Налогообложение и налоговая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель моей работы – разобраться в этих понятиях. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия «Налог», «Налогообложение» и их взаимосвязь
2) определить налоговую деятельность государства – как и посредством чего государство воздействует на налоговую систему
3) сравнить налогообложение и налоговую деятельность государства
4) охарактеризовать методы налогообложения, выявить их сущность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налогообложение и налоговая деятельность государства 5
2. Методы налогообложения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 Местные налоги  в городах федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами  указанных субъектов РФ.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым  Кодексом  РФ,  порядок  и  сроки  уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом РФ.

Таким образом, установление налога применительно к законодательству РФ означает, во-первых, определения  факта наличия и существования  налога  как  такового,  во-вторых, определение его элементов.

Введение налога означает придание правовому акту, посредством  которого произведено установление этого налога, значения акта, обязательного  к исполнению, в силу чего возникают  конкретные налоговые обязательства  между лицами, которые в соответствии с условиями налогообложения, определенными  актами установления налога, приобретают правовой статус налогоплательщика, с одной стороны, и государством (субъектом Федерации, муниципальным образованием), с другой.

Поэтому этапы установления и введения налога включают в себя следующие юридические акты:

1) установление самого  факта существования налога (федерального, регионального или местного), что  производится исключительно через  Налоговый Кодекс, принятый Федеральным  Собранием;

2) определение элементов  налога, что производится Федеральным Собранием через Налоговый Кодекс или принятый в соответствии с ним федеральный закон для федеральных налогов в полном объеме, а для региональных и местных налогов – по тем видам элементов, определение которых  отнесено Налоговым Кодексом к компетенции федерального центра;

3) определение законами  субъектов Федерации или нормативными  правовыми  актами  представительных  органов местного самоуправления  тех элементов соответственно  региональных  или  местных   налогов,  которые отнесены  Налоговым  Кодексом  к  компетенции указанных органов;

4) введение  в действие  налога, что  в  отношении   федерального налога  производится  Налоговым  Кодексом,  либо  принятым в соответствии  с   ним  федеральными  законами, а   в  отношении региональных и местных налогов – законами субъектов Федерации или нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении  одного  месяца  со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за  исключением  случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ.

Федеральные  законы, вносящие изменения в Налоговый  Кодекс в части  установления  новых налогов, а также акты законодательства о налогах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов  муниципальных  образований,  вводящие  налоги, вступают в силу не ранее 1 января  года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах, устанавливающие новые  налоги, повышающие  налоговые  ставки, устанавливающие  или  отягчающие ответственность за нарушение  законодательства о налогах, устанавливающие новые  обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты  законодательства  о  налогах,  отменяющие налоги, снижающие  размеры ставок налогов, устраняющие  обязанности налогоплательщиков, налоговых  агентов, их  представителей  или  иным  образом  улучшающие  их  положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Все вышеперечисленные  положения распространяются также  на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В соответствии с Налоговым  Кодексом РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму  налога,  подлежащую  уплате  за налоговый период, исходя  из  налоговой  базы, налоговой  ставки  и  налоговых   льгот, и обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случаях, предусмотренных  законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога  может  быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

При осуществлении своей  налоговой деятельности государство руководствуется определенными представлениями и идеями. Иначе говоря, у каждого государства существует своя система взглядов по поводу того, каким должно быть налогообложение. Руководствуясь ими, государство проводит свою налоговую политику.

Налоговая политика –  это  составная часть социально-экономической  политики  государства,  ориентированная  на  формирование  такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать  гармонизации  интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать  социально-экономический прогресс общества.

Содержание и идеи налоговой политики обусловлены  социально-экономическим  строем  общества и  социальными группами, стоящими у власти.

При  анализе  налоговой  политики  необходимо  различать  такие понятия как субъект налоговой политики, цели, задачи, методы и формы налоговой политики.

Субъектами государственной  налоговой  политики  являются различные  уровни управления, обладающие налоговым  суверенитетом в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. Состав  субъектов  налоговой политики определяется типом государственного  устройства  и  дифференциацией уровней  правления. В РФ такими субъектами выступают: федеральный, региональный и местный уровни  управления.  Масштаб  влияния  каждого  из  них на государственную налоговую политику определяется уровнем децентрализации  налоговых  полномочий (налоговый федерализм).

Основной целью проводимой государством налоговой политики является обеспечение  экономического  роста  за счет создания благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и уровня  жизни  народа.

Реализация цели осуществляется через решения следующих задач:

  1. Обеспечение государства финансовыми ресурсами
  2. Создание условий для регулирования экономики страны в целом
  3. Сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенств в доходах субъектов экономических отношений

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и форм в практике налогообложения, используются следующие методы налоговой политики:

1. Регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения

2. Регулирование  соотношения   федеральных, региональных и местных  налогов

3. Регулирование  отраслевой  нагрузки

4. Регулирование соотношения пропорциональных  и регрессивных ставок

5. Регулирование порядка предоставления льгот и преференций

6. Регулирование состава налога, объектов обложения

В практике налогообложения обычно используется совокупность методов  налоговой политики.

В зависимости от характера  налоговой политики государства существует три ее типа. Первый тип – политика максимальных налогов, основанная на принципе «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Второй тип – политика разумных доходов, которая способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

  1. Методы  налогообложения

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Методы налогообложения  – это способы построения налоговых ставок в их соотношении с налоговой базой.

Методы налогообложения  определяются видами применяемых ставок налога.

Налоговая ставка - это важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

В зависимости от построения налогов различают твердые и  долевые ставки. Твердые ставки установлены  в абсолютной сумме на единицу  обложения. Если твердая ставка является частью стоимости предмета обложения, то она называется специфической.

Долевые ставки установлены в определенных долях единицы обложения. Установленные в сотых долях ставки носят название процентные и делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Если процентная пропорциональная ставка является частью стоимости предмета обложения, то она называется адвалорной.

Специфические и адвалорные ставки применяются лишь в отношении  индивидуальных косвенных налогов (акциз, НДПИ). При одновременном  применении адвалорных и специфических  ставок используется общее название – комбинированная ставка.

 В соответствии  с этим делением существуют  следующие основные методы налогообложения:  равное, пропорциональное, прогрессивное  и регрессивное.

Равное налогообложение

Равное налогообложение  предполагает установление фиксированной  суммы налога, взимаемой с налогоплательщика, что обусловлено использованием налоговой ставки в твердом размере, равном для всех налогоплательщиков. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой.

Этот метод не учитывает  ни имущественного положения, ни размера дохода налогоплательщика. Исключение может составлять применение различных ставок применительно «к  душам» мужского и женского пола, а также в зависимости от звания и чина.

Классическим примером равного налогообложения выступает подушное (поголовное) налогообложение. При данном налогообложении предмет налога, налоговая база и единица налога совпадают и выражены самим человеком. Совпадают также сумма налога (налоговый оклад) и налоговая ставка, которая выражена в твердой денежной сумме. В качестве окладной единицы и плательщика налога может выступать двор, где налог приобретает характер подворной подати. Объясняется это тем, что те времена организовать персональный учет физических лиц для значения их в качестве налогоплательщиков было довольно затруднительно. Организовать учет дворов всегда гораздо легче, поскольку они выражены недвижимостью.

Подушные (подворные) налоги нередко использовались в качестве целевых временных (чрезвычайных) налогов и устанавливались дополнительно к постоянным (обычным), что, впрочем, не мешало им становиться затем постоянными.

Так, в России одно время  существовала полоняничная подать, назначением  которой был сбор денег для выкупа пленных у татар и турок. Как отмечает известный российский историк В.О.Ключевский, еще в царствование Михаила полоняничный налог, носивший форму подворной подати, собирался по особому распоряжению. Потом он стал постоянным и по Уложению 1649 г. собирался ежегодно «со всяких людей», но с учетом их состояния: посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег; крестьяне дворцовые, черные и помещичьи - по 4 деньги; казаки и прочие служивые люди - по 2 деньги.

Во времена Петра I с крестьян дворцового и синодского ведомств и с крепостных брали по 74 коп., с государственных крестьян – дополнительно взыскивали еще 40 коп., с купцов и цеховых брали по 120 коп. с души.

Такое налогообложение  рассматривается как самое древнее и примитивное, но, в то же время, как самое простое и удобное для расчета и взимания. Как  писал  Н.И.Тургенев, «подушные налоги, собираемые с каждого поровну, суть следы необразованности предшествующих времен, когда нужды общественные были малозначащи и когда правительства, не зная утонченных способов разделения налогов, брали с каждого поровну».

В то же время следует  отметить, что в некоторые времена  требование о введении равного налогообложения (по принципу «со всех и в одинаковом размере») носило характер прогрессивного и даже революционного требования (например, во Франции во второй половине ХVIII века). Объясняется это тем, что полное освобождение от уплаты налогов получали духовенство, дворцовая знать, многочисленные родственники и фавориты короля и королевы, высшие слои аристократии, высокопоставленные чиновники и т.п. Принцип равного налогообложения означал, что никто не должен быть освобожден от уплаты налога.

Информация о работе Налогообложение и налоговая деятельность государства