Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:32, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога
1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц
5
5
8
16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
2.1 Анализ состава и структуры
2.2 Динамика налоговых поступлений
19
19
19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
3.2 Совершенствование налогообложения имущества физических лиц
3.3 Изменения по налогу на имущество физических лиц в 2015 году
21
21
24
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3) стоимость достаточно легко
установить из договора купли-
4) при использовании стоимости не возникает необходимости ни в установлении прогрессивной налоговой шкалы, ни в разработке и обосновании разрядов налоговой прогрессии, поскольку даже единая адвалорная ставка (например, в размере 1,0 % ) способна учесть имеющиеся различия в стоимости транспортных средств разных уровней комфортности и обеспечить более объективную дифференциацию налоговой нагрузки с возложением основного налогового бремени на владельцев дорогостоящих автомобилей.
3. Совершенствование налога на имущество организаций: предложено отказаться от использования бухгалтерского понятия «объекты основных средств» в составе объекта налога с одновременным переходом на развернутый закрытый перечень облагаемых объектов имущества.
В системе налога на имущество организаций особо спорной является проблема, связанная с моментом признания того или иного актива объектом основных средств. Так, у российских организаций и иностранных организаций, ведущих в России деятельность через постоянное представительство, объектами, облагаемыми налогом на имущество организаций, признаются объекты движимого и недвижимого имущества, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 и 2 ст. 374 НК РФ). Между тем практика показывает, что налогоплательщики не всегда стремятся своевременно признавать в бухгалтерском учете тот или иной объект имущества, фактически эксплуатируемый в хозяйственной деятельности, в качестве объекта основных средств, прежде всего в целях неуплаты налога на имущество организаций.
Анализ признаков, предусмотренных порядком признания актива объектом основных средств для целей ведения бухгалтерского учета, показывает, что все признаки содержат в себе субъективную оценку относительно способностей и предназначения актива. В связи с этим методика признания и учета актива в качестве объекта основных средств, используемая в сфере ведения бухгалтерского учета, не способна отражать строгость и однозначность факторов, необходимых для целей налогообложения имущества организаций.
С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнится новой главой 32 под названием «Налог на имущество физических лиц», а закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» утратит силу. Эти поправки будут внесены Федеральным законом 04.10.14 № 284-ФЗ. Изменения коснутся любого собственника, например, квартиры или гаража.
Налог на имущество физических лиц существует и сейчас. Вопросы его начисления и уплаты регулируются законом РФ от 09.12.91 № 2003-1«О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Этим налогом облагается недвижимость, которая находится в собственности физических лиц (например, квартиры, жилые дома и дачи). Налоговая база для расчета этого налога определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п. 2 ст. 5 Закона 2003-1).
Однако с 1 января 2015 года Закон № 2003-1 отменяется, и начинает действовать новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, стал переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость, как правило, максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная же стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.
Налог на имущество — местный налог, который будет регулироваться не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налоговики на местах будут рассчитывать сумму налога и направлять собственникам имущества уведомления об уплате.
Для введения налога каждый субъект РФ
должен будет:
1) определить порядок определения кадастровой
стоимости имущества;
2) установить единую дату, с которой на территории
субъекта РФ налоговая база по налогу будет
определяться исходя из кадастровой стоимости.
До осуществления этих процедур для расчета налога будет применяться действующий сейчас порядок. То есть налог будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости имущества (ст. 402 НК РФ).
При этом необходимо учитывать, что субъекты РФ вправе ввести новый порядок расчета налога уже с 1 января 2015 года. Однако для этого они должны принять и опубликовать соответствующий региональный закон не позднее 1 декабря 2014 года.
Налог будет начисляться на перечисленное ниже имущество (ст. 401 НК РФ):
жилой дом;
жилое помещение (квартира, комната);
гараж,
единый недвижимый комплекс;
объект незавершенного строительства;
иные здание, строение, сооружение, помещение.
При этом законодатель установил, что жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства будут относиться к жилым домам.
В действующем перечне объектов налогообложения
не упоминаются, машино-места, объекты
незавершенного строительства и единые
недвижимые комплексы (ст. 2 Закона № 2003-1). То есть перечень
Налоговая база по налогу будет определяться в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости. Однако новой главой НК РФ предусмотрены налоговые вычеты. По сути, они представляют из себя значения, на которые уменьшается кадастровая стоимость имущества (ст. 403 НК РФ). Эти значения представлены в таблице.
Уменьшение кадастровой стоимости при расчете налоговой базы (налоговые вычеты)
Объект недвижимости |
Уменьшение кадастровой стоимости |
Квартира |
Уменьшается на величину кадастровой стоимости 20-ти кв. метров общей площади этой квартиры. |
Комната |
Уменьшается на величину кадастровой стоимости 10-ти кв. метров площади этой комнаты. |
Жилой дом |
Уменьшается на величину кадастровой стоимости 50-ти кв. метров общей площади этого жилого дома. |
Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение. |
Уменьшается на один миллион рублей. |
Пример
Предположим, что кадастровая стоимость
квартиры составляет 3 330 000 рублей. Кадастровая
стоимость квадратного метра данной квартиры —
58 421 рубль. В таком случае размер налогового
вычета составит 1 168 420 руб. (58 421 руб. × 20).
В результате налоговая база будет равняться
2 161 580 руб. (3 330 000 руб. – 1 168 420 руб.).
Размер обозначенных налоговых вычетов может увеличиваться местными властями. В результате увеличения вычетов налоговая база может принимать даже нулевое значение.
Новой статьей 406 НК РФ определены налоговые ставки по налогу на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости:
Пример
Если кадастровая стоимость квартиры
составляет 3 330 000 рублей, кадастровая стоимость
квадратного метра данной квартиры — 58
421 рубль, а налоговая база после использования
вычета —2 161 580 рублей, сумма налога к уплате
составит 2 161,58 руб. (2 161 580 руб. × 0,1 %).
При этом муниципальные образования вправе
изменять ставку 0,1%, установленную для квартир,
домов и гаражей. Местные власти могут
повысить данную ставку, но не более, чем
в три раза, или понизить ее до нулевого
значения.
Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от:
кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта;
вида объекта;
места его нахождения;
видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Законодатель сохранил налоговые льготы по налогу на имущество физлиц (ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона № 2003-1). Так, по-прежнему, не будут уплачивать имущественный налог инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства. Заметим, что налоговая льгота представляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Для получения льготы потребуется до 1 ноября уведомить налоговый орган об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Если собственник не направит в инспекцию такое уведомление, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.
Налог потребуется уплачивать в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Учитывая, что налоговым периодом является календарный год, то в тех субъектах, где налог начнет действовать с 1 января 2015 года, впервые уплатить налог, рассчитанный по новым правилам, потребуется не позднее 1 октября 2016 года.
Установлено, что начиная с 1 января 2020 года, налоговая
база по налогу на имущество физических
лиц будет исчисляться на всей территории
РФ только исходя из кадастровой стоимости.
Законодатель также ввел норму, которая
не должна допустить резкого увеличения
налоговой нагрузки.
Если сумма налога, рассчитанная «по-новому» окажется выше суммы налога, рассчитанной «по-старому», то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться по следующей формуле:
Н = (Н1 — Н2) x К + Н2
Н — сумма налога к уплате;
Н1 — сумма налога, рассчитанная «по-новому» (то есть из кадастровой стоимости);
Н2 —сумма налога, рассчитанная «по-старому» (то есть из инвентаризационной стоимости);
К — понижающий коэффициент.
Коэффициент составит:
0,2 — первый год;
0,4 — второго год;
0,6 — третий год;
0,8 — четвертый год.
На пятый год, после того, как в регионе будет введен новый порядок расчета, налог будет исчисляться так, как было описано в приведенных выше примерах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Принципы налогообложения - это равномерность и определенность.
Одним из существенных элементов закона о налоге и правовой конструкции любого налога является объект налогообложения. Именно он служит основой для разделения налогов на различные виды. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз.
Объектами налогообложения физических лиц могут являться имущество, прибыль, доход, либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и борах связывает обязанности по уплате налога.
Предмет налога - это объекты материального мира, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Предмет налогообложения определяется, как правило, в качестве реальной вещи (автомобиль, квартира, земля), в отношении которой совершается гражданско-правовая сделка, что влечет появление объекта налогообложения, либо наличие предмета в собственности само по себе является объектом налогообложения.
Налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы Российской Федерации. Налог на имущество, транспортный налог, земельный налог затрагивают внимание, как государства, так и его граждан. Поэтому, проводя мероприятия по их реформированию необходимо учитывать интересы обеих сторон. Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и, исходя из имеющихся возможностей, изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.
Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц и его совершенствование