы социального страхования как суммарный стаж с момента поступления на работу или с момента промежуточной выплаты выходного пособия. 6) Предпринимательский доход, возникающий в результате предпринимательской деятельности физических лиц во всех сферах и исчисляемый так же, как доход по недвижимости. 7) Лесной доход, возникающий по реализации древесины, срубленной или на корню, и исчисляемый как разница разницы всех полученных подобных сумм и необходимо понесенных при этом расходов, с одной стороны, и специального вычета - с другой. Если первая разница до 500 тыс. иен, то вычет будет целиком в ее размере, а если более 500 тыс. иен - то в размере 500 тыс. иен. Все это относится к случаю обладания данным имуществом более 5 лет, в противном случае подобные доходы относятся к предпринимательскому или разному доходу. При реализации одновременно с лесом на корню и земли под ним -доход по земельному участку идет как доход по реализации). 8) Случайный доход, представляющий собой доходы, единовременно возникшие и не связанные с оплатой трудовых затрат (например, премия на бегах, суммы возвратных выплат по истечении срока в страховании жизни и от увечий и пр.) и исчисляемый как разница разницы всех полученных подобных сумм и понесенных для этого затрат, с одной стороны, и специального вычета (аналогичного случаю лесного дохода) - с другой
Если по одному из доходов – предпринимательскому доходу по недвижимости, доходу по реализации и лесному доходу в отчетном календарном году имеются большие суммы убытков, то по данным видам доходов допускается производить суммарный учет прибылей и убытков (т.е. зачет остающейся части убытков в качестве убытков по другому виду дохода), однако это невозможно в отношении дивидендного, разного и случайного доходов, в отношении дохода по реализации акций, дохода, связанного с имуществом, обычно не являющимся необходимым в быту. По прочим видам -процентному, пенсионному доходам, доходу наемного работника и государственным пенсионным выплатам убытки обычно не возникают. Если по суммарно исчисляемым видам дохода в данном году были чистые убытки, то они могут быть вычтены из сумм доходов в последующие три года. Сумма названных выше доходов каждого вида, исчисленных соответствующим образом, дает базу налогооблагаемого дохода. Однако в этой базе и далее в декларации из совокупного дохода отдельной строкой выделяется ряд самостоятельных сумм, которые, впрочем, облагаются по тем же ставкам. Такому раздельному исчислению подлежат предпринимательский доход, доход по реализации земли и зданий, лесной доход, пенсионный доход (обычно не декларируется), доход по реализации акций (при выборе налогообложения не у источника).
Далее из базы дохода (совокупного) производят необходимые вычеты. В Японии предусмотрено 16 видов таких вычетов. 1) Вычет по разным убыткам: если имуществу в индивидуальной или совместной собственности (кроме имущества, не являющегося необходимым в быту, а являющегося товарными запасами или постоянными активами в бизнесе, или лесонасаждениями) в результате кражи, стихийного бедствия и пр. нанесен ущерб, то определенная сумма от него может быть вычтена из совокупного дохода за данный календарный год или перенесена для вычета из дохода в последующие три года. В определении размеров вычета используются следующие критерии: если в составе ущерба убытки, связанные со стихийными бедствиями, составляют менее 50 тыс. иен, то размер вычета равен сумме превышения суммы убытков над 10% от совокупного дохода; если по стихийным бедствиям понесено более 50 тыс. иен ущерба, то за размер вычета принимается сумма превышения убытков над наименьшей из суммы превышения ущерба по стихийным бедствиям над 50 тыс. иен и 10% от совокупного дохода; если весь ущерб связан со стихийным бедствием, то за размер вычета принимается сумма превышения убытков над наименьшим из 50 тыс. иен и 10% от совокупного дохода. 2) Вычет на медицинские расходы принимается равным сумме превышения подобных расходов над наименьшим из 5% от совокупного дохода и 100 тыс. иен (максимально - до 2 млн иен). 3) Вычет по отчислениям на социальное страхование принимается равным всей сумме подобных платежей или удержаний из заработной платы. 4) Вычет по взносам в погашение кредита (задолженности по