Налогообложение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование действующего механизма исчисления и взимания налога на прибыль коммерческого предприятия и возникающие при этом проблемы.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность дохода и прибыли организации, как экономических категорий;
исследовать и дать характеристику нормативно-правовой базы налогообложения прибыли организаций в РФ, показав основные изменения механизма налогообложения прибыли предприятия, введенные в 2009 году;
проанализировать механизм расчета амортизационных отчислений организации и их влияние на налогооблагаемую прибыль.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы налогообложения прибыли
1.1 Доход и прибыль организации, как экономические категории
1.2 Функции прибыли
2. Налогообложение прибыли предприятия
2.1 Налог на прибыль организаций: нормативно-правовая база, основные изменения с 2009 года
2.2 Налог на прибыль организаций: проблемы собираемости в современных условиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

Ставки налога на прибыль  установлены статьей 284 НК РФ.

Федеральными законами от 26.11.2008 № 224-ФЗ (далее - Закон № 224-ФЗ) и от 30.12.2008 № 305-ФЗ в главу 25 НК РФ были внесены существенные изменения. Большинство поправок начало действовать  с 2009 года. Однако некоторые из них  вступили в силу непосредственно  с момента опубликования Закона № 224-ФЗ (то есть с 27 ноября 2008 года). Это  нормы, касающиеся порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в IV квартале 2008 года. А  нормы, устанавливающие новые правила  определения суммы расходов по долговым обязательствам, которые применяются  с 1 января 2009 года, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года Новоселов К.В. Изменения  в правилах исчисления налога на прибыль  в 2009 году. // Российский налоговый курьер.-2009.-№9.

Введено новое определение  расходов, которые ранее привычно именовались расходами на подготовку и переподготовку кадров. С 1 января 2009 года они именуются расходами  на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным  программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников. Это  означает, что вопрос о возможности  учета для целей налогообложения  расходов, связанных с получением работниками налогоплательщика  основного профессионального образования, перестает быть дискуссионным.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Российской Федерации  от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к  основным профессиональным образовательным  программам относятся программы:

начального профессионального  образования;

среднего профессионального  образования;

высшего профессионального  образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста  и программы магистратуры);

послевузовского профессионального  образования.

В соответствии с пунктом 8 той же статьи дополнительная образовательная  программа включает в себя рабочие  программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Таким образом, расходы на обучение работников налогоплательщика  с 1 января 2009 года трактуются и применяются  более единообразно и широко.

Эти новшества являются актуальными  не только для целей налогообложения  НДФЛ (в данной статье не рассматриваемых), но и ЕСН и налога на прибыль  организаций.

Указанные расходы, включенные в составе расходов, учитываемых  при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, освобождаются  от налогообложения единым социальным налогом (п.16 ст.238 НК РФ) Тер-Акопова  И.А. Порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль//Главный  бухгалтер.-2008.-№14.

Основания для учета таких  расходов для целей налогообложения  прибыли приведены в новой  редакции пункта 3 статьи 264 НК РФ. По сравнению  с прежней, пока действующей, редакцией  сфера ее применения расширяется.

Указанные расходы могут  учитываться не только в отношении  работников налогоплательщика, но и  физических лиц, заключивших с ним  договор, в соответствии с которым  физическое лицо не позднее трех месяцев  после окончания указанного обучения (профподготовки и переподготовки), оплаченных налогоплательщиком, обязано  заключить с ним трудовой договор  и отработать у налогоплательщика  не менее одного года.

Трудовой договор между  указанным физическим лицом и  налогоплательщиком может прекратиться до истечения одного года с даты начала его действия. Если основанием прекращения такого трудового договора не являлись обстоятельства, не зависящие  от воли сторон и предусмотренные  статьей 83 ТК РФ, налогоплательщик обязан будет сумму платы за обучение (профессиональную подготовку или переподготовку) соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой  базы, включить во внереализационные  доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор.

Те же самые последствия (включение расходов на обучение, профподготовку и переподготовку в состав внереализационных  доходов отчетного/налогового периода) ожидают организацию-налогоплательщика  и в случае, если трудовой договор  с физическим лицом не был заключен по истечении трех месяцев после  окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком.

Прочие новации, касающиеся исчисления налога на прибыль организаций

Среди других новшеств, вводимых Законом № 158-ФЗ, которые налогоплательщики  начали применять с 2009 года, можно  выделить следующие.

С 3 до 6% от суммы расходов на оплату труда увеличен предельный размер взносов по договорам добровольного  личного страхования, предусматривающим  оплату страховщиками медицинских  расходов застрахованных работников, которые включаются в состав расходов на оплату труда (абз.9 п.16 ст.255 НК РФ).

К амортизируемому имуществу  дополнительно отнесены капитальные  вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты  основных средств в форме неотделимых  улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя (абз.4 п.1 ст.256 НК РФ). До 1 января 2009 года в указанной норме речь идет только о неотделимых улучшениях в арендованные объекты основных средств. Тем самым  законодатель устранил недочет, носивший дискриминационный характер. Начиная  с 1 января 2009 года достаточно серьезно изменится и порядок начисления амортизации и ее налогового учета.

Правительству РФ предоставлено  право определять перечень расходов на НИОКР, затраты на которые должны включаться в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5 (ст.262 НК РФ).

Суточные и полевое  довольствие с 1 января 2009 года учитываются  в составе командировочных расходов без учета норм, установленных  Правительством РФ (подп.12 п.1 ст.264 НК РФ). При этом нормирование суточных для  целей исчисления НДФЛ сохранено. С 10 до 20 тысяч рублей увеличен стоимостной  критерий для включения в состав прочих расходов затрат, связанных  с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем/лицензионным соглашениям (подп.26 п.1 ст.264 НК РФ). Появляется возможность учитывать в целях налогообложения прибыли убыток от реализации имущественных прав (подп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ) Новоселов К.В. Изменения в правилах исчисления налога на прибыль в 2009 году//Российский налоговый курьер.-2009.-№9.

Оценивая характер принятых в 2008 году законов, нельзя не отметить их преимущественно позитивный характер и социальную направленность. Налогоплательщикам остается лишь воспользоваться ими  с максимальной пользой для себя и своих работников.

2.2 Налог на прибыль  организаций: проблемы собираемости  в современных условиях

Проводя анализ проблем собираемости налога на прибыль организаций обратимся  к данным по Ростовской области и  в целом по стране на федеральном  уровне.

В I полугодии 2009 года от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, поступило в  бюджетную систему Российской Федерации  администрируемых ФНС России доходов 58505 млн. руб., в том числе в консолидированный  бюджет Российской Федерации - 42823,8 млн. руб. (73,2%), государственные внебюджетные фонды - 15681,2 млн. руб. (26,8%). Превышение доходов  по сравнению с I полугодием 2008 года составило 2580 млн. руб., или 4,6%.

Рис.2.3 - Поступление доходов  администрируемых ФНС России по Ростовской области Составлено и рассчитано автором, на основе данных по данным официального сайта Федеральной налоговой  службы России по Ростовской области //www.nalog61.ru

Структура поступлений налогов  и сборов по уровням бюджетной  системы РФ в динамике приведена  в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Структура поступлений  налогов и сборов по уровням бюджетной  системы РФ Рассчитано автором, на основе данных официального сайта Федеральной  налоговой службы России//www.nalog.ru млн. руб.

2008 г.

 

2009 г.

 

темпы роста

 

(%)

 

откл.

 

Всего поступило

 

в бюджетную систему РФ

 

55925,0

 

58505,0

 

104,6

 

2580,0

 

1. Консолидированный бюджет  РФ

 

41438,2

 

42823,8

 

103,3

 

1385,6

 

федеральный бюджет

 

12749,5

 

14008,2

 

109,9

 

1258,8

 

территориальный бюджет

 

28688,8

 

28815,6

 

100,4

 

126,8

 

в т. ч. областной бюджет

 

19794,0

 

18679,7

 

94,4

 

-1114,3

 

местные бюджеты

 

8894,8

 

10135,9

 

114,0

 

1241,2

 

2. Государственные внебюджетные  фонды

 

14486,8

 

15681,2

 

108,2

 

1194,4

 

Налоги и взносы на социальные нужды

 

14125,0

 

15296,4

 

108,3

 

1171,3

 

Страховые взносы в Пенсионный фонд

 

11403,5

 

12399,6

 

108,7

 

996,0

 

ЕСН:

 

Фонд социального страхования

 

617,5

 

595,4

 

96,4

 

-22,1

 

Фед. фонд обязательного мед. страхования

 

756,2

 

829,2

 

109,7

 

73,0

 

Терр. фонд обязательного  мед. страхования

 

1347,8

 

1472,2

 

109,2

 

124,4

 

Структура поступлений администрируемых ФНС России налогов и сборов в  консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области охарактеризована в таблице 2.2

 

 

Таблица 2.2 Структура поступлений  администрируемых ФНС России налогов  и сборов в консолидированный  бюджет РФ по Ростовской области Рассчитано автором на основе данных официального сайта Федеральной налоговой  службы России по Ростовской области //www.nalog61.ru млн. руб.

 

январь-июнь

 

2008 г.

 

январь-июнь

 

2009 г.

 

темпы роста%

 

откл.

 

Поступило в консолидированный  бюджет РФ

 

41438,2

 

42823,8

 

103,3

 

1385,6

 

в том числе:

 

Налог на доходы физических лиц

 

12706,4

 

13404,0

 

105,5

 

697,6

 

Налог на прибыль

 

10291,3

 

7428,3

 

72,2

 

-2863,0

 

Налог на добавленную стоимость

 

4957,1

 

7002,8

 

141,3

 

2027,7

 

ЕСН, зачисл. в федеральный  бюджет

 

4075,1

 

4454,1

 

109,3

 

379,0

 

Акцизы

 

2271,0

 

2467,2

 

108,6

 

196,2

 

Уменьшение поступлений  по налогу на прибыль связано со снижением с 1 января 2009 года ставки с 24% до 20% за счет доли федерального бюджета. Кроме того, сказалось замедление темпов роста прибыли, увеличение количества организаций, перешедших на уплату авансовых  платежей ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли, согласно условиям статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации. Перешедшие на указанный  порядок расчетов организации не уплачивали налог на прибыль в  январе 2009 года в отличие от января 2008 года Рассчитано автором на основе данных официального сайта Федеральной  налоговой службы России//www.nalog.ru.

 

Основная часть поступлений  консолидированного бюджета РФ обеспечена за счет налога на доходы физических лиц (31,3%), налога на прибыль (17,3%), налога на добавленную стоимость (16,3%), единого  социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет (10,4%), акцизов (5,8%).

 

Одним из факторов снижения поступлений налога на прибыль организаций  явилось уменьшение результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций. На темпы роста доходности российских предприятий негативно  сказывается и финансовый кризис.

 

Сальдированная доналоговая  прибыль (прибыль минус убыток) крупных  и средних предприятий и организаций  России в 4 квартале 2009 года упала в 8.4 раза по сравнению с 4 кварталом 2008г, сообщает Интерфакс со ссылкой на Росстат. Как следует из данных Росстата, сальдированная прибыль компаний РФ в октябре составила 63.4 млрд руб  против 532.1 млрд руб за 4 квартал 2008г www.gks.ru .

 

В целом в январе-октябре 2009 г сальдированная прибыль выросла  на 10.8% по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г (по итогам января-сентября рост составлял 25.7%), до 4.504 трлн руб (41.0 тыс российских предприятий получили прибыль в размере 5.594 трлн руб, а 15.6 тыс. предприятий понесли убытки на общую сумму 1.089 трлн руб).

 

В январе-октябре 2008 г положительный  сальдированный финансовый результат  составлял в целом по России 4.065 трлн руб (на 24.2% больше показателя января-октября 2006 г).

 

В январе-октябре 2009 г прибыль  превысила убытки в сфере добычи полезных ископаемых на 971.2 млрд руб (рост на 39.1% к соответствующему периоду  прошлого года), в секторе обрабатывающих производств - на 1.878 млрд руб (рост на 22.7%), в сфере производства и распределения  электроэнергии, газа, воды - на 41.6 млрд руб (снижение на 14.8%).

 

В строительстве сальдированная прибыль компаний в январе-октябре  составила 96.9 млрд руб (рост на 39.3%), в  транспорте и связи - 599.6 млрд руб (снижение на 0.5%), в оптовой и розничной  торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования - 951.5 млрд руб (рост на 39.6%), в сфере  операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 264.6 млрд руб (рост на 23.1%). В секторе рыболовства  и рыбоводства компании получили сальдированную прибыль в размере 3.0 млрд руб (снижение на 34.0%).

 

Доля убыточных организаций  в январе-октябре 2009 г по сравнению  с январем-октябрем 2008 г не изменилась и составила 27.6%.

 

В результате влияния факторов, не связанных с изменением величины макроэкономических показателей, доходы федерального бюджета уменьшились  в частности, в результате снижения основной ставки налога на прибыль организаций с 24 до 20 процентов, в том числе ставки налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 6,5 до 2 процентов. Однако еще большее влияние на уменьшение поступлений по налогу оказало резкое снижение прибыли предприятий, а зачастую и ее отсутствие.

 

Поступление налога на прибыль  организаций в 2009 году ожидается  в размере 196 217,7 млн. рублей, что на 560 438,2 млн. рублей или на 74,1% меньше суммы, учтенной при формировании бюджета  По данным официального сайта Федеральной  налоговой службы России//www.nalog.ru.

Информация о работе Налогообложение прибыли предприятия