Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:32, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц
5
5
8
16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
2.1 Анализ состава и структуры
2.2 Динамика налоговых поступлений
19
19
19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
3.2 Совершенствование налогообложения имущества физических лиц
3.3 Изменения по налогу на имущество физических лиц в 2015 году
21
21
24
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.1. Анализ состава и структуры
Все граждане РФ являются плательщиками налога на имущество физических лиц, в случае если в их собственности имеется недвижимость, а именно – дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. От исполнения данной обязанности освобождаются лишь лица, имеющие специальные льготы или прямо указанные в налоговом законодательстве. Исчисление суммы налога осуществляется на основании сведений о суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, при этом ставки для объектов налогообложения устанавливаются в соответствии с положением о местных налогах. Собираемость местных налогов обеспечивает формирование финансовой базы местных органов самоуправления, которая в свою очередь предназначена на решение основных социально-экономических проблем населения.
2.2. Динамика налоговых поступлений
Рисунок 1. Рост поступлений налога на имущество физических лиц в бюджеты
В целом по Удмуртии за период с 2012 и 2014 гг. отмечается рост поступления налога на имущество физических лиц в бюджеты (рис. 1).
Налог на имущество физических лиц имеет незначительные показания. Его доля в бюджете очень мала, что во многом связано с проблемами учета и оценки недвижимого имущества. Таким образом, бюджет теряет миллиарды налоговых поступлений от такого вида неучтенного имущества. Важное значение здесь имеет желание и настойчивость местных властей проинвентаризировать это имущество. Так большая часть не стоящей на налоговом учете недвижимости образовалась, когда гражданам разрешили регистрировать дачные участки и строения по упрощенной схеме без определения их инвентаризационной стоимости, а значит, и без возможности рассчитать ставку налога. В то время налогоплательщикам были предложены два варианта: провести оценку своей недвижимости самостоятельно или дождаться, когда оценку проведут налоговые органы. В первом случае все расходы по оценке нужно было оплатить самим гражданам, во втором расходы понесли бы местные бюджеты. Так как большинство налогоплательщиков предпочли второй вариант, что повлекло за собой отсутствие информации об инвентаризационной стоимости объектов, актуальной для прошлых периодов, то сумму налога и санкций за несвоевременную уплату рассчитать было невозможно в связи с отсутствием налоговой базы.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Проблемы налогообложения имущества физических лиц
Система налогообложения имущества является неотъемлемой составной частью российской налоговой системы.
В настоящее время система имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно и точно отражена в приказе Министерства финансов РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н « Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации». Согласно этому закону, к налогам на имущество относятся:
1) налог на имущество организаций
2) налог на имущество физических лиц;
3) транспортный налог;
4) земельный налог;
Исторически налоги на имущество (в первую очередь на земельную собственность) предшествовали подоходным налогам. В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века, но предпосылки его развития появились еще ранее.
Налоги на имущество были одной из первых форм изъятия средств, в виде обязательных платежей. Причин тому было несколько. Главная из них состояла в том, что в те времена имущество (движимое и недвижимое, в том числе и земля) было единственным объектом, который мог подвергнуться воздействию со стороны государства.
Несмотря на длительное существование имущественных налогов и их достоинства, нельзя не заметить и недостатки данных налогов.
Современная актуальность проблем развития налогообложения имущества обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества (недвижимости) в целях обеспечения не только фискальной составляющей налоговых процессов, но возможности их регулирующего воздействия на развитие экономики регионов и поселений.
Недостаточная роль имущественных налогов в доходах бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов во многом объясняется отсутствием единых подходов к организации систем учета и оценки объектов имущества, отсутствием эффективной системы контроля над правильностью исчисления и уплаты имущественных налогов.
в российской системе налогообложения имущества неоправданно низкая степень реализации фискального потенциала имущества, в частности по следующим причинам:
1) использование в качестве
2) разобщенность органов и
3) слабое внедрение
Таким образом, для решения названных вопросов требуется всестороннее исследование особенностей российской системы налогообложения имущества и разработка научно обоснованных предложений по её совершенствованию.
Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в ближайшее время должен быть окончательно доработан и введён в действие налог на недвижимое имущество.
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в Российской Федерации должна быть завершена Минэкономразвития России в 2012 году.
При этом сроки введения налога на недвижимость напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы - кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В рамках подготовки поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" предлагается на первом этапе в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
3.2. Совершенствование
В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество устанавливается кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.
Как показывают предварительные расчеты, при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.
Стандартный налоговый вычет предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.
Социальный налоговый вычет предлагается предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; инвалидам I и II групп инвалидности; ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также ветеранам и инвалидам боевых действий; пенсионерам и иным социально не защищенным категориям граждан) в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом и дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров соответствующего объекта, а в отношении земельного участка - на величину кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров площади земельного участка.
Налоговый вычет должен предоставляться в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика.
При этом в рамках налога на недвижимость будет введено повышенное налогообложение недвижимого имущества физических лиц с высокой кадастровой стоимостью.
Для решения проблем в налогообложении имущества, можно внести ряд предложений, позволяющих их минимизировать или устранить.
1. Реформирование сферы
В настоящее время в сфере государственного учета, государственной регистрации прав и оценки недвижимости действуют два основных участника - это Ростреестр и организации технический инвентаризации (БТИ). Если Ростреестр выступает федеральным органом исполнительной власти, подчиненным Министерству экономического развития РФ, то организации технической инвентаризации на текущий момент являются коммерческими юридическими лицами с организационно-правовой формой в виде государственного унитарного предприятия.
Необходимо исключить участие как первичного звена коммерческих юридических лиц в процессе оценки недвижимости, результаты которой используются для государственных целей, в том числе для целей налогообложения. В связи с этим выдвинуто и обосновано предложение о целесообразности реформирования Ростреестра и организаций технической инвентаризации путем их объединения и создания на этой основе единого государственного органа (Федеральной службы по государственной регистрации и оценке), ответственного за государственный учет, государственную регистрацию прав и государственную оценку имущества.
При этом полномочия нового органа предлагается расширить и включить в его компетенцию не только проведение обязательных (общественно значимых) процедур в отношении недвижимого имущества (кадастровый учет и кадастровая оценка), но и осуществление инициативных процедур по заявлениям налогоплательщиков. В рамках инициативных процедур, сопровождаемых уплатой соответствующей государственной пошлины, налогоплательщики в преобладающем числе случаев будут обращаться в новый орган за оценкой движимого и недвижимого имущества при совершении различных видов сделок, поскольку сторонам сделки необходимо ориентироваться на объективные показатели в отношении стоимости предмета сделки.
Что касается перспектив введения в России института обжалования результатов государственной (кадастровой) оценки имущества, то наличие данного института существенным образом усилило бы реализацию принципов справедливости в налогообложении. Для целей обжалования апелляционные комиссии должны создаваться непосредственно в структуре Ростреестра (после слияния Ростреестра и организаций технической инвентаризации - в структуре Федеральной службы по государственной регистрации и оценке) .
При несогласии с решением апелляционной комиссии налогоплательщик вправе обжаловать результаты официальной кадастровой оценки в суд. Полагаем, что следует ввести обязательный досудебный порядок обжалования со сроком рассмотрения жалобы не более двух месяцев с одновременной приостановкой применения к налогоплательщику обжалуемых результатов кадастровой оценки на весь период досудебного обжалования.
2. Новая система налогообложения транспортных средств.
Новая система налогообложения транспортных средств формируется на принципе налогообложения транспортных средств исходя из их стоимости.
Новыми характеристиками транспортного средства предлагаются для первого (компенсационного) варианта - масса транспортного средства, а для второго варианта, основанного на принципе налогообложения накопленного имущества, - стоимость транспортного средства.
Это предложение обосновывается следующими причинами:
1) отход от мощности и переход
на стоимость обусловлен тем,
что мощность не является
2) стоимость, являющаяся экономической характеристикой, способной учесть все необходимые для целей налогообложения характеристики транспортного средства, объективно отражает уровень качества автомобиля и имущественное состояние его владельца, что позволяет наиболее объективно дифференцировать налоговую нагрузку, возлагаемую на разные категории транспортных средств с учетом платежеспособности их владельца;
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование