Налогообложение малого бизнеса в Российской федерации и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование налогообложения предприятий малого бизнеса в Российской Федерации и путей его совершенствования.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать требования, предъявляемые к специальным режимам налогообложения и уточнить принципы построения этих систем;
- уточнить взаимосвязь понятия малого предпринимательства и критериев его определения для целей налогообложения;
- проанализировать состояние налогообложения малого предпринимательства в России, выявить основные тенденции, наметившиеся в связи с применением специальных налоговых режимов;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению малого бизнеса…….….6
Малый бизнес, понятие, сущность и его роль в рыночной экономике…...6
1.2 Количество зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации…………………………………………………………………………9
Режимы налогообложения для малого бизнеса……………………………14
1.4 Ограничения для применения специальных режимов налогообложения………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………...……………………....34
Список использованной литературы………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая р.(исправленная).docx

— 106.96 Кб (Скачать файл)

 

1 исходя из численности населения на 1 января 2012 г.

Во всех федеральных округах отмечается рост количества малых предприятий как в абсолютных значениях, так и в пересчете на 100 тыс. жителей. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 22,5% или 462,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном федеральном округе (на 14,0% или 185,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 13,3% или 169,0 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В Приволжском федеральном округе число малых предприятий выросло на 6,7% или 77,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей, в Уральском федеральном округе – на 5,8% или 75,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей, в Северо-Кавказском федеральном округе – на 5,7% или 25,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей.

В Южном  федеральном округе и Центральном  федеральном округе число малых  предприятий выросло в меньшей  степени, – на 3,1% и 2,4% соответственно.

 

 

Таблица 3

Распределение регионов по группам с различной  динамикой

количества  зарегистрированных малых предприятий  на 100 тыс. жителей за период с 1 января 2012 г. по 1 января 2013 г.

 

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

    Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 100 ед.)

1

Среднее сокращение (от 30 до 100 ед.)

7

Небольшое сокращение (от 0,1 до 30 ед.)

6

Небольшое увеличение (от 0,1 до 100 ед.)

30

Среднее увеличение (от 100 до 300 ед.)

27

Сильное увеличение (свыше 300 ед.)

12


 

На 1 января 2013 г. по сравнению с 1 января 2012 г. количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. человек населения выросло  в 69 регионах.

Наиболее  значительный рост показателя отмечен  в г. Санкт-Петербурге (на 932,1 ед.), Красноярском крае (на 538,7 ед.), Калининградской (на 531,5 ед.) и Тверской (на 509,0 ед.) областях, Чукотском АО (на 467,3 ед.), Томской  области (на 461,3 ед.), Республике Хакасия (на 375,1 ед.), Магаданской области (на 371,1 ед.), Хабаровском крае (на 360,9 ед.), Пензенской (на 336,8 ед.) и Ленинградской (на 330,7 ед.) областях и Ненецком АО (на 307,7 ед.).

Значительно количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. жителей выросло  в Республике Саха (Якутия) (на 266,0 ед.), Тульской (на 233,2 ед.), Амурской (на 231,0 ед.) и Белгородской (на 214,4 ед.) областях, Алтайском крае (на 183,1 ед.), Псковской (на 180,3 ед.) и Архангельской (на 177,2 ед.) областях, Республике Северной Осетия-Алания (на 176,2 ед.), Саратовской (на 175,1 ед.) и  Кировской (на 175,0 ед.) областях.

Количество  малых предприятий за прошедший  год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть (на 25,6%), т.е. минус 165,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей.

В расчете  на 100 тыс. жителей количество малых  предприятий сократилось также  во Владимирской (на 95,1 ед.), Новосибирской (на 90,3 ед.) и Нижегородской (на 84,6 ед.) областях, г. Москве (на 91,7ед.), Пермском крае (на 82,8 ед.), Чеченской Республике (на 60,6 ед.), Воронежской области (на 31,8 ед.), Ставропольском крае (на 24,2 ед.), Ямало-Ненецком АО (на 23,0 ед.), Удмуртской (на 23,0 ед.) и Чувашской (на 13,7 ед.) республиках, Краснодарском крае (на 6,4 ед.) и Республике Тыва (на 4,2 ед.).

 

Таблица 4

Среднесписочная численность занятых на малых  предприятиях  
по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г.

 

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП  
в общей среднесписочной 
численности занятых

 

тыс.чел

 

в % к 2011 г.

 

       %

 

изменение

относительно  2011 г., п.п.

РФ

10 481, 1

100,6

22,6

0,16

Центральный ФО

3 096,7

97,8

23,3

-0,46

Северо-Западный ФО

1 248,3

99,7

24,6

-0,04

Южный ФО

841,1

100,5

22,4

0,28

Северо-Кавказский ФО

289,1

105,9

17,3

0,97

Приволжский ФО

2 301,9

103,0

23,7

0,83

Уральский ФО

918,2

101,0

20,4

0,18

Сибирский ФО

1 333,0

101,8

21,8

0,33

Дальневосточный ФО

452,7

102,6

20,2

0,29


1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

По итогам 2012 года среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях (без учета внешних  совместителей и работающих по договорам  гражданско-правового характера) в  целом по стране выросла на 0,6% по сравнению с показателем прошлого года и составила 10 481,1 тыс. человек. Удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых за этот период увеличился на 0,6 п.п. и составил 22,6%.

Количество занятых на малых  предприятиях выросло в большинстве  федеральных округов. Наибольший рост отмечен в Северо-Кавказском федеральном  округе (на 5,9%) и Приволжском федеральном  округе (на 3,0%). При этом доля работников малых предприятий в общей  среднесписочной численности занятых  в рассматриваемых округах выросла  на 1,0 п.п. и 0,8 п.п. соответственно. В меньшей степени показатель вырос в Дальневосточном федеральном округе (на 2,6%), Сибирском федеральном округе (на 1,8%) и Уральском федеральном округе (на 1,0%), а также в Южном федеральном округе (на 0,5%).

В двух федеральных округах напротив, среднесписочная численность занятых  на малых предприятиях сократилась: в Северо-Западном федеральном округе – на 0,3%, в Центральном федеральном  округе – на 2,2%.

По итогам 2012 года по сравнению  с 2011 годом в целом по стране наблюдался рост основных показателей развития малого предпринимательства:  количества малых предприятий, среднесписочной  численности занятых на малых  предприятиях.

Динамика основных показателей  деятельности малых предприятий  в целом по Российской Федерации  в 2008-2012 гг. (Приложение 1).

На 1 января 2013 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по России увеличилось по сравнению  с 1 января 2012 года на 8,7%, среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий  в общей среднесписочной численности  занятых достиг уровня 22,6%.

 

1.3 Режимы налогообложения для малого бизнеса

Выбор режима налогообложения для малого бизнеса  — ЕНВД, ЕСХН, УСН, УСН на основе патента (или патентная система налогообложения  с 2013 года),оказывает большое влияние на выбор некоторых видов предпринимательской деятельности.

Для малого предпринимательства выбор системы  налогообложения обусловлен, кроме  того размером доходов  от предпринимательской  деятельности и численностью работников , участвующих в деятельности малого бизнеса.

 Также  необходимо учесть, что ведение  налогового и  бухгалтерского  учета обязательно в большинстве  режимов налогообложения. Поэтому  надо учесть затраты на бухгалтерское  обслуживание  вновь создаваемого  юридического лица или индивидуального  предпринимателя.

 Кроме  того, надо учесть стоимость основных  средств, так как некоторые  режимы налогообложения имеют  ограничения по стоимости материальных  и нематериальных активов.

 Для  оценки налоговой базы уплачиваемых  налогов и сборов надо провести  расчет доходов и расходов  и определить доля расходов  от совокупного дохода вновь  создаваемого бизнеса.[9]

 И,  наконец, не надо забывать о  налоге на добавленную стоимость  (НДС), так как многие крупные  организации  не работают  с  малым бизнесом, который при некоторых  специальных налоговых режимах  не является плательщиком НДС.

Система налогообложения – довольно сложная  и многогранная структура, адаптированная практически под каждый вид предпринимательства.[15]

Итак, по порядку рассмотрим основные преимущества всех вариантов, и какую роль играет применение специальных режимов налогообложения для малого бизнеса.

Все специальные  налоговые режимы имеют установленные  законодательством условия и  ограничения их применения.

Перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), равно как выбрать объект налогообложения, Вы можете добровольно. Конечно, если соблюдаются установленные  статьей 346.12 Налогового кодекса ограничения.

Основными ограничениями, не позволяющими применять  УСН, являются:

- размер  дохода по итогам 9 месяцев того  года, в котором организация подает  заявление о переходе на УСН,  не должен превышать 45 млн.  руб.;

- размер  дохода за календарный год  в период применения УСН не  должен превышать 60 млн. руб. (с  2010 года и по 2013 год включительно);

- средняя  численность работников не более  100 человек;

- стоимость  имущества не более 100 млн. руб.

Для перехода на УСН необходимо в обязательном порядке представить в налоговый  орган заявление.[11]

Если  налогоплательщик изъявляет желание  перейти на УСН, то заявление о  переходе представляется в адрес  налогового органа в течении пяти рабочих дней с даты постановки на учет в качестве ИП. Заявление имеет свою форму № 26.2-1, утвержденную Приказом ФНС РФ от 13.04.2010г. №ММВ-7-3/182@

Порядок подачи заявления подробно отражен  в статье 346.13 Налогового кодекса.

 

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя  не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят  на упрощенную систему налогообложения.

Вновь созданная  организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса.

 

Применение  УСН позволяет не уплачивать следующие  налоги:

Для организаций:

Для индивидуальных предпринимателей:

- налог на прибыль организаций

- налог на имущество  организаций

- налог на доходы физических лиц

- налог на имущество  физических лиц

- налог на добавленную стоимость  (кроме налога, уплачиваемого при  ввозе товаров на таможенную  территорию РФ и налога, уплачиваемого  в соответствии с договором  простого товарищества (договором  о совместной деятельности)


 

Уплата  всех этих налогов заменяется уплатой  одного налога, рассчитываемого с  суммы доходов либо с суммы  доходов за вычетом расходов.

Однако  следует уточнить, что индивидуальные предприниматели освобождаются  от НДФЛ и налога на имущество только в отношении доходов (имущества), полученных от предпринимательской  деятельности (используемого в предпринимательской деятельности). Кроме этого, некоторые доходы организаций и предпринимателей облагаются налогом на прибыль и НДФЛ (доходы, облагаемые по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2, 4 ,5 статьи 224 и пунктах 3, 4 статьи 284 Налогового кодекса).

Вместе  с тем, при применении УСНО необходимо:

- уплачивать  иные налоги и сборы в соответствии  с законодательством о налогах  и сборах,

- исполнять  обязанности налогового агента  по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль,

- применять  контрольно-кассовую технику (или  бланки строгой отчетности –  например, в деятельности туристических  фирм).

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса в Российской федерации и пути его совершенствования