Налогообложение и тенденции налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование системы налогообложения РФ.
Задачи:
1. рассмотреть принципы российской налоговой системы;
2. обозначить и проанализировать орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги;
3. рассмотреть порядок введения налога и способы его взимания.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретическая часть; Налогообложение и тенденции налоговой политики 4
1.1 Основы системы налогообложения в Российской Федерации 4
1.2 Организационные принципы российской налоговой системы 5
1.3 Порядок введения налога 8
1.4 Способы взимания налогов 9
Глава 2. Аналитическая часть: Налоговая политика в РФ 10
2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики 10
2.2 Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики 14
2.3Перспективы развития налоговой системы 19
Глава 3. Практическая часть: Совершенствование налоговой системы РФ 23
3.1 Основные направления Совершенствования налоговой системы в современной России 23
3.2 Проблемы и пути совершенствования налогообложения предприятий 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 1 30

Файлы: 1 файл

Nalogooblozhenie_i_tendentsii_nalogovoy_politik.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой региональных налогов  является то, что конкретные размеры  ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.

• Местные налоги - налог на имущество физических лиц, земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования, налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах.

Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.

 

1.3 Порядок введения налога

 

По данному признаку можно выделить: общеобязательные все федеральные налоги, налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Общеобязательные налоги устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации  и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.

Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на:

закрепленные налоги, непосредственно  и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также во внебюджетный фонд;

регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например: налог на прибыль с предприятий и организаций и налог на доходы с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов Федерации

Целевая направленность. В соответствии с этим признаком можно выделить налоги абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы, сборы на содержание милиции, сборы на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

Элементы налога.

Каждый налог содержит следующие  элементы:

субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта, например, земельный налог, подоходный налог;

источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

единица обложения - единица измерения объекта (по налогу на доходы - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр);

налоговая ставка представляет собой  величину налога на единицу обложения;

налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;

налоговые льготы - полное или частичное  освобождение от налогов субъекта в  соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

 

1.4 Способы взимания налогов

 

 В налоговой практике существуют  три способа взимания налогов:

1) кадастровый;

2) изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);

3) изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предполагает использование  кадастра.

Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц.

Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аналитическая часть: Налоговая политика в РФ

 

2.2 Налоговая политика в условиях рыночной экономики

 

В современных условиях налоговая  политика государства нужна, чтобы  обеспечивать рост рентабельности и  снижение затрат, накопление финансовых ресурсов для инвестиций в целях  реализации необходимых структурных  изменений в экономике. Налоговая политика должна создавать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Наконец, ей принадлежит гарантировать социальную устойчивость и решение наиболее важных социальных задач, формировать достаточные централизованные фонды финансовых ресурсов (государственного бюджета и других) для реализации общегосударственных социально-экономических программ развития. 2

Н.В. Миляков выделяет две модели рыночной экономики3, классифицируя их по исторически-эволюционному формированию. Первая – либеральная модель, которую характеризуют:

Незначительное вмешательство  государства в хозяйственные  процессы; широкая свобода хозяйствующих  субъектов

Узкий государственный сектор экономики

Минимальное участие государства  в решении социальных задач

Такая модель сложилась в США, Великобритании, Франции и др.

Вторая – социально ориентированная  модель, отличительные особенности  которой:

Большая степень государственного регулирования

Значительный государственный  сектор

Масштабное финансирование из бюджета социальных программ

Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и  др.

Выбор той или иной модели рынка  определяет налоговое бремя производства. Либеральная модель позволяет государству  взимать минимум налогов, а социально  ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Макроэкономическая политика современного государства, как правило, основывается на базовой экономической теории. Развитие экономической системы  приводит к постоянной смене экономических концепций, лежащих в основе экономической политики государства. Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Именно выполнением этой комплексной функции характеризуются системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия и др.). При этом реализуется принцип адекватности налоговых систем. Он состоит в том, что формы и методы налогообложения должны быть динамичны и соответствовать конкретным условиям формирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма.

Через налоговую политику государство  реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития. Опыт США, Японии, ФРГ и других развитых стран свидетельствует, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Стимулирование приоритетных направлений развития через налоговый механизм, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Через это прошли такие страны, как Япония, Тайвань, Республика Корея и другие страны. Эта политика активно применяется в Китае.

Большое значение имеет переход  к возмездной (компенсационной) концепции  налогов. В ее основе лежит рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Благодаря  этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте оказываемых услуг, их адекватности величине налогов (охрана личности и бизнеса, организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития, формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационной основы развития, качества жизни и решения комплекса социальных задач и т.п.). Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства за реализацию его регулирующих функций. 4

Требуется также более полный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночной экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится снижение налогового бремени, возлагаемого прежде всего на юридических лиц, т.е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцируемому налогообложению прибыли, в зависимости от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспечении экономического роста.

Немаловажен и переход от пассивно-конфискационной организации налогообложения к активно-стимулирующей через изменение порядка формирования налогооблагаемой базы и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от источников прибыли (например, применение нулевой ставки к прибыли, полученной в данном году за счет снижения себестоимости продукции, что создает стимулы экономить ресурсы, используемые в производстве).

В начале своего формирования на рубеже 1980-1990-х годов налоговая система  России впитала в себя весь накопленный  западными налоговыми системами опыт налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности. Постепенно, а с началом налоговой реформы – достаточно решительно, многие инструменты налогового стимулирования были ликвидированы. С началом разработки и принятия второй части Налогового кодекса РФ был взят курс на преимущественное использование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговая ставка. В этот период ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%, ставка по НДС – с 20 до 18%, по ЕСН – с 36,5% дог 26%. Существенной корректировке в сторону уменьшения были подвергнуты и ставки единого налога для организаций малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах.

Для обеспечения процесса постоянного  поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительства каждой страны используют арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. В послевоенной истории действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Первая из них – «либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Информация о работе Налогообложение и тенденции налоговой политики