Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц

5
5

8
16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
2.1 Анализ состава и структуры
2.2 Динамика налоговых поступлений
19
19
19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
3.2 Совершенствование налогообложения имущества физических лиц
3.3 Изменения по налогу на имущество физических лиц в 2015 году
21

21
24
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.Т.Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени  М.Т.Калашникова»)

Факультет «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Налоги и налоговая проверка»

на тему: «Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

cтудент гр. Б05-521-2

Е.А.Симакова

Проверил:

Старший преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Н.Глухова


 

 

Ижевск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

1.2 Порядок исчисления и уплаты налога

1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц

 

5

5

 

8

16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

2.1 Анализ состава и структуры

2.2 Динамика налоговых поступлений

19

19

19

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц

3.2 Совершенствование налогообложения имущества физических лиц

3.3 Изменения по налогу на имущество физических лиц в 2015 году

21

 

21

24

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

37


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
  2. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

1.1 Сущность и  основные положения налога на имущество физических лиц

Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации в соответствии с ФЗ в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Этим законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц:

    1. жилой дом;
    2. квартира;
    3. комната;
    4. дача;
    5. гараж;
    6. иное строение, помещение и сооружение;
    7. доля в праве общей собственности на имущество.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ / БТИ).

В настоящее время налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

 

1.2 Порядок исчисления и уплаты налога

Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.

При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый орган по месту жительства налогоплательщика обязан его принять и вручить налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:

    1. до 300 тыс. рублей - не выше 0,1 %;
    2. от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 % до 0,3 %;
    3. свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 % до 2,0 %.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

С 1 января 2010 г. ставки дифференцируются только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не могут.

Зачастую в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/ или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Таким образом, особенность исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования и его инвентаризационной стоимости.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми ой собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться ва, находящегося в общей долевой собственности или общрганами исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (всего жилого дома, всей квартиры и т.д.) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости всего объекта.

Имеются ситуации, когда на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности.

В таком случае налоговыми органами исчисляется сумма налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

При переходе права собственности на строения, помещения или сооружения в течение года одним гражданином – плательщиком налогов в пользу другого (купля-продажа, мена, дарение), налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение до момента его отчуждения.

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование