Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:39, курсовая работа
В связи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычу природными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности. Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения не только к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюдении условий, связанных с платностью природных ресурсов.
В данной курсовой работе будет рассмотрено налогообложение природных ресурсов, в частности налог на добычу полезных ископаемых и водный налог. Вопросы налогообложения использования природных ресурсов, рассмотрены исходя из требований налогового законодательства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ………………….6
ВОДНЫЙ НАЛОГ………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...28
Оценка количества добытых полезных ископаемых
Как рассчитать, сколько добыто полезных ископаемых и сколько из них включается в налогооблагаемую базу? Для ответа на этот вопрос обратимся к статье 339 НК РФ. В ней сказано, что количество добытых полезных ископаемых может определяться двумя методами: прямым и косвенным.
Метод, выбранный налогоплательщиком должен быть закреплен в учетной политике. При этом следует иметь ввиду, что выбранный метод можно поменять лишь в том случае, если изменится технический проект разработки месторождения или технология добычи полезного ископаемого.
1) Прямой метод
При прямом методе используются измерительные приборы. Общее количество добытого полезного ископаемого складывается из количества полезного ископаемого, добытого из недр и количества потерь при добыче.
Фактические потери – это
разница между расчетным
Также потерями считаются полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные на складах, пунктах погрузки и первичной обработки. А при добыче нефти и газа – это еще и потери при технологической обработке нефти и газа, которые уже извлечены из недр.
Фактические потери надо учитывать отдельно от нормативных, т.к. фактические потери больше утвержденных нормативов.
2) Косвенный метод
Налогоплательщик может его применять, если нельзя измерить количество полезных ископаемых. Это касается предприятий, добывающих компонентную комплексную руду или концентрат, которые содержат драгоценные камни или металлы.
В этих случаях количество
добытого полезного ископаемого
определяется исходя из удельного содержания
ископаемого в минеральном
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых
Для того чтобы рассчитать налоговую базу, нужно знать не только количество добытых полезных ископаемых, но и их стоимость. Напомним, что до первого января 2005 года исключения составляли нефть и газовый конденсат (налогом облагается их количество).
1) Метод фактических цен
Используя этот метод, организация оценивает стоимость исходя из цен, по которым она продавала сырье в течение налогового периода. Это значит, что учитывается выручка, которая получена от реализации полезного ископаемого. Бывает, что добывающие предприятия получают субвенции (целевые дотации из бюджета).
Таким образом, государство
возмещает разницу между
Чтобы оценить стоимость полезного ископаемого, выручку берут без субвенций.
Из выручки исключаются НДС, акцизы и расходы по доставке.
2) Метод расчетной стоимости
В этом случае стоимость
полезного ископаемого
Расчетная стоимость –
это прямые и косвенные расходы,
которые учитываются при
При определении расчетной
стоимости ДПИ учитываются
Налоговые льготы
Формально глава 26 Налогового кодекса не оперирует термином "налоговая льгота". Однако с экономической точки зрения к таковым следует отнести нулевые ставки, понижающие коэффициенты, налоговые вычеты, а также установленные в статье 336 Налогового кодекса РФ исключения из объекта налогообложения.
Налоговые вычеты по НДПИ предусмотрены исключительно для угля. Понижающие коэффициенты корректируют базовые налоговые ставки. Коэффициенты предусмотрены прежде всего для нефти (причем для нефти есть как понижающие коэффициенты - Кв, Кз, так и повышающий - Кц). Для независимых (от Газпрома) производителей газового конденсата также предусмотрен понижающий коэффициент. Кроме перечисленного, Налоговый кодекс РФ предусматривает понижающий коэффициент 0,7 для любых видов полезных ископаемых, однако он не имеет широкого применения в виду невозможности выполнить условия для его получения для большинства недропользователей.
Изъятия из объекта налогообложения отличается от ставки 0 тем, что недропользователи, которые добывают ископаемые, исключенные из объекта налогообложения, не обязаны отчитываться по ним перед налоговыми органами. Например, угольные предприятия не обязаны отчитываться по метану угольных пластов, который они добывают попутно с углем. Если бы метан угольных пластов облагался бы по ставке 0, то угледобывающие предприятия все равно не платили бы с него НДПИ, но при этом были бы обязаны вести учет добычи этого ископаемого и отчитываться по нему перед налоговыми органами.
Порядок и сроки уплаты налога
В 2002 году налоговым периодом являлся квартал (ст.341 НК РФ). Налог перечисляется ежемесячными авансовыми платежами, которые равны 1/3 от суммы налога за предыдущий квартал. Однако с 1 января 2003 года авансовые платежи платить не нужно, поскольку налоговым периодом будет не квартал, а месяц. Налоги нужно платить не позднее 25 числа следующего месяца.
Сдавать налоговую декларацию необходимо с того периода, как они начнут добычу. Срок сдачи декларации – до конца следующего месяца.
Налоговый период – месяц,
т.е. сдавать налоговую декларацию
и платить налог нужно
3. ВОДНЫЙ НАЛОГ
Назначение и сущность
водного налога можно охарактеризовать
таким образом: он обеспечивает реализацию
принципа платности за пользование
водными ресурсами через
Несмотря на то, что и плата за пользование водными объектами, и водный налог являются фискальными платежами, порядок их взимания различен.
Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы. Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ:
- в федеральный бюджет - 40%;
- в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.
Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах. Правовую основу начисления и уплаты платежей за пользование водными ресурсами составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения
водным налогом (далее в
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
2. Не признаются объектами налогообложения:
1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
2) забор воды из водных
объектов для обеспечения
3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
4) забор морскими судами,
судами внутреннего и
5) забор воды из водных
объектов и использование
6) использование акватории
водных объектов для плавания
на судах, в том числе на
маломерных плавательных
7) использование акватории
водных объектов для
8) использование акватории
водных объектов для
9) использование акватории
водных объектов для
10) использование акватории
водных объектов для
11) использование водных
объектов для проведения
12) особое пользование
водными объектами для
13) забор воды из водных
объектов для орошения земель
сельскохозяйственного
14) забор из подземных
водных объектов шахтно-
15) использование акватории
водных объектов для
Говоря об объекте обложения, надо помнить, что между платой и водным налогом есть отличие. Водный налог уплачивается при пользовании как поверхностными, так и подземными водными объектами, а плата взимается только за пользование поверхностными водными объектами.