Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:16, контрольная работа
Статья 128 Гражданского Кодекса РФ определяет ценные бумаги как объекты гражданских прав. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В соответствии со статьей 130 ценные бумаги признаются движимым имуществом.
Существует специфика определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», есть семь видов профессиональной деятельности на фондовом рынке и соответственно семь видов профессиональных участников этого рынка. Три из них – это организации, которые непосредственно заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверительные управляющие. Остальные четыре вида организаций относятся к инфраструктуре рынка. Это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют взаиморасчеты).
Сразу необходимо отметить, что инвестиционные фонды (как акционерные, так и паевые) не являются профессиональными участниками рынка, хотя зачастую все свои деньги вкладывают в ценные бумаги.[13]
Согласно п. 11 ст. 280 НК РФ, организации, осуществляющие дилерскую деятельность, не ведут отдельный учет налоговой базы по категориям ценных бумаг. Все прибыли и убытки от этих операций дилеры включают в «общий котел». «Осуществление дилерской деятельности» с точки зрения ст. 4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» – это заключение сделок с ценными бумагами на основе публичного объявления цен и других условий сделок.[3]
На практике, как правило,
сделки по публично объявленным твердым
ценам заключаются на биржах. Доказать
факт осуществления дилерской
Все остальные профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны вести раздельный учет операций с ценными бумагами по двум категориям. При этом, согласно абз. 3 п. 8 ст. 280 НК РФ, в учетной политике они должны выбрать категорию ценных бумаг, «по операциям с которыми при формировании налоговой базы в доходы и расходы включаются иные виды доходов и расходов, определенные настоящей главой».
Эта норма означает, что при расчете налоговой базы по категории ценных бумаг обычные организации (не профессиональные участники фондового рынка) из доходов от соответствующих операций вычитают прямые расходы, связанные с ними. Доходы и расходы по другим видам деятельности при расчете налоговой базы по ценным бумагам не участвуют.
Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, вправе по одной из категорий ценных бумаг включить в расчет налоговой базы не только доходы и расходы по соответствующим операциям с ценными бумагами, но и доходы и расходы по другим своим видам деятельности, не связанным с ценными бумагами.[12]
Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют особенности и по составу затрат. Согласно ст. 299 НК РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право уменьшать налоговую базу на целый ряд специфических затрат, связанных с их деятельностью.
К ним относятся, в частности, расходы на содержание торговых мест на биржах, на раскрытие информации о своей деятельности, взносы организаторам торговли и иным организациям (в том числе некоммерческим), «имеющим соответствующую лицензию».[7]
Согласно ст. 284 НК РФ, проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным после 20 января 1997 г., облагаются налогом по ставке 15 процентов. Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, выпущенным до этой даты, а также по валютным облигациям Минфина России 1999 г. выпуска (которые были выпущены в обмен на замороженные ОВВЗ третьей серии), не облагаются налогом на прибыль.
Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам (в том числе НКД полученные) выделяются в отдельную налоговую базу и не смешиваются с базой по операциям с ценными бумагами (абз. 3 ст. 281 НК РФ).
При этом доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам могут выплачиваться как в виде процентов, начисленных на номинал, так и в виде дисконта. Примечательно, что ст. 281 НК РФ дает собственное определение тому, как считается дисконт по государственным и муниципальным ценным бумагам для целей налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ, «доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом. При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении».
В том же п. 2 ст. 280 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по ценным бумагам «не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении».[3]
Таким образом, суммы купонных доходов, полученные при погашении (продаже) долговых ценных бумаг, для целей налогообложения должны добавляться в выручку от реализации за минусом сумм процентов, «ранее учтенных при налогообложении».
Исходя из текста ст. ст. 271 и 280 НК РФ, возможны две методики отражения процентных доходов по ценным бумагам в налоговом учете и отчетности:
1) отражение только «чистого» процентного дохода, который причитается организации в отчетном периоде;
2) отражение всей суммы процентов на отчетную дату как дохода, а всей суммы ранее начисленных процентов – как расхода.
В 2002 г. МНС России в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль для российских организаций определило, что они должны пользоваться второй методикой при заполнении своих деклараций по налогу на прибыль. Для иностранных юридических лиц не было установлено каких-либо специальных методик по отражению в декларации процентов, начисленных по ценным бумагам на конец отчетного периода.
Тем не менее иностранные юридические лица при заполнении строк А2.2 и В2.1 декларации, где отражаются доходы и расходы в виде процентов, могут пользоваться теми же методами, что и обычные российские налогоплательщики.
В разд. 3 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3–02/585) указано, что в строке 030 листа 02 декларации налогоплательщик в числе внереализационных доходов отражает:
« – проценты, полученные (начисленные) по государственным и муниципальным ценным бумагам, другим эмиссионным ценным бумагам на дату выплаты эмитентом процентного (купонного) дохода или дату реализации ценных бумаг или последнюю дату отчетного периода и облагаемые по ставкам, установленным п.п. 1, 4 ст. 284 НК РФ (ст. ст. 271, 273, 281, 328 НК РФ);
– проценты, полученные (начисленные) по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) при нахождении долговых обязательств у налогоплательщика (ст. ст. 271, 273, 328 НК РФ). По этой строке, кроме процентов, полученных (начисленных) по процентному векселю, также отражаются полученные (начисленные) проценты в виде дисконта по дисконтному векселю».
В отношении ранее начисленных процентов по ценным бумагам в разд. 3 Инструкции указано, что эти суммы отражаются в строке 040 как внереализационные расходы. «По данной строке при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) ценных бумаг отражается процентный доход по ценным бумагам, кроме государственных или муниципальных ценных бумаг, ранее учтенный по строке 030 листа. Указанный процентный доход отражается по строке 010 листа 02 или по строке 010 листа 05 или строке 010 листа 06 в составе выручки от реализации ценных бумаг или дохода от иного выбытия (в том числе погашения)».
Таким образом, налогоплательщику
предлагается отразить доход в виде
процентов дважды: сначала досрочно
начислить его в составе
Согласно п. 3 ст. 43 НК РФ, процентом является «любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа оформления).[14]
Таким образом, дисконты по долговым ценным бумагам облагаются налогом по тем же правилам, что и обычные проценты, начисляемые на номинальную стоимость таких ценных бумаг. Иными словами, дисконты к получению должны равномерно начисляться на конец отчетного периода, так же как и обычные проценты.
Дивиденды, получаемые российскими организациями, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов. Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ, из дивидендов, предназначенных к выплате российским акционерам (участникам), сначала необходимо вычесть дивиденды, полученные от российских организаций (и уже обложенные налогом у источника выплаты) за текущий налоговый период, а также за предыдущий налоговый период. То есть налогоплательщику необходимо вести учет полученных им дивидендов нарастающим итогом за два года.
Если разница полученных и выплаченных дивидендов отрицательная, налог не берется и не возмещается из бюджета.[8]
2.2. Налогообложение доходов иностранных юридических лиц при операциях с ценными бумагами
Нерезиденты активно работают
с российскими ценными
Согласно п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», валюта, ценные бумаги с номиналом в валюте, а также драгоценные металлы и камни (кроме ювелирных изделий) являются валютными ценностями.
К валютным относятся операции, «связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности», а также перемещение через границу Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 1 упомянутого Закона).
Как известно, валютные операции
делятся на две группы: текущие
и связанные с движением
Другими словами, для покупки ценных бумаг с номиналом в валюте резиденту необходимо разрешение Банка России, которое должны получить оба участника сделки.
Центробанк в рамках Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установил также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации (пп. «г» п. 2 ст. 9). То есть все операции нерезидентов с акциями российских организаций и вообще с рублевыми ценными бумагами на территории России регулируются Центробанком.
Офшорный рынок акций лежит за пределами России и поэтому вне сферы действия нормативных актов Центробанка.
Согласно ст. 29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации, сторонам по сделке надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг. О совершенных сделках по приобретению российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами, сторонам по сделке также надлежит уведомлять Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг». Другими словами, о покупке нерезидентами российских акций обе стороны сделки должны уведомить ФКЦБ России.
Как это принято в международной практике, гл. 25 НК РФ разделяет иностранных налогоплательщиков на две группы: иностранные юридические лица, имеющие в РФ постоянное представительство, и не имеющие такового.
Постоянным представительством согласно п. 2 ст. 306 НК РФ является любое обособленное подразделение (представительство, бюро, контора, агентство и т.п.) либо «иное место деятельности», через которое иностранная организация «регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации».[11]
Таким образом, постоянным представительством
для целей налогообложения
Следует иметь в виду,
что любая иностранная
Если иностранная организация не планирует работать в России в течение 30 дней в году и более, но при этом открывает счет в российской банке, то она ставится на учет по местонахождению банка с выдачей свидетельства по форме 2402ИМД с указанием КИО – кода иностранной организации.
Инофирмы, не имеющие в РФ постоянного представительства, но получающие доходы от источников в России, обязаны информировать о них налоговые органы.
Для этого нужно направлять уведомления об осуществлении ими деятельности в РФ в течение менее 30 дней в году (форма 2503И) и уведомления о полученных доходах (форма 2504И). Первое уведомление должно быть направлено до начала деятельности, второе – в течение месяца с момента возникновения права на получение дохода в РФ.
Информация о работе Налогообложение операций с ценными бумагами