Налогообложение природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
В данной курсовой работе будет рассмотрено налогообложение природных ресурсов, в частности налог на добычу полезных ископаемых и водный налог. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов, рассмотрены исходя из требований налогового законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ………………….6
ВОДНЫЙ НАЛОГ………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Министерство путей сообщения  Российской Федерации 

Дальневосточный государственный  университет путей сообщения

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «НАЛОГИ  И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ»

Вариант 18, тема: «Налогообложение природных ресурсов»

 

 

Выполнила: Ференцева Е.А.

Шифр: К09-ФК-028

Проверила: Бойко Т. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
  2. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ………………….6
  3. ВОДНЫЙ НАЛОГ………………………………………………………...13
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20
  5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….22
  6. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...26
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В течение тысячелетий  человек в своей деятельности использует естественные богатства  и блага, созданные природой, т.е. природные ресурсы. Природные ресурсы - горные породы, воздух, растительность, почвы, фауна - могут служить предметом  труда и потребления и в  этом качестве становятся ресурсами  существования и развития общества.

Понятие "природные ресурсы" принадлежит одновременно и природной, и социально-экономической сфере. Связывая эти сферы, природные ресурсы  обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе природопользования.

Было время, когда природные  ресурсы рассматривались только в узком, производственном понимании. В связи с постоянным увеличением перечня используемых человеком свойств природных ресурсов, роста экологической опасности и внимания к экологическим проблемам, стало применяться более широкое толкование понятия "природные ресурсы".

Ресурсами становятся природные  тела, субстанции, свойства, как только они начинают рассматриваться в  аспекте принципиальной возможности  использования в хозяйственной  и иной деятельности человека, для  удовлетворения потребностей общества. Большинство ресурсов являются полифункциональными  и используются как с производственной целью, так и для формирования экологических условий жизни  человека.

Развитие отношений природопользования оказывает влияние на экономический  рост государства. В условиях реформируемой  экономики сложился рынок природных  ресурсов, связывающий потребителей и производителей, позволяя первым получать желаемые блага, а вторым —  доход от продажи товаров и  услуг. Природные ресурсы отдаются в пользование за определенную плату  и становятся факторами производства, принося владельцу доход - ренту.

Важной особенностью ресурсных  рынков является то, что ресурсы  на них приобретаются с целью  производства. Когда ресурсы приобретаются  на рынке и включаются в процесс  создания товаров и услуг, они  становятся факторами производства. Хозяйствующие субъекты применяют  факторы в производстве своей  продукции; следовательно, спрос на ресурсы определяется спросом на производимые ими товары и услуги. Поэтому, на рынках ресурсов существует производный спрос, т.е. зависящий не от самого ресурса, а от той продукции, которую при помощи его можно выпускать.

В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями  людей и ограниченными возможностями  биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению.

Промышленное производство во всем мире с 1860 по 2000 г. увеличилось  более чем в 120 раз, что привело к резкому росту потребления всех природных ресурсов на Земле. При всем огромном росте производства за ряд десятилетий, говорить об изобилии даже применительно к немногим, наиболее развитым странам еще очень рано, но в то же время фактический рост производства уже сказывается на значительном исчерпании природных ресурсов, и это не может не отразиться на дальнейшем росте. Природные ресурсы являются одним из основных факторов экономического роста. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят темпы роста производства и благосостояния людей. Степень доступности природных ресурсов взаимосвязана с уровнем производительности труда. Она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы и меньше затраты труда, необходимые для производства конечного продукта.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных  платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением  конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

В настоящее время любое  государство обращается не только к  фискальным приоритетам в вопросе  взимания ресурсных платежей, но и  учитывает регулирующую функцию  этих платежей. Ведь многие природные  ископаемые являются исчерпаемыми и  не возобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.

В данной курсовой работе будет  рассмотрено налогообложение природных  ресурсов, в частности налог на добычу полезных ископаемых и водный налог. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов, рассмотрены исходя из требований налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными  предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Данный налог является центральным элементом новой  системы налогообложения природных  ресурсов, заменившим взымавшийся с разработчиков недр платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, а также акцизы на нефть и газ.

Налог на добычу полезных ископаемых - это один из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчета горной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономику отдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.

До 1 января 2002 года налога на добычу полезных ископаемых не существовало. Вместо него организации, которые осваивали  и разрабатывали месторождения, делали отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и уплачивали определенные суммы за добычу полезных ископаемых. А нефте- и газодобывающие компании платили акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Теперь эти платежи заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Регламентируется налог главой 26 НК часть 2.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НК РФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учёт по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Полезные ископаемые, облагаемые налогом

Объектом налогообложения  выступает добыча полезных ископаемых.

Исчерпывающий перечень видов  полезных ископаемых, добыча которых  облагается налогом, приведен в пункте 2 статьи 337. К ним относятся:

·     антрацит, каменный уголь, бурый уголь и горючие  сланцы;

·     торф;

·     нефть, газ, газоконденсат;

·     руды черных и цветных металлов, редких металлов, комплексные руды;

·     горно-химическое и неметаллическое сырье;

·     битуминозные породы;

·     индий, таллий, галлий, теллур;

·     природные  алмазы, изумруд, рубин, сапфир, янтарь и другие камни.

Кроме того, налогом облагаются полезные ископаемые, которые налогоплательщик извлек из отходов или потерь добывающего  производства, но в том случае, если эта деятельность лицензируется.

Качество добытых ископаемых должно соответствовать государственному стандарту РФ.

Налогом на добычу полезных ископаемых не облагается дренажные  подземные воды, если они не состоят  на государственном балансе запасов  полезных ископаемых.

Налоговая база

Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме  нефти, природного газа и угля). Для  нефти, природного газа и угля налоговой  базой является количество добытого полезного ископаемого. В 2012 году возникла юридическая неопределенность, что  является налоговой базой для  газового конденсата. Министерство финансов РФ разъяснило, что налоговая база для конденсата с 2012 года должна определяться как его количество.

Налоговые ставки

Налоговые ставки установлены  по видам полезных ископаемых. Для  целого ряда случаев предусмотрена  ставка 0. Ставки бывают двух видов: твердые (для нефти, газа, газового конденсата и угля) и адвалорные (для всех остальных ископаемых). Для ставок для нефти, газа и угля предусмотрены  понижающие коэффициенты, которые применяются  при выполнении налогоплательщиками  условий, оговоренных в Налоговом  кодексе РФ.

Глава 26 НК РФ устанавливает  различные налоговые ставки в  зависимости от вида полезных ископаемых. Так, налогообложение производится по ставке 3.8% при добыче калийных солей; 4.0% — торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4.8% — руд черных металлов; 5.5% — сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6.0% — горнорудного неметаллического сырья; 6.5% — концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7.5% — минеральных вод; 8.0% — руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16.5% — углеводородного сырья. При добыче некоторых полезных ископаемых устанавливается ставка 0%.

Существует зависимость  между типом ставки и способ определения  налоговой базы, к которой эта  ставка должна применяться. Твердые  ставки применяются к налоговой  базе, выраженной в количестве добытого полезного ископаемого. Адвалорные ставки применяются к налоговой  базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого.

В настоящее время существует проблема несоответствия налоговой  ставки и налоговой базы по газовому конденсату.

С 01.01.2012 года для газового конденсата действовавшая ранее  адвалорная ставка 17,5 процентов была заменена на твердую ставку 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного  сырья. Однако налоговая база и до 2012 года, и в настоящее время согласно статье 338 Налогового кодекса РФ определяется как стоимость добытого газового конденсата.

Это несоответствие трактуется, как необходимость рассчитывать налоговую базу по НДПИ на газовый  конденсат по схеме, действовавшей  до 2012 года, то есть исходя из его стоимости. Между тем, новый порядок оценивается экспертами, как более выгодный крупным налогоплательщикам.

29 ноября 2012 года был опубликован  Федеральный закон от 29.11.2012 №  204-ФЗ "О внесении изменений  в главу 26 части второй Налогового  кодекса Российской Федерации", который исправил указанное выше несоответствие. При этом закон в нарушение статьи 5 Налогового Кодекса РФ придал себе обратную силу.

Информация о работе Налогообложение природных ресурсов