Налогообложение и налоговая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель моей работы – разобраться в этих понятиях. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия «Налог», «Налогообложение» и их взаимосвязь
2) определить налоговую деятельность государства – как и посредством чего государство воздействует на налоговую систему
3) сравнить налогообложение и налоговую деятельность государства
4) охарактеризовать методы налогообложения, выявить их сущность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налогообложение и налоговая деятельность государства 5
2. Методы налогообложения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги – это  вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры.

Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов – сразу же сказываются на «самочувствии» государства. А через это – на «самочувствии» общества и населения.

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы  обусловлены тем, что налог – понятие  не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией.

Определение понятия  «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, господствовавших в определенное время у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.

Чтобы повысить эффективность  налогообложения и уменьшить  сокрытие среди налогоплательщиков доходов, каждый налогоплательщик должен быть уверен в справедливости и правильности взимания  налогов. Для этого государство использует различные методы налогообложения, которые будут рассмотрены в данной курсовой работе.

Итак, налоги, налогообложение, налоговая политика, налоговая деятельность государства, постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

Поэтому цель моей работы – разобраться в этих понятиях. Для этого необходимо решить следующие  задачи:

1)  определить   понятия  «Налог», «Налогообложение» и их взаимосвязь

2)  определить налоговую деятельность государства – как и посредством чего государство воздействует на налоговую систему

3) сравнить  налогообложение  и  налоговую  деятельность  государства

4)  охарактеризовать  методы  налогообложения,  выявить   их  сущность 

 

 

 

 

  1. Налогообложение и налоговая деятельность государства

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Как экономическая категория, налог представляет собой отношение  по поводу принудительного изъятия  государством в пользу общества части стоимости ВВП.

Вообще, категория –  это  общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения  реальной действительности и познания. Конкретизируется любая категория  посредством выделения отличительных  признаков. При этом под признаком традиционно понимается показатель, характерная черта, примета, по которым можно определить какое-либо явление (категорию).

Признаки налога –  неотъемлемые  существенные свойства налога универсального характера, по наличию  полной совокупности которых в законодательной практике из всего объема обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи.

Существуют следующие  признаки налога:

  1. Налог представляет собой отчуждения собственности субъектов в пользу государства (не смену форм собственности)
  2. Налог – это  обязательный платеж (ст.57 Конституции РФ)
  3. Налог – это  законно установленный  платеж (ст.57 Конституции РФ)

Обязательность и законность установления налогов обеспечивается государством через систему правоохранительных, судебных и налоговых органов.

  1. Налоги поступают в бюджет или во внебюджетный фонд.
  2. Налоги – это безвозмездные платежи. Индивидуальная безвозмездность  предполагает односторонность и безэквивалентность отношений между государством и инвестором по поводу уплаты налогов.
  3. Налоги имеют денежную форму.
  4. Налоги – это абстрактные платежи, при уплате в бюджет не имеют целевой направленности.

Налог как юридический  факт, лежащий в основе возникновения  обязательства по передаче налогоплательщиком государству определенной суммы денежных средств, и исполнение этого обязательства можно объединить через понятие «налогообложение».

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. В буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложить налогом».

В свою очередь, «обложить  налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае, уплата налога производится государству). При этом следует учитывать, что по законодательству Российской Федерации акты установления и введения налогов различаются.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1) Подданные государства  должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений  и иллюстраций, кроме тех, которые  содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные  принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Таким образом, налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности государства.

Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах. Об удовлетворении через налогообложение общественных потребностей (потребностей общества) можно говорить лишь опосредованно – через деятельность государства

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов – имеется еще много и других способов. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства. Так, в Федеральном бюджете РФ налоги составляют порядка 85% от общей суммы доходов. Еще выше доля налогов в доходах бюджетов субъектов РФ, где они составляют почти 90% от общей суммы доходов.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что существование  государства будет зависеть от осуществления налоговой деятельности. Что, собственно, и предопределяет необходимость исследования данного направления государственной деятельности.

Налоговая деятельность государства включает в себя несколько компонентов и состоит из нескольких направлений, а именно:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции  органов государственной власти  в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы  специализированных налоговых органов  государства (формирование налоговой  администрации) и обеспечение  их надлежащего функционирования;

4) организация и осуществление  налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

5) осуществление сбора  налогов как путем их принудительного  взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима  соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Что касается установления налога, то он считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • Объект налогообложения
  • Налоговая база
  • Налоговый период
  • Налоговая ставка
  • Порядок исчисления налога
  • Порядок и сроки уплаты налога

В РФ устанавливаются  следующие виды налогов:  федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными  налогами  признаются  налоги,  которые установлены  Налоговым  Кодексом  и  законами субъектов РФ  о налогах  и  обязательны  к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ.

Региональные  налоги  вводятся  в  действие  и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно Налоговым Кодексом РФ.

Местными  налогами  признаются  налоги, устанавливаемые  Налоговым  Кодексом  и нормативными правовыми актами представительных  органов  местного  самоуправления,  вводимые  в действие этими органами и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Информация о работе Налогообложение и налоговая деятельность государства