Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогообложения РФ.
Задачи:
1. рассмотреть принципы российской налоговой системы;
2. обозначить и проанализировать орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги;
3. рассмотреть порядок введения налога и способы его взимания.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретическая часть; Налогообложение и тенденции налоговой политики 4
1.1 Основы системы налогообложения в Российской Федерации 4
1.2 Организационные принципы российской налоговой системы 5
1.3 Порядок введения налога 8
1.4 Способы взимания налогов 9
Глава 2. Аналитическая часть: Налоговая политика в РФ 10
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики 10
2.2 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 14
2.3Перспективы развития налоговой системы 19
Глава 3. Практическая часть: Совершенствование налоговой системы РФ 23
3.1 Основные направления Совершенствования налоговой системы в современной России 23
3.2 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30

Файлы: 1 файл

Nalogooblozhenie_i_tendentsii_nalogovoy_politik.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс РФ. Принятый Государственной Думой Налоговый кодекс РФ (часть I) введен в действие с 1 января 1999 года и призван решать следующие важнейшие задачи:

  • построение стабильной, единой  для РФ налоговой системы с  правовым механизмом взаимодействия  всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты  закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;

• снижение общего налогового бремени (до 32,4% ВВП) и уменьшение числа налогов (до 28);

• формирование единой налоговой правовой базы;

• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Особо важными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу. В основе Налогового кодекса - принцип справедливости, означающий что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Согласно налоговому кодексу РФ, каждый из нас обязан  платит различные налоги: налог на имущество, налог на землю и т.д., поэтому выбранная мною тема является весьма актуальной.

Предметом исследования является налогообложение.

Объектом исследования будут являться налоги, виды налогов и их классификация по принципам.

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогообложения  РФ.

Задачи:

1. рассмотреть принципы российской  налоговой системы;

2. обозначить и проанализировать  орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги;

3. рассмотреть порядок введения  налога и способы его взимания.

 

 

 

 

 

1.Теоретическая часть; Налогообложение и тенденции налоговой политики

 

1.1 Основы системы налогообложения в Российской Федерации

 

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса  Российской Федерации «...под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»1.

Выделяются следующие основные функции налогов:

• фискальная;

• регулирующая;

• социальная.

Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью ее реализации на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, понятие более широкое, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Регулирующая функция позволяет  регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов  тесно связана с фискальной и регулирующей через условия взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большей сумме с обеспеченных слоев населения, при этом значительная его доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой  системе налоги недостаточно выполняют свою социальную функцию. Это прежде всего зависит от несовершенства налогового законодательства.

Наряду с названными основными  функциями налогов в экономической литературе встречаются и другие, дополнительные функции: ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан; ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости валового внутреннего продукта и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Выполнение налогами данных функций реализуется через основные функции налогов (фискальную, регулирующую, социальную). Решающее значение будет иметь разработка взаимосвязанной системы всех налогов с юридических лиц; соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы на имущество, налоговых ставок и механизмов их построения, определение объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в  соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом кодексе РФ:

• федеральные (на уровне РФ);

• региональные (на уровне субъекта РФ);

• местные (на уровне органа местного самоуправления). Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, налог с продаж, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги и сборы. Из местных  налогов для предприятий общеобязателен только один - земельный налог.

Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, в частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».

 

1.2 Организационные принципы российской налоговой системы

 

К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления. Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.

В настоящее время налоговой  системе России соответствуют следующие  организационные принципы:

1) принцип единства;

2) принцип подвижности (пластичности);

3) принцип стабильности;

4) принцип множественности налогов;

5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит что налог  и некоторые налоговые механизмы  могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система  должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В наиболее полном виде система принципов налогообложения представлена на рис. 1.1.

Рис.1.1.

 

Существующая налоговая система  включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Некоторые из них рассмотрим более подробно.

Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Субъект-налогоплательщик. По данному  признаку определяются следующие.

Налоги с физических лиц (налог  на доходы с физических лиц; налог  на имущество физических лиц; налог  на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; курортный сбор и др.).

Налоги с организаций (налог  на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

 По этому признаку налоги подразделяются на:

• Федеральные (общегосударственные) налоги - налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов  исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

• Региональные налоги (налоги республик  в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) - налог на имущество предприятий; налог на лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог с продаж, единый налог на вмененный доход.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики