Налогообложение природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
В данной курсовой работе будет рассмотрено налогообложение природных ресурсов, в частности налог на добычу полезных ископаемых и водный налог. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов, рассмотрены исходя из требований налогового законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ………………….6
ВОДНЫЙ НАЛОГ………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Оценка количества добытых полезных ископаемых

Как рассчитать, сколько  добыто полезных ископаемых и сколько  из них включается в налогооблагаемую базу? Для ответа на этот вопрос обратимся  к статье 339 НК РФ. В ней сказано, что количество добытых полезных ископаемых может определяться двумя  методами: прямым и косвенным.

Метод, выбранный налогоплательщиком должен быть закреплен в учетной политике. При этом следует иметь ввиду, что выбранный метод можно поменять лишь в том случае, если изменится технический проект разработки месторождения или технология добычи полезного ископаемого.

1) Прямой метод

При прямом методе используются измерительные приборы. Общее количество добытого полезного ископаемого  складывается из количества полезного  ископаемого, добытого из недр и количества потерь при добыче.

Фактические потери – это  разница между расчетным количеством  полезного ископаемого, на которое  уменьшаются запасы месторождения, и фактически добытым ископаемым.

Также потерями считаются  полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные на складах, пунктах погрузки и первичной  обработки. А при добыче нефти  и газа – это еще и потери при технологической обработке  нефти и газа, которые уже извлечены  из недр.

Фактические потери надо учитывать  отдельно от нормативных, т.к. фактические  потери больше утвержденных нормативов.

2) Косвенный метод

Налогоплательщик может  его применять, если нельзя измерить количество полезных ископаемых. Это  касается предприятий, добывающих компонентную комплексную руду или концентрат, которые содержат драгоценные камни  или металлы.

В этих случаях количество добытого полезного ископаемого  определяется исходя из удельного содержания ископаемого в минеральном сырье. Налогом облагается извлеченное  количество компонентов металлов или  камней. Чтобы определить налоговую  базу количество добытого полезного  ископаемого умножают на стоимость  его единицы. Уникальные драгоценные  камни и уникальные самородки  драгоценных металлов, которые не подлежат переработке, учитываются и оцениваются отдельно.

Оценка стоимости  добытых полезных ископаемых

Для того чтобы рассчитать налоговую базу, нужно знать не только количество добытых полезных ископаемых, но и их стоимость. Напомним, что до первого января 2005 года исключения составляли нефть и газовый конденсат (налогом облагается их количество).

1) Метод фактических цен

Используя этот метод, организация оценивает стоимость исходя из цен, по которым она продавала сырье в течение налогового периода. Это значит, что учитывается выручка, которая получена от реализации полезного ископаемого. Бывает, что добывающие предприятия получают субвенции (целевые дотации из бюджета).

Таким образом, государство  возмещает разницу между оптовой  ценой и фактической стоимостью полезного ископаемого.

Чтобы оценить стоимость  полезного ископаемого, выручку  берут без субвенций.

Из выручки исключаются  НДС, акцизы и расходы по доставке.

2) Метод расчетной стоимости

В этом случае стоимость  полезного ископаемого считается  равной его расчетной стоимости.

Расчетная стоимость –  это прямые и косвенные расходы, которые учитываются при налогообложении  прибыли.

При определении расчетной  стоимости ДПИ учитываются следующие  виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде:

  1. Материальные расходы;
  2. Расходы на оплату труда;
  3. Суммы начисленной амортизации;
  4. Расходы на ремонт основных средств, за исключением расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. Расходы на освоение природных ресурсов;
  6. Расходы предусмотренные, за исключением указанных в этих подпунктах расходов не связанных с добычей полезных ископаемых;
  7. Прочие расходы, за исключением расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Налоговые льготы

Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином "налоговая  льгота". Однако с экономической  точки зрения к таковым следует  отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а  также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены  исключительно для угля. Понижающие коэффициенты корректируют базовые  налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены  прежде всего для нефти (причем для  нефти есть как понижающие коэффициенты - Кв, Кз, так и повышающий - Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.

Изъятия из объекта налогообложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.

Порядок и сроки  уплаты налога

В 2002 году налоговым периодом являлся квартал (ст.341 НК РФ). Налог  перечисляется ежемесячными авансовыми платежами, которые равны 1/3 от суммы  налога за предыдущий квартал. Однако с 1 января 2003 года авансовые платежи  платить не нужно, поскольку налоговым  периодом будет не квартал, а месяц. Налоги нужно платить не позднее 25 числа следующего месяца.

Сдавать налоговую декларацию необходимо с того периода, как они  начнут добычу. Срок сдачи декларации – до конца следующего месяца.

Налоговый период – месяц, т.е. сдавать налоговую декларацию и платить налог нужно ежемесячно с 1.01.2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВОДНЫЙ НАЛОГ

Назначение и сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование  водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом. По оценке Госстроя России, только 20% продаваемой питьевой воды в стране соответствует санитарным нормативам.

Несмотря на то, что и  плата за пользование водными  объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок  их взимания различен.

Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:

- в федеральный бюджет - 40%;

- в бюджеты субъектов  РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без  изъятия воды в соответствии с  условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод  нормативного качества в водные объекты  в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций  на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками водного  налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения  водным налогом (далее в настоящей  главе - налог), если иное не  предусмотрено пунктом 2 настоящей  статьи, признаются следующие виды  пользования водными объектами  (далее в настоящей главе - виды  водопользования):

1) забор воды из водных  объектов;

2) использование акватории  водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

4) использование водных  объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

2. Не признаются объектами  налогообложения:

1) забор из подземных  водных объектов воды, содержащей  полезные ископаемые и (или)  природные лечебные ресурсы, а  также термальных вод;

2) забор воды из водных  объектов для обеспечения пожарной  безопасности, а также для ликвидации  стихийных бедствий и последствий  аварий;

3) забор воды из водных  объектов для санитарных, экологических  и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из  водных объектов для обеспечения  работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных  объектов и использование акватории  водных объектов для рыбоводства  и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

6) использование акватории  водных объектов для плавания  на судах, в том числе на  маломерных плавательных средствах,  а также для разовых посадок  (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории  водных объектов для размещения  и стоянки плавательных средств,  размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биологических  ресурсов, защитой окружающей среды  от вредного воздействия вод,  а также осуществление такой  деятельности на водных объектах;

8) использование акватории  водных объектов для проведения  государственного мониторинга водных  объектов и других природных  ресурсов, а также геодезических,  топографических, гидрографических  и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории  водных объектов для размещения  и строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории  водных объектов для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

11) использование водных  объектов для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны страны и безопасности  государства;

13) забор воды из водных  объектов для орошения земель  сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива  садоводческих, огороднических, дачных  земельных участков, земельных участков  личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных  водных объектов шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории  водных объектов для рыболовства  и охоты.

Говоря об объекте обложения, надо помнить, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.

Информация о работе Налогообложение природных ресурсов