Налогообложение и налоговая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Поэтому цель моей работы – разобраться в этих понятиях. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия «Налог», «Налогообложение» и их взаимосвязь
2) определить налоговую деятельность государства – как и посредством чего государство воздействует на налоговую систему
3) сравнить налогообложение и налоговую деятельность государства
4) охарактеризовать методы налогообложения, выявить их сущность

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налогообложение и налоговая деятельность государства 5
2. Методы налогообложения 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  подушное налогообложение как экономически неэффективное и не отвечающее принципу справедливости налогообложения практически  не применяется. Тем не менее, оно существует, например, в такой сверхцивилизованной стране, как Япония, в виде налога на жителей, равного 3200 иен в год.

Равное налогообложение  применялось и в современной  России. Примерами могут быть предусмотренные Законом «О налоговой системе» налог на содержание милиции и налог на благоустройство, относящиеся к местным налогам. Ставка по этим налогам предусматривалась в размере, не превышающем 3% минимального размера оплаты труда.

При равном налогообложении  получается, что бедные несут налоговое бремя в размере большем, чем богатые. Так, если размер налога составляет 1 тыс. денежных единиц в год, то при годовом доходе в 10 тыс. денежных единиц размер налогового изъятия составит 10% дохода, а при доходе в 100 тыс. - всего лишь 1%.

Пропорциональное налогообложение

При пропорциональном налогообложении каждый налогоплательщик платит налог по одинаковой ставке, выраженной в процентах или в доле к налогооблагаемой базе. Например, ставка налога на доходы физических лиц равняется 13 процентам. Это означает, что все налогоплательщики должны отдать государству в форме налога денежные средства в размере, соответствующем 13 процентам налогооблагаемого дохода. Следовательно, сумма налога  будет зависеть от размера налогооблагаемого дохода: чем выше доход – тем больше сумма налога. Но при этом сам размер налога, уплачиваемого каждым налогоплательщиком (13% от дохода), является равным. Так, если у одного налогоплательщика налогооблагаемый доход составляет 10 тыс. руб., а у второго - 20 тыс., то первый уплатит налог в сумме 1300 рублей, а второй - в сумме 2600 рублей (т. е. вдвое больше, чем первый), однако размер налогового изъятия у каждого налогоплательщика будет одинаковым - 13%.

Таким образом, в отличие  от равного налогообложения, где  каждый плательщик платит налог в  равной сумме, при пропорциональном налогообложении каждый плательщик платит налог по одинаковой ставке.

Смысл пропорционального  налогообложения, в том чтобы каждый налогоплательщик нес одинаковое налоговое бремя.

Пропорциональное налогообложение явилось результатом исторической  трансформации понимания принципа равного налогообложения: здесь равенство понимается не как равенство в сумме уплачиваемого налога, а, как равенство в размере ставки налога.

Пропорциональное налогообложение  выступало одним из лозунгов французской революции конца XVIII века и основывалось на провозглашаемой этой революцией идее всеобщего равенства.

Прогрессивное налогообложение

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы растет и ставка налога. Здесь сумма налога будет зависеть не только от размера налогооблагаемого дохода, но и от определяемой этим доходом ставки налогообложения. В результате, богатые несут налоговое бремя в размере большем, чем бедные. Такой подход традиционен для социал-демократических воззрений и является содержанием налоговой теории, согласно которой налог есть средство уравнивания доходов.

Теоретической основой  прогрессивного налогообложения выступает категория дискреционного дохода, т. е. дохода, используемого по своему усмотрению. Дискреционный доход  представляет  собой разницу между общим (совокупным, валовым) доходом и тем доходом, который необходим ему для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Наличие этого дохода обусловлено необходимостью обеспечения самого факта существования, т. е. затраты субъекта объективно носят вынужденный характер (приобретение продуктов питания, содержание жилища, затраты на необходимую одежду и другие вещи первой необходимости). В принципе, такой доход вообще не должен быть объектом налогообложения, формируя категорию «необлагаемый минимум».

Таким образом, дискреционный  доход – это доход, превышающий тот размер денежных средств, который нужен субъекту для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. С  ростом  общего  дохода доля жизненно необходимых затрат в этом доходе уменьшается, доля же дискреционного дохода, используемого по собственному усмотрению, напротив, возрастает. Именно дискреционный, а не общий доход определяет истинную налоговую платежеспособность лица. И вполне логично, что чем выше доля дискреционного дохода, тем может быть выше размер налога. И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам налоги, принципы  равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Иначе говоря, богатые, как лица, обладающие большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя в большем размере, нежели бедные, обладающие низким дискреционным доходом и соответственно – низкими платежными возможностями. Принцип равенства налогообложения будет в данном случае выражен равной соразмерностью налогов платежным возможностям разных налогоплательщиков.

Применяется несколько  видов прогрессии: простая поразрядная прогрессия, простая  относительная прогрессия; сложная  прогрессия; скрытая система прогрессии.

При простой поразрядной  прогрессии налоговая база по мере своего возрастания разбивается  на определенные разряды, для каждого из которых устанавливаются свои ставки  в твердом размере (в абсолютной сумме).

Например, при  обложении налогом на транспортные средства грузовые автомобили делятся на 4 разряда : первый - грузоподъемностью    до 1 тонны включительно; второй - свыше 1 тонны по 1,5 тонны; третий свыше 1,5 по 5 тонн; четвертый - свыше 5 тонн. Для первого разряда установлен налог в размере 600 денежных единиц, для второго - в размере 900 денежных единиц, для третьего - в размере 1200 денежных единиц, для четвертого - в размере 1500 денежных единиц. Нетрудно заметить, что ставка налога возрастает от разряда к разряду на 300 денежных единиц.

Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога – достаточно определиться со своим налоговым разрядом, как эта сумма будет известна. Неудобством – значительная скачкообразность возрастания размера налога при переходе от одного разряда к другому, что приводит к нарушению принципа равенства при налогообложении. Так, при переходе от первого разряда ко второму ставка налога возрастает на одну треть.

В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема, т.к. нарушается принцип равенства при налогообложении.

При простой относительной  прогрессии налоговая база по мере своего возрастания также разбивается на определенные разряды. При этом для каждого разряда устанавливаются свои пропорциональные (процентные) ставки, которые увеличиваются в размере при переходе от низшего разряда к высшему. При этом повышенная ставка применяется ко всей налоговой базе.

Например, при доходе в 100 тыс. денежных единиц ставка налога составляет 10%, при доходе в 200 тыс. - 15%, при доходе 300 тыс. - 20% и   т.д, то есть чем выше доход, тем больше ставка налога. Если налогоплательщик получит налогооблагаемый доход в размере 70 тыс. денежных единиц, то он будет платить налог по ставке 10% (70000 х 10%), если же доход составит 120 тыс., то налог будет рассчитываться по ставке 15% (120000 х 15%) и т.д.

Удобством такого метода выступает относительная простота начисления налога – достаточно определить свой налоговый разряд и соответствующую этому разряду ставку налогообложения, которая применяется ко всей налоговой базе. Сглаживается и скачкообразность размера налога при переходе от одного разряда к другому, но все-таки она продолжает оставаться довольно значительной.

При сложной прогрессии налоговая база по мере своего возрастания также разбивается на определенные разряды с возрастанием ставки налога при переходе от низшего разряда к высшему. Но в отличие от простой поразрядной прогрессии, данная ставка применяется не ко всей налоговой базе, а лишь к той, которая охватывается соответствующим разрядом. Общая сумма налога определяется путем сложения сумм налогов, рассчитанных применительно к каждому разряду.

Так, если взять вышеприведенный пример, то при доходе в 120 тыс. денежных  единиц сумма налога будет рассчитываться по следующей схеме. Сначала будет определена сумма налога с налоговой базы, соответствующей первому разряду (100тыС. х 10%), что составит 10 тыс. Затем определяется сумма налога с налоговой базы, соответствующей второму разряду (120 тыс. - 100 тыс. х 15%), что составит 3 тыс. Затем обе суммы складываются (10 тыс. + 3 тыс.), что даст общую сумму налога в размере 13 тыс. денежных единиц.

При скрытой системе прогрессии увеличение размера налога при возрастании налоговой базы достигается не путем роста ставки налога, а посредством других способов: путем предоставления налоговых льгот низкооплачиваемым слоям населения, установления особого порядка вычетов из налогооблагаемой базы (большие вычеты для низких доходов, меньшие - для высоких). Например, в Японии, где прямые подоходные налоги с граждан весьма велики, у низко и среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% процентов его доходов.

При  регрессивном  налогообложении  налоговая ставка уменьшается по мере возрастания налоговой базы. Например, при доходе в 10 тыс. денежных единиц размер налога составляет 10 процентов, а при 10ходе 100 тыс. - 5 процентов. При таком подходе бедные несут налоговое бремя в размере большем, чем богатые, хотя сама сумма уплаченного ими налога в абсолютном выражении будет выше (в нашем примере бедный заплатит 1 тыс., а богатый - 5 тыс.).

В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж). Сами налогоплательщики, в качестве которых выступают продавцы товаров (работ, услуг), платят такие налоги по одинаковым ставкам (процентным или твердым). Но поскольку сумма налога в виде фискальной надбавки закладывается в цену товара, увеличивая эту цену, то фактическим носителем бремени данного налога выступают покупатели товаров. Товары покупают, естественно, и бедные, и богатые. Однако суммы, потраченные на приобретение товаров (особенно повседневного   спроса), занимают в доходах бедных большую долю по сравнению с доходами богатых. В результате имеет место ситуация, когда суммы, взимаемые продавцами с покупателей в счет уплаты косвенного налога, занимают в доходах лиц с незначительными доходами большую долю по сравнению с богатыми. Поэтому неслучайно К.Маркс назвал такие налоги, как прогрессивные налоги навыворот). Таким образом, регрессивность косвенных налогов проявляется не в отношении самих налогоплательщиков, а в отношении покупателей, выступающих носителями этих налогов.

Иногда метод налогообложения определяется как порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Такое определение метода налогообложения нельзя признать правильным, поскольку изменение ставки налога в зависимости от роста налоговой базы применяется лишь при прогрессивном и регрессивном налогообложении. При равном и пропорциональном налогообложении при росте налоговой базы ставка налога не меняется.

Следует иметь в виду, что налоговая система обычно основывается на применении различных  методов налогообложения. Так, одни налоги основываются на пропорциональном налогообложении, другие – на прогрессивном, причем используются различные виды прогрессии (чаще всего простая относительная и сложная прогрессии), третьи – на регрессивном. При этом государство, руководствуясь теми или иными соображениями экономического, политического и социального порядка, может переходить от одного метода налогообложения на другой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог, как экономическая и правовая категория, всегда выражал, выражает  и будет выражать обязательный платеж. Во-первых, установленный  государством в  принудительном  порядке  и  взимаемый,  во-вторых, в пользу этого государства: нет государства – не может быть и налога; любой обязательный платеж, не установленный государством и адресатом получения которого не выступает государство, не может быть признан налогом.

Налог, налогообложение  и налоговая деятельность государства – понятия, которые не могут существовать друг без друга. Налог порождает налогообложение, а налогообложение – это сердцевина налоговой деятельности государства.

Для  осуществления  этой  деятельности государство  использует методы налогообложения, такие как равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное  налогообложение. Так, одни налоги основываются на пропорциональном налогообложении, другие – на прогрессивном, причем  используются  различные  виды прогрессии (чаще всего простая  относительная  и  сложная  прогрессии), третьи – на регрессивном.  Выбор  метода  налогообложения зависит от  экономических, политических  и  социальных  порядков  в государстве.

Таким  образом, в ходе  изучения данной темы, поставленная мною цель  достигнута, а задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый  Кодекс РФ: часть первая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010 г.
  2. Байбородина В.Г., Домогальская И.М., Иванина В.А., Коваленко Е.Г. – Налоги  и налогообложение. Учебное пособие – Х.: 2010 г.
  3. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика. Учебник. 2010 г.
  4. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения – учебник М.: 2007 г.
  5. Романовский М.В., Врублевская О.В. – Налоги и налогообложение.5-е изд. Учебник – М.: 2006 г.
  6. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. Учебное пособие – Санкт-Петербург: Издательство «Европейский Дом»: 2002 г.
  7. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008 г.
  8. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. – Учебное пособие: 2009 г.
  9. Тарасов И.Т. Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. – 2003 г.
  10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России – М.: 2006 г.
  11. Перов А.В., Толкулин Л.В. Налоги и налогообложение – М.: Издательство «Юрайт» 2007 г.
  12. Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое право России. Курс лекций – М.: 2003 г.
  13. Ляпина Т.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. – Т.: 2010 г.
  14. Черкаев Д. Основные принципы системы налогообложения и сборов России – ПиЖ 2000 г. № 29
  15. Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2006 г.
  16. Барулин С.В. Теория и история налогообложения. М.: Экономист, 2006 г.
  17. Брызгалина  А. Налоги и налоговое право. Учебное пособие – М.: 2008 г.
  18. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2006 г.
  19. Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов . – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007 г.
  20. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА – М, 2009 г.

Информация о работе Налогообложение и налоговая деятельность государства