Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогообложения РФ.
Задачи:
1. рассмотреть принципы российской налоговой системы;
2. обозначить и проанализировать орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги;
3. рассмотреть порядок введения налога и способы его взимания.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретическая часть; Налогообложение и тенденции налоговой политики 4
1.1 Основы системы налогообложения в Российской Федерации 4
1.2 Организационные принципы российской налоговой системы 5
1.3 Порядок введения налога 8
1.4 Способы взимания налогов 9
Глава 2. Аналитическая часть: Налоговая политика в РФ 10
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики 10
2.2 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 14
2.3Перспективы развития налоговой системы 19
Глава 3. Практическая часть: Совершенствование налоговой системы РФ 23
3.1 Основные направления Совершенствования налоговой системы в современной России 23
3.2 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30

Файлы: 1 файл

Nalogooblozhenie_i_tendentsii_nalogovoy_politik.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим, у предпринимателя  возникает чувство: а не погасил  ли он уже свой общественный долг? И  не сделал ли он это намного эффективнее, чем государство, претендующее на часть  его имущества в виде налогов? От решения этого вопроса зависит то, каким будет складываться равновесие в его отношениях с государством.

Поскольку государство диктует  рамки –налоговые, административные и иные, в которых существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на «механизм» уклонения от налогов.

В целом, с учетом сложности выявления  и количественного измерения "теневых" экономических процессов, их анализ должен основываться на регулярном сопоставлении и перепроверке информации, полученной из разных источников».

Таким образом, реально достижимая экономия на налогах оказывается  очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов, проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить бизнес.

Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством  налогов, нужно не только знать целевую  функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.

При этом важно принимать во внимание не только текущее состояние общества, но и динамику. Для решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство» наиболее привлекательным выглядит метод последовательных итераций, сфокусированных  на сокращении дистанции до выбранных целей. Главное – избегать резких действий и правильно выбирать индикаторы процесса.16

 

3.2 Проблемы и пути  совершенствования налогообложения  предприятий

 

Проводимая налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.

Сегодня в нашей стране создана  совершенно новая основа правового  регулирования налоговых отношений. Однако, как показывает анализ, в налоговом законодательстве России немало пробелов, противоречий и еще нерешенных проблем.

Главная проблема Налогового кодекса  РФ, как представляется, заключается  в том, что он не раскрывает комплексный  характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

В Кодексе нет упоминания о Конституции  РФ, т. е. , что к налоговым "властным" отношениям применяются конституционные  принципы и нормы. В нем, кроме  функций налоговых органов, подробно не определяется участие в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ. Между тем Правительство, согласно ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", разрабатывает и реализует налоговую политику.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:

вводимые налоги не подкрепляются  экономико - правовой аргументацией; нет  ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;

понятие цели налога как инструмента  финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения  финансирование социальных интересов гражданина осуществляется по остаточному методу;

- среди функций налогообложения  на первый план выходит фискальная: по ст. 8 НК РФ под налогом  понимается обязательный платеж  в форме денежных средств, отчуждаемых  в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований17

Фискальные интересы государства, ведомственные заботы ФНС РФ и  Минфина России в условиях острой нехватки средств для решения  социальных проблем привели к  тому, что действующее налоговое  законодательство сориентировано преимущественно на регулирование деятельности налоговых органов по обеспечению контроля собираемости налогов. Сказывается это в неравномерности развития налогового законодательства. Некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыскания налогов, развиваются активнее, чем другие. Быстро развиваются институты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время в сфере правового регулирования мер по защите налогоплательщика наметилось явное отставание

Такое положение делает неизбежным деятельность по совершенствованию  налоговой системы, ее реформирование, а также дальнейшее развитие правовой основы.

Если говорить о действующих  в России налогах, ставках и правилах начисления налоговой базы, то здесь  достигнут значительный прогресс. Недавно это подтвердили иностранные инвесторы, участвовавшие в работе Консультативного Совета по иностранным инвестициям. Они единодушно отметили, что налоговые ставки и базовые правила налогообложения в России достаточно комфортны, работать в таких условиях можно. Однако в области налогового администрирования, особенно в части налогового контроля и возмещения налога на добавленную стоимость, существует немало проблем, которыми необходимо заниматься.

В построении современной и  конкурентоспособной налоговой системы за последние годы сделано много: сокращено количество налогов и кардинально измененa их структура, отменены «оборотные» налоги и перераспределена налоговая нагрузка между отдельными секторами экономики. При этом на протяжении последних 5 лет налоговая нагрузка (выраженная в процентах от ВВП) последовательно снижается примерно по одному процентному пункту в год. Такой же темп ее снижения сохранится и в ближайшие три года.

Государство, снижая налоги, имеет  право строго требовать, чтобы эти налоги уплачивались полностью и своевременно. При этом налогоплательщики должны быть уверены в объективном и беспристрастном отношении со стороны налоговых органов, обеспеченном как четкостью правил налогообложения, так и соблюдением установленных законом процедур. Это — базовые принципы налогового администрирования, проблема совершенствования которого сегодня стоит очень остро, поскольку в Налоговом кодексе многие правила и процедуры, к сожалению, прописаны недостаточно четко. По этой причине конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами зачастую просто неизбежны Минфин вместе с Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой, депутатами Государственной Думы, а также, что очень важно, с представителями основных объединений бизнеса в рамках специальной рабочей группы подготовили соответствующий законопроект, который недавно принят в первом чтении. Разработчики проекта старались соблюсти в нем баланс интересов государства и налогоплательщиков, ликвидировать значительное число пробелов в законодательстве и внести поправки, уточняющие отдельные определения, руководствуясь двумя тезисами, высказанными Президентом России: прекратить налоговый терроризм и не разрушить эффективную систему налогового контроля.

Какие же плюсы имеет этот документ? Во – первых, значительно увеличены сроки представления документов, выполнения тех или иных процессуальных действий, сроки, в течение которых выполняется требование об уплате налога. Причем по большинству позиции сроки теперь будут исчисляться рабочими днями. Это снимает коллизии, когда идет длинная череда нерабочих дней, но сроки, в течение которых должны быть исполнены различные действия, не продлеваются. 

В законопроекте прописаны специальные  нормы по представлению документов, согласно которым налоговые органы не могут требовать их нотариального заверения — вполне достаточно, чтобы они были заверены в самой проверяемой организации. Теперь никакие документы не могут быть затребованы налоговыми органами повторно. Исключение из этого правила предусмотрено лишь в форс-мажорных ситуациях, когда, например, на территории налогового органа произошел пожар и документы погибли.

Ужесточается порядок назначения повторных проверок, проводимых вышестоящими налоговыми органами для контроля работы нижестоящих налоговых органов. Эта тема тоже беспокоит налогоплательщиков. И хотя таких проверок не так много (0,6% от общего числа проверок), полностью отказаться от них невозможно, учитывая, что и в налоговых органах бывает всякое, и не все инспекторы идеальны и беспристрастны. Законопроект резко повышает уровень принятия решения проверки, а для крупнейших налогоплательщиков допускает их проведение только по решению руководителя ФНС и только с санкции министра финансов.

К несомненным достоинствам документа  можно отнести то, как в нем решается вопрос об отсрочках и рассрочках. Сегодня на федеральном уровне отсрочки и рассрочки фактически не предоставляются из-за наличия бюджетных ограничений: они могут быть предоставлены только в рамках текущего календарного года и лишь в пределах суммы, предусмотренной на эти цели, законом о федеральном бюджете (в 2005 г. эта сумма составляла 1,5 млрд. руб.). Теперь снимаются оба ограничения. Со следующего года отсрочка по решению налоговых органов может предоставляться на срок до одного года, а по решению Правительства — на срок до трех лет. Облегчит налогоплательщикам жизнь и возможность представлять информацию в электронном виде. Сегодня ФНС уже обладает технической инфраструктурой, достаточной для этого. Переход на электронный документооборот упростит обработку информации и налоговый контроль. Налогоплательщики, представляющие информацию в электронном виде, тоже получат свои выгоды. Сократится бумажный документооборот, что высвободит значительные материальные и финансовые ресурсы.

В течение 2012 г. завершится пересмотр форм итоговых деклараций, которые сейчас вызывают много нареканий со стороны налогоплательщиков из-за большого количества информации, которую в них необходимо указывать. Налоговые декларации станут значительно компактнее. По НДС, возможно, работа завершится уже в этом году.

Конечно же, в работе с налогоплательщиками  должны быть серьезно изменены акценты. Недавно установлены стандарты  деятельности налоговых органов, они  уже опубликованы и вступили в  действие. Кроме того, сейчас обобщаются те показатели, на основании которых следует оценивать работу налоговых органон. Пока они еще не формализованы, но, думаю, одним из важных показателей будет количество жалоб и судебных исков, количество выигранных судебных дел. Пока статистика такова, что по налоговым спорам примерно 70% дел выигрывают истцы, в качестве которых выступают как налогоплательщики, так и налоговые органы. Число судебных процедур столь велико, что любые способы досудебного урегулирования споров должны только приветствоваться, а налоговые органы, доводя дело до суда, должны быть уверены в том, что имеют хорошие перспективы выиграть процесс.

Как мы видим, в последнее время  очень многое сделано для усовершенствования налогообложения предприятий в  области налогового законодательства, налогового администрирования. Но в то же время остается ряд проблем, которые предстоит решить.

 

 

 

Заключение

 

Исторически при рассмотрении вопросов налогообложения основное внимание уделялось непосредственно самим налогам, при этом все вопросы связанные с организацией сборов налогов  в лучшем случае являлись фоном для рассмотрения вопросов налогообложения.

На протяжении последних десятилетий  Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Налоговые отношения, формирующие финансовую основу современного государства, в значительной степени обусловливают экономическое повеление хозяйствующих субъектов и властных структур, воздействуя на экономическое и социальное развитие страны. Созданная в 1992 г., налоговая система России, претерпела за последние годы существенные изменения.

Сформированная в условиях глубокого  системного кризиса начала 90-х годов  прошлого века, налоговая система была призвана обеспечить мобилизацию в бюджет максимально большого объема ресурсов для обеспечения государственных функций и финансирования обширных социальных обязательств. Основными ее характеристиками в этот период являлись высокий с одной стороны налоговый пресс и чрезмерность налоговых санкций, наличие многообразных льгот и индивидуальных преференций - с другой, что привело к нарушению базового принципа равенства в налогообложении. Эти обстоятельства, осложненные нестабильностью налогового законодательства, послужили причинами того, что налоговая система стала тормозом на пути экономического развития.

 

ВЫВОДЫ:

1. Из-за несовершенства налогового законодательства налоги в российской налоговой системе выполняют свою социальную функцию в недостаточном объеме.

2. Создание устойчивой налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот соответствует интересам налогоплательщиков и всего государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики