Налогообложение некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:13, практическая работа

Описание работы

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Все некоммерческие организации (далее — НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты налогообложения некоммерческой организации
1.1 Налогообложение некоммерческой организации
1.2 Общая характеристика Государственного учреждения «Ледовый дворец Республики Мордовия»
2. Анализ действующий практики налогообложения Государственного учреждения «Ледовый дворец Республики Мордовия»
2.1 Исследование динамики уплаты налогов Государственного учреждения «Ледовый дворец Республики Мордовия »
2.2 Оценка налоговой нагрузки Государственного учреждения «Ледовый дворец Республики Мордовия»
3. Перспективы развития налогообложения Государственного учреждения «Ледовый дворец Республики Мордовия»
3.1 Направления совершенствования налогообложения некоммерческой организации
3.2 Зарубежный опыт налогообложения некоммерческой организации и возможности его использования в отечественной практике

Файлы: 1 файл

Отчёт.docx

— 76.08 Кб (Скачать файл)

Перспективными направлениями совершенствования налогообложения некоммерческих организаций является дополнение и изменение перечня операций, не подлежащих обложению НДС. Не будет облагаться НДС реализация физкультурно-оздоровительных услуг населению, при условии их оказания исключительно и непосредственно в рамках заключаемых между исполнителем и государством или муниципальным заказчиком контрактов в соответствие с законодательством о размещении заказов на поставки товаров.

Следующим направление предполагает поправку в главу 25 «Налог на прибыль  организаций» НК РФ:

  1. Расширение перечня видов деятельности некоммерческой организации, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу;
  2. Изменение и уточнение состава целевых поступлений, не подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль;
  3. Включение в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, затрат на социальную рекламу.

Что касается налога на имущество, то в качестве одной из мер содействия благотворительным организациям в  субъектах РФ рассматривается вопрос о предоставлении благотворительным организациям льгот по налогу на имущество организации.

В налогообложении некоммерческих организаций по-прежнему остаётся множество  проблем и спорных моментов, разрешению которых не уделяется должного внимания, хотя некоторые из них, что нельзя не отметить, устранены с текущего года.

 

 

3.2 Зарубежный  опыт налогообложения некоммерческой  организации и возможности его использования в отечественной практике

Режим налогообложения в  отношении благотворительности  и деятельности неправительственных  организаций может быть проанализирован  в нескольких аспектах: по различным  видам налогов, по различным видам  организаций, по структуре некоммерческого  процесса, по отношению к другим участникам общественно-экономического процесса – бизнесу и государству.

Наиболее очевидным и  практически реализуемым представляется анализ международного опыта с точки  зрения структуры процесса благотворительности  и деятельности некоммерческих организаций, а именно:

1) налогообложение доходов, операций  некоммерческих организаций в  разрезе типов доходов и видов  деятельности:

  • налогообложение пожертвований, взносов, любых видов безвозмездного финансирования, получаемого НКО;
  • налогообложение доходов (прибыли), полученных в виде процентов, дивидендов, арендной платы и т.п. от так называемой пассивной экономической деятельности;
  • налогообложение доходов и операций по так называемой активной экономической деятельности некоммерческих организаций;
  • налогообложение имущества НКО, применение таможенных пошлин, а также социальных налогов в отношении работников НКО;

2) налогообложение доноров  при пожертвованиях (безвозмездном  финансировании) в пользу неправительственных  некоммерческих организаций

3) налогообложение реципиентов  (получателей) помощи, оказываемой НКО;

4) налогообложение некоммерческих  организаций - юридических лиц,  осуществляющих деятельность в  международных масштабах.

Наиболее типичными доходами НКО  считаются пожертвования, членские взносы, гранты и иные безвозмездные  поступления. В целом, в международной  практике существует общее понимание  того, что эти виды доходов не должны облагаться налогами.

Существует два подхода к  налогообложению пожертвований, взносов  и грантов, причем оба ведут к  освобождению этих поступлений от налогов. Один подход состоит в том, что  НКО не облагаются налогом исходя из того, что эти поступления вообще не считаются доходом для целей  налогообложения. В соответствии с  другим подходом данные поступления  признаются доходом, но считается, что  НКО имеют по ним освобождение.

С 2002 г. в Налоговом Кодексе РФ принят второй подход:  все безвозмездные  поступления в пользу НКО считаются  их доходами  (ст.250 НК РФ). Но в отличие  от большинства стран мира в России для НКО предоставляется освобождение по налогу на прибыль только по ограниченному  списку безвозмездных поступлений  в их пользу (ст. 251 НК РФ).

Кроме освобождения по налогу на прибыль (доход), совершенно очевидным в международной  практике считается также отсутствие каких-либо разумных причин для обложения  операций по безвозмездной передаче средств, имущества как в пользу НКО, так и в пользу реципиентов НКО налогом на добавленную стоимость (НДС).

Во многих странах с развитым «третьим сектором» доход от инвестиций (или так называемой пассивной  экономической деятельности) является важным источником дохода НКО. Многие организации получают ренту (арендную плату) от инвестиций в недвижимость, в форме роялти от продажи прав на интеллектуальную собственность, а  также в форме дивидендов или  процентов от владения акциями, от счетов в банке и от других инвестиций.

В большинстве стран мира, в том  числе во всех странах Центральной  и Восточной Европы некоммерческим организациям разрешается получать доходы от инвестиций, или доходы от «пассивной» экономической деятельности.

В одних странах Центральной  и Восточной Европы почти весь доход от инвестиций считается подлежащим налогообложению Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Латвия, Македония  и Словакия. В других с дохода от инвестиций НКО либо взимают налог  с пониженной ставкой (по сравнению  с аналогичным доходом от инвестиций в бизнесе), либо освобождают от налога доход от определенных видов инвестиций Литве, например, доход от инвестиций НКО облагается налогом по сниженной  ставке в размере 5%.

В нескольких странах этого региона  существуют более широкие возможности  освобождения от налогов дохода от инвестиций В Черногории весь доход от «пассивных» инвестиций освобождается от налога. В целом, конкретные правила зависят от государственной политики в отношении НКО.

Начиная с 2002 г. позиция четко определена в Налоговом кодексе Российской Федерации: доходы подобного рода, полученные некоммерческими организациями, считаются  доходами, облагаемыми налогом на прибыль по обычной ставке.

Мировая практика доказывает, что  НКО следует разрешить заниматься экономической деятельностью как  средством достижения поставленных перед организацией общественных целей. Однако при этом необходимы определенные ограничения степени участия НКО в бизнесе.

Два наиболее распространенных в мире подхода к решению этой проблемы заключаются в наложении на разрешенную «активную» экономическую деятельность НКО одного из двух следующих ограничений:

  • организация должна действовать главным образом в некоммерческих целях и не должна распределять полученную прибыль;
  • организация должна использовать доход от экономической деятельности для финансирования своих уставных задач.

Например, в Федерации Боснии и  Герцеговины любому фонду разрешается  принимать участие в экономической  деятельности, близкой к его целям, если доход используется исключительно  для обеспечения уставных задач организации. В Болгарии некоммерческим фондам и объединениям разрешается заниматься экономической деятельностью, связанной с главной уставной деятельностью организации до тех пор, пока поступления от такой деятельности используются для достижения уставных целей организации. В Чешской Республике, Словакии, Югославии и Латвии законодательство также требует, чтобы доход от экономической деятельности использовался для обеспечения уставных целей.

При определении того, какая  часть дохода от экономической деятельности НКО должна облагаться налогом на доход (прибыль), используются несколько  возможных подходов, или проверок.

  • Налогом облагается весь доход (отсутствует освобождение от налога).
  • Для предоставления налогового освобождения проводится тест (проверка) «направление использования прибыли (назначение дохода)».

По этому тесту весь доход от экономической деятельности, используемый для обеспечения целей  организации, направленных на благо  общества, освобождается от налога. Такой подход используется, например, в Германии, где закон предусматривает, что доход от экономической деятельности облагается налогом, если деятельность непосредственно не направлена на реализацию целей НКО.

Существует несколько  способов применения системы НДС  к некоммерческим организациям. Одним  из них является исключение НКО из системы НДС. При этом варианте предусматривается, что НКО не должны взимать НДС  на предоставляемые ими товары и  услуги.

Другой способ - применить к товарам и услугам, производимым НКО, нулевую ставку НДС. Иными словами, если обычная ставка НДС равняется 20%, то НКО (и другие организации) взимают и платят налог на предоставляемые ими товары и услуги по нулевой ставке. Они будут обязаны уплачивать 20% НДС, включенные в стоимость товаров и услуг, которые приобретают, но имеют право добиваться от государства возмещения указанных сумм.

Все страны Центральной и  Восточной Европы, кроме Эстонии, освобождают по крайней мере некоторые НКО от налогов на недвижимость, включая землю и строения (Венгрия, Латвия, Литва, Македония). В других странах от налога на недвижимость освобождается более узкий круг НКО (В Албании большинство организаций облагаются налогом, исключение делается только для некоторых международных организаций, оказывающих помощь при стихийных бедствиях и катастрофах).

Анализ международного опыта  в области законодательного регулирования  налоговых режимов в отношении  некоммерческих организаций имеет  для России особое значение в связи  с тем, что в течение довольно долгого времени существования  социалистического режима – вплоть до начала 90-х гг. ХХ века - некоммерческий сектор в стране практически полностью отсутствовал, будучи вытеснен государством.

Заключение

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 15 февраля 2010г. – М.: Эксмо, 2010г.-800с.

3 Федеральным законом от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»

 4 Жемчужникова И.В. Налогообложение некоммерческой организации: нововведения, перспективы и нерешённые проблемы / И.В. Жемчужникова // Налоговая политика и практика, 2010г. - № 7(91). 4-19с.

5 Жукова Е.И. Налогообложение некоммерческих организаций/ Е.И. Жукова // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2009г.-№2.35-43с.

6 Филина Ф.Н. Налогообложение некоммерческих организаций/ Ф.Н. Филина //Российский бухгалтер,2008г.

7 Палеков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник // В.Г. Палеков. – М.: Издательство Юрайт; ИДНО – райт, 2011.- 680с.


Информация о работе Налогообложение некоммерческих организаций